Адам Смитт - мыслитель эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 18:58, реферат

Описание работы

Двойственность Смита имеет свое оправдание, так как его задача действительно была двоякой. Стремясь привести экономические знания в систему, он должен был не только абстрактно анализировать внутренние связи, но и описать буржуазное общество, подобрать номенклатуру определений и понятий. Эта двойственность Смита, его непоследовательность в проведении основных научных принципов имела большое значение для дальнейшего развития политической экономии

Работа содержит 1 файл

Адам смитт.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

рынке, должны вводиться  только ради бюджетных доходов, а  не для

воздействия на хозяйство. В Англии уже не было пошлин, взимаемых при

перевозке товаров внутри страны. Но тем острее и актуальнее звучала эта

критика Смита  для Франции. 

В-четвертых, Смит подверг детальной критике всю  внешнеторговую политику

Англии и разработал программу свободы внешней торговли. Это - важнейшее

его требование, и оно наиболее непосредственным образом направлено

против меркантилизма. Так родилось фритредерство, ставшее  в XIX в.

знаменем английской промышленной буржуазии. 

Под огонь Смита  попадает весь арсенал меркантилистской политики:

стремление к  обязательной активности платежного баланса, запрещение

ввоза и вывоза определенных товаров, высокие импортные  пошлины, премии

за экспорт, монопольные  торговые компании. Особенно резко  он выступил

против английской колониальной политики, прямо заявляя, что она

диктуется не интересами нации, а интересами кучки торгашей. Смит считал

близорукой и  нелепой политику удушения промышленности и ограничения торг

овли, которую  Англия проводила в Ирландии и  особенно в

североамериканских  колониях. Он писал: "Запрещение целому народу

выделывать из продукта своего труда все то, что  он может, или

затрачивать свой капитал и промышленный труд таким  образом, как он

считает для  себя наиболее выгодным, представляет собою явное нарушение

самых священных  прав человечества". 

Это опубликовано в 1776 г., когда Англия уже вела войну против

восставших колонистов. Смит относился к американскому  республиканизму с

симпатией, хотя, оставаясь добрым британцем, выступал не за отделение

колоний, а за создание полностью равноправного  союза между Англией и

колониями. Не менее смело высказывался он о политике грабежа и

угнетения, которую  проводила Ост-Индская компания в Индии. Следует также

учесть, что Смит в своей книге написал немало язвительных и суровых слов

о церкви и системе  университетского образования. Правда, в Англии он не

рисковал ни головой, ни свободой и мог особенно не опасаться тюрьмы, где

в разное время  побывали иные из его французских  друзей: Вольтер, Дидро,

Морелле, даже Мирабо. Но он знал, как чувствительны могут  быть ненависть

и нападки англиканских попов, университетских властей и газетных писак.

Он боялся всего  этого и не скрывал, что боится. 

Привлекательность личности Смита состоит в том, что он, человек от

природы осторожный и опасливый, все же написал и  напечатал свою смелую

книгу. 

{Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов} 
 
 

{Аникин В. } > Глава 10. Создатель системы: Адам  Смит

------------------------------------

Богатство народов 

В предыдущей главе  мы несколько забежали вперед: между  возвращением

Смита из Франции и выходом в свет "Богатства народов" прошло 10 лет.

Полгода Смит провел в Лондоне, выполняя обязанности  своего рода

неофициального  эксперта при министре финансов. Весной 1767 г. он

уединился в  Керколди и прожил там почти безвыездно шесть лет, которые

целиком посвятил работе над книгой. В одном из писем он жалуется, что

однообразие жизни  и чрезмерная концентрация сил и  внимания на одном

предмете подрывают  его здоровье. Уезжая в 1773 г. в Лондон, Смит

чувствовал себя настолько плохо, что на случай смерти счел нужным

формально передать Юму права на свое литературное наследство. 

Смит думал, что  едет с готовой рукописью. На самом  деле ему понадобилось

еще около трех лет, чтобы закончить работу. "Богатство  народов" отделено

от первых экономических  опытов Смита в эдинбургских лекциях четвертью

века. Поистине, это было дело всей его жизни. 

Смит имел в  Керколди некоторые готовые наброски будущего сочинения, а в

голове - многие идеи, которые предстояло развить. Но кроме того, он

привез из Франции  и Лондона несколько ящиков книг и продолжал заказывать

книги, живя в  Керколди. По его просьбе Тюрго, в  это время ставший

министром, прислал  ему, например, составленный французскими авторами

справочник о  налоговых системах европейских  государств. Он продолжал

много читать, особенно французских авторов, изучал весьма скудные в то

время статистические отчеты, штудировал законы и практику регулирования

внешней торговли. 

Смиту всю жизнь  было трудно писать собственной рукой. Это одна из причин

немногочисленности  и лаконизма его писем. Текст "Богатства народов", как

и других своих  сочинений, Смит диктовал секретарю-писцу. Потом он правил

и обрабатывал  рукопись и отдавал ее переписывать набело. 

Смит обладал  удивительной способностью быть незаметным человеком.

Бытописатели  эпохи, оставившие подробные характеристики давно забытых и

не играющих ныне никакой роли личностей, чаще всего  молчат о нем или

говорят что-нибудь между прочим. Немногим, что известно о жизни Смита в

эти годы, мы обязаны  Джемсу Босуэлу, этому королю биографов, автору

знаменитой "Жизни  Сэмюэла Джонсона". Босуэл боготворил Джонсона и

недолюбливал  Смита. Тем не менее один его отзыв  хорошо рисует характер

Смита: "Смит был человек необычайного трудолюбия, а его голова всегда

была заполнена  массой всевозможных проблем". В дневниковой записи от 2

апреля 1775 г. Босуэл рассказывает, что он утром посетил  Смита в

снимаемой им квартире на Саффолк-стрит и застал его  за работой: он

диктовал секретарю. Смит сказал ему, что заканчивает  свою работу и что

он решил "сделать  книгу полной", сняв в ней ссылки на другие сочинения.

Босуэлу это  послужило поводом для шутливого  разговора с одним из друзей,

но в действительности здесь заключается важная проблема. 

Карл Маркс  писал: "Свое мудрое шотландское  изречение: "если вы приобрели

немногое, то зачастую легко будет приобрести многое, но трудность

состоит в том, чтобы приобрести немногое", Адам Смит применил и к

духовному богатству  и потому с мелочной заботливостью  скрыл источники,

которым он обязан тем немногим, из чего он сделал поистине многое.

Неоднократно  предпочитает он притуплять острие вопроса  там, где резкая

формулировка  заставила бы его свести счеты  со своими предшественниками". 

Смит умудрился  даже не упомянуть в своей книге  Петти, Норса, Мандевиля,

Джемса Стюарта, Тюрго - авторов, многие идеи которых он молчаливо

принял. Чем это  объясняется? Можно лишь высказать  некоторые соображения.

В какой-то мере это было в духе времени: сотни  петитных сносок были

тогда не очень  в моде, Смит, конечно, не мог предвидеть, какое место

займет его  книга в экономической науке. Но он, очевидно, сознавал в

какой-то мере значение своих научных обобщений, свою роль

систематизатора экономической науки и не был  чужд тщеславия. Методичный

и уравновешенный, он не любил прерывать гладкий  поток изложения

ненужными (как ему казалось) ссылками и скрещивать шпаги в теоретическом

споре. Весь свой заряд критики он потратил на меркантилистов, причем был

в этой критике  нередко односторонним и необъективным. Все многообразие и

богатство меркантилистской литературы он рассматривал только с точки

зрения своей  системы, не умея и не желая выделять в меркантилизме

научные элементы, рациональное зерно. Осторожный и неторопливый, он не

любил резких и  категорических формулировок. Никоим образом не относился

он к людям, которым, как говорит русская поговорка, ради красного словца

не жаль родного  отца. 

"Исследование  о природе и причинах богатства  народов" вышло в свет в

Лондоне в марте 1776 г. Сочинение Смита состоит  из пяти книг. Основы его

теоретической системы, в которой завершены и обобщены многие идеи

английских и  французских экономистов предыдущего  столетия, изложены в

двух первых книгах. В первой содержится, по существу, анализ стоимости и

прибавочной стоимости, которую Смит рассматривает в  конкретных формах

прибыли и земельной ренты. Вторая книга носит заглавие "О природе

капитала, его  накоплении и применении". Далее  мы рассмотрим эти вопросы

несколько подробнее. Остальные три книги представляют собой приложение

теории Смита  отчасти к истории, а в основном к экономической политике. В

небольшой третьей  книге речь идет о развитии экономики  Европы в эпоху

феодализма и  становления капитализма. Обширная четвертая книга - история

и критика политической экономии; восемь глав посвящены меркантилизму,

одна - физиократии. Самая большая по объему, пятая книга посвящена

финансам - расходам и доходам государства; здесь  изложены взгляды Смита

на государство. 

"Богатство  народов" безусловно одна из  самых занимательных книг в

истории политической экономии. Как заметил Уолтер Бэджгот, это не только

экономический трактат, но и "очень любопытная книга  о старых временах". 

Она заметно  отличается от суховатых аналитических  эскизов Кенэ, теорем

Тюрго и от "Принципов" Рикардо с их разреженной атмосферой глубокой

абстракции. 

Смит вложил в свое сочинение огромную эрудицию, тонкую наблюдательность

и оригинальный юмор. Из "Богатства народов" можно  вычитать тьму

любопытных вещей  о колониях и университетах, военном  деле и банках,

серебряных рудниках и контрабанде... и о многом другом. С современной

точки зрения, многое из этого едва ли имеет прямое отношение к

экономической теории. Но для Смита политическая экономия и была именно

такой почти  всеобъемлющей наукой об обществе. 

Основной метод  исследования в политической экономии - метод логической

Информация о работе Адам Смитт - мыслитель эпохи возрождения