Японская школа менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты моделей менеджмента…………………………………………....4
1.1. Менеджмент и модели…………………………………………………………………4
1.2. Описание японской модели менеджмента…………………………………………...6
2. Сравнительный анализ Японской школы менеджмента с Англо-Американской моделью……………………………………………………………………………………...….13
3. Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента……………………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная сделана.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию 

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 «Российский  государственный профессионально-  педагогический университет»

Институт  экономики и управления

Кафедра финансов и бухгалтерского учёта 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  дисциплине: «Менеджмент»

     На  тему: «Японская школа  менеджмента» 
 
 
 
 

                                                                                       Студентка Южакова Анна      

                                                                            Ивановна

                                                                                                              Группа РЖ 317 С-ЭТ

      Проверил (а) Миронова

                 Татьяна Николаевна 
 
 
 

     г. Екатеринбург

     2011    

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

1.   Теоретические аспекты моделей менеджмента…………………………………………....4

       1.1. Менеджмент и модели…………………………………………………………………4

       1.2. Описание японской модели менеджмента…………………………………………...6

2. Сравнительный  анализ Японской школы менеджмента с Англо-Американской моделью……………………………………………………………………………………...….13

3. Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента……………………………………………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Общей теории менеджмента, пригодной для  всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.

      В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам  управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило  ей занять лидирующее положение в  мире.

      Японская  система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично – как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.

      Японский  менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

      Японская  модель менеджмента основывается на философии «мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и  менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских.

      Японский  менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические  рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед  коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда.

      Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве  стран Европы и Америки? Вот ключевая тема данной курсовой работы. Прежде всего, своей направленностью: основным предметом  управления в Японии являются трудовые ресурсы.

1. Теоретические аспекты  моделей менеджмента

      Менеджмент  – совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения  эффективности их работы.

1.1. Менеджмент и модели

      Требуемые для эффективного управления организацией навыки и умения необходимы не только профессиональной группе людей, которые  называются менеджерами. Менеджмент как  общечеловеческая деятельность распространяется на различные сферы деятельности. Отмечено, что «всеобщий человеческий процесс» включает в себя пять отдельных, но взаимосвязанных элементов:

  • решение о постановке цели и планирование деятельности по ее достижению
  • распределение времени и действий, необходимых для решения задач
  • мотивация и пробуждение к действиям
  • координация отдельных, но взаимосвязанных действий
  • осуществление контроля над тем, что сделано, чтобы убедиться, что результаты соответствуют намеченным планам

      В фундаментальном смысле «менеджмент» – это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении них данный термин не употребляется. По различным причинам и разными способами произошло обособление управления в функцию специалистов или особую профессию. Степень и форма данного разделения труда непостоянны: в современных организациях распространенной практикой является объединение непосредственно труда и менеджмента.

      По  мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация  управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Обычно выделяют:

  • функциональные – ответственность за отдельные элементы деятельности организации (управление персоналом, исследованиями, маркетингом, производством)
  • генеральные – возглавление подразделений организации, ответственность за общую деятельность
  • линейные – выполнение функций, напрямую связанных с производством или поставкой продуктов или услуг потребителю
  • аппаратные – исполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы

      Менеджмент  осуществляется в потоке исторических событий, что предполагает признание  равного воздействия на него прошлого, настоящего и будущего. Прошлое оказывает  влияние на все специальные функции управления. На повседневном уровне менеджмент имеет дело с настоящем, с необходимостью интеграции ресурсов, с координацией различных видов деятельности, с мониторингом текущей ситуации, с выявлением проблем, с производством. Решение оперативных вопросов может включать в себя проверку поставок, техническую деятельность с ресурсами или работу с требованиями потребителей.

      Менеджмент  предполагает прогнозирование. Насколько  бы ни была благоприятна ситуация в  настоящем, насколько эффективно ни было бы текущее производство, менеджеры должны внимательно следить за событиями во внешнем мире и пытаться заглянуть в будущее. Это предполагает проверку существующих систем и их постоянное совершенствование, анализ изменений внешней среды и их воздействия на текущую деятельность.

      Модель  – упрощенное отражение реального  бытия. Она помогает нам осознать его сложность и предлагает альтернативные точки зрения на изучаемый вопрос. Ни одна модель не предлагает полного  решения, поэтому менеджерам-практикам  полезно научится совмещать их, используя все самое ценное. Например, конкурирующей на мировом рынке компании необходимы высокое качество продукции, гибкость производства и низкие издержки, поэтому ее прежде всего интересуют модели эффективной организации процесса производства с технической точки зрения. Ее руководители также заинтересованы в моделях поведения человека на работе, которые показывают ограничения упрощения рабочих операций и их негативное воздействие (уменьшение гибкости, снижение качества продукции) на сотрудников в долгосрочном периоде.

      Управленческие  модели прямым или косвенным образом  направляют действия менеджеров; для  того, чтобы получить представление  об их природе, необходимо познакомиться  с максимально широким кругом возможных точек зрения и вкладом каждой из них в процесс менеджмента.

      Моделирование позволяет нам анализировать  действительность с помощью формального  выделения основных переменных, предлагая  возможные взаимосвязи и предсказывая вероятные результаты изменения. Модели помогают нам понять сложность реальной жизни и не игнорировать ее, а взять в «союзники». Чарльз Хэнди отметил, что теории: «Помогают объяснить прошлое, которое в свою очередь помогает понять настоящее, предсказать будущее, что позволяет повлиять на него и навести в нем относительный порядок.

      Многие  из тех, кто начинает систематическое  изучение менеджмента, поначалу испытывают немалые затруднения (особенно если раньше они изучали физические или  естественные науки, в которых феноменами управляют четкие законы, позволяющие в определенных обстоятельствах с большей точностью предсказать взаимосвязи между причинами и следствиями). Менеджмент же далек от определенности. Одна из причин – весьма большое число переменных, определяющих положение и развитие организации.

      Впрочем, и у естественнонаучных феноменов можно выделить множество переменных. Различие менеджмента и естественных наук состоит в проблемах с получением объективных, точных данных.

      Использование при обсуждении некоего феномена различных моделей дает возможность  рассмотреть разные теоретические подходы, что позволяет расширить горизонты анализа. Некоторые модели представляют организации как некие механизмы, другие – как арену политических баталий, третьи – как карьерную лестницу. Образы и метафоры, которые используют исследователи, непосредственно влияют на оценку проблем, которые они изучают, и на рассматриваемые переменные.

      Различие  метафор – один из источников несовместимых  результатов исследований менеджмента.

      Исследователи разрабатывают модели и теории в  ответ на определенные обстоятельства. В конце XIX в. предложение квалифицированного труда был ограниченно, а неквалифицированный, напротив, был в избытке, управленцы же стремились установить контроль как над тем, так и над другим. Проблема фабричного менеджмента заключалась в его способности контролировать большое число имеющихся ограниченный производственный опыт наемных рабочих. В ответ на потребности «командиров производства», стремившихся в ответ на растущий спрос увеличить объем предложения, появлялись первые теории о методах производства, авторы которых были заняты поиском способов упрощения задач, стоявших перед рабочими, редукции сложного труда к простому, что позволяло расширить использование малоквалифицированной рабочей силы.

      Сегодня основной проблемой менеджмента можно считать вопрос об организации гибкого производства, способного удовлетворить спрос на быстро изменяющихся рынках, а значит, руководителей прежде всего интересуют модели, которые предлагают способы максимально эластичной организации деятельности. Современные теории отражают этот интерес, предлагая организациям различные способы выживания в высоко турбулентном и конкурентном мире, акцентируя внимание руководства компаний на гибкости производства, качестве товаров и услуг и низких издержках.

Информация о работе Японская школа менеджмента