Японская школа менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми.
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты моделей менеджмента…………………………………………....4
1.1. Менеджмент и модели…………………………………………………………………4
1.2. Описание японской модели менеджмента…………………………………………...6
2. Сравнительный анализ Японской школы менеджмента с Англо-Американской моделью……………………………………………………………………………………...….13
3. Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента……………………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная сделана.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      Основная  проблема состоит в следующем: должна ли Россия слепо перенимать теорию японского менеджмента и применять ее на практике, либо какую-нибудь другу зарубежную школу? Заимствование чужого опыта Россией может принести еще более отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности. Традиционно существовало несколько точек зрения по поводу типов российского менталитета:

      1-западники;

      2-славянофилы;

      3-евразийтство.

      Западники (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский и др.) отрицали самобытную форму мышления русских. По их мнению, необходим переход к западным стандартам и формам мышления. Западничество оказало существенное влияние на российскую ментальность. Внедрение у нас американских принципов хозяйствования и их стиля жизни, преподносится как выход из создавшейся критической ситуации.

      Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков  и др.) наоборот считали, что Россия имеет принципиально отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления, основанный на ее самобытности, патриархальности, консерватизме и православии. Основа этой ментальности – общественная форма хозяйствования. Исходя из этого положения, ряд ученых полагают, что «менталитет россиян – главное препятствие американизации России. Он является причиной провала экономических и социально-политических реформ Ельцина. Любые попытки осуществить перемены в России, если они пренебрегут менталитетом россиян, обречены на неудачу».

      Однако  крайние точки зрения чаще всего оказываются неверными. По нашему мнению, Россия представляет собой причудливое сочетание западничества и славянофильства. Это нашло отражение в теории евроазиатства. Последняя не отрицает влияния на русскую ментальность, как запада, так и востока, большую часть влияния которого оказала на нас Япония. Россия всегда стояла между Европой и Азией. Ее географическое и расово-этническое многообразие впитало в себя эту геополитическую реальность. Население, проживающее на территории России, творило и создавало «синтезированную» культуру. Бердяев отмечал: «...Противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента».

      В России слово "менеджмент" как  управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала в России весь советский период.

      Старая  парадигма управления в России в течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, которая характеризовалась следующими особенностями:

      1. Закрытостью хозяйственного комплекса  страны и ориентацией на народнохозяйственную  эффективность.

      2. Критерием на социальную ориентацию, на общественную собственность и справедливое разделение по результатам труда.

      3. Крайней политизацией, вызвавшей  монополизацию и концентрацию  производства.

      4. Централизацией и бюрократизацией  управления.

      В новой парадигме  управления в российском менеджменте развиваются такие процессы, как:

      1. Интеграция хозяйства России  в мировую экономику.

      2. Формирование и функционирование  рыночных хозяйственных субъектов  как открытых систем.

      3. Гибкое сочетание методов государственного  управления и рыночного регулирования.

      4. Использование рыночных и административных  методов управления предприятиями  различных направлений деятельности  и форм собственности.

      Российское  предприятие, становясь самостоятельным  объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

      По  сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

      В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность  и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность  путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

      Менеджмент  на российских предприятиях предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Опыт пожизненного найма Японии вряд ли подойдет Российским предприятиям, по причине их не стабильности, но все же на ряде крупных предприятий это можно вполне реализовать, т.к. все же люди пытаются удержаться в стабильно работающих компаниях в которых есть возможность продвижения. Хотя порой продвинуться в профессиональном плане гораздо быстрее меняя одну работу на другую, с повышением должности или просто заработной платы. в качестве .

      Российский  опыт в области делового управления сводится только к использованию  методов планирования и контроля за исполнением планов.

      Российские  так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.

      Подход  с позиций человеческого фактора  для России, имеющей многолетний  опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.

      Особенности российского менеджмента:

      - приоритеты в проблематике, акцепты  внимания и усилий;

      - инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его осуществления;

      - комплекс факторов, затрудняющих  и благоприятствующих укреплению менеджмента в России:

      - культурная среда, особенности  общественного сознания, которые  невозможно

      изменить.

      Российский  менеджмент - творческое осмысление зарубежного  опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Япония  – маленькая страна. Плотность  населения высока. Ресурсы ограничены. Природные катаклизмы вызывают чувство  опасности. Поэтому у японцев  острое чувство необходимости национального  единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

      Японцы  работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед  ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в  Японии путем группового консенсуса. Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те, и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремится быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.

      Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг.

      Японский  менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для  развития их творчества, мастерства и сознательности.

      В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного общества и предотвращения извращения социально-экономических отношений под влиянием криминальных элементов.

      Понимание японского менеджмента наверняка  поможет российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, дает возможность к совершенствованию производства. Тем более что предприятия, работающие «по-японски», уже созданы в США, Великобритании, Малайзии, Таиланде и во многих других странах. Один из примеров – германский концерн «Порше», оказавшийся к 1992 году на грани банкротства. Помощь японской консалтинговой фирмы, состоявшей из бывших служащих «Тойоты», дала блестящий результат: выпуск автомашин увеличился, численность персонала уменьшилась на 19%, занимаемая территория – на 30%, появилась прибыль, увеличился ассортимент продукции.

      Овладение стержнем японского менеджмента  – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника  и связанные с таким развитием  стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д. – необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать. 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Вахрушев  В., Принципы японского управления. - М: ФОЗБ ,1992.
  2. Каору И. , Японские методы управления качеством. - М: Экономика, 1988.
  3. «Как работают японские предприятия» // под. Редакцией И.Каору. - М: Экономика, 1989.
  4. Картавый М.А., Нехашкин А.Н., Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3
  5. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002.
  6. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы. - М., Наука, 1981.
  7. Матрусова Т.Н., Япония: материальное стимулирование в фирмах. - М: Наука , 1992.
  8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента Пер. с англ. – М.: "Дело", 1992.
  9. Монден Я. , «Тойота» -методы эффективного управления. - М. : Экономика , 1989.
  10. Татарникова А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М., ИНЭ, 1992.
  11. Управление организацией под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. М.: ИНФРА – М, 2000
  12. Управление персоналом и трудовыми отношениями в Японии // Управление персоналом. 2001. -№7.
  13. Управление персоналом под ред. Т.Ю. Базарова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
  14. Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика. – М.: Наука, 1993.
  15. «Эти невероятные японцы» // Паркинсон С. Н. , Растомджи М.К., Сапре С. А. - М.: ФОЗБ, 1992.

Информация о работе Японская школа менеджмента