Агропромышленный комплекс Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы изучение агропромышленного комплекса Омской области.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

•изучить понятие и структуру агропромышленного комплекса (АПК);
•рассмотреть современное состояние АПК России;
•обозначить основные направления развития АПК;
•изучить инфраструктуру АПК Омской области;
•изучить сельскохозяйственное производство Омской области как основной сферы АПК;
•определить роль государства в развитии АПК Омской области;
•рассмотреть стратегию развития АПК в России и Омской области.

Содержание

……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса России……………………………………………………………
5
1.1. Понятие агропромышленного комплекса и его структура……... 5
1.2. Современное состояние агропромышленного комплекса России…………………………………………………………………...
7
1.3. Основные направления развития агропромышленного комплекса………………………………………………………………..
10
Глава 2. Агропромышленный комплекс Омской области………………... 14
2.1. Инфраструктура агропромышленного комплекса Омской области…………………………………………………………………..
14
2.2. Сельское хозяйство как основная сфера агропромышленного комплекса Омской области…………...………………………………..
18
2.3. Роль государства в развитии агропромышленного комплекса Омской области…………………………….…………………………..
27
Глава 3. Стратегия развития агропромышленного комплекса Омской области………………………………………………………………………..
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованной литературы………………………………………. 43
Приложение

Работа содержит 2 файла

Содержание.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

    В сфере услуг сформируется сеть дилерских  предприятий. На дилерских предприятиях существенно возрастет технологический уровень ремонтных работ, который позволит отремонтированные машины, агрегаты и узлы по уровню надежности сопоставить с новой техникой.

    В структуре оптовых рынков сформируется рынок подержанной техники (вторичный рынок), потребителями на котором станут хозяйства, не имеющие возможность покупать новую технику, внедрять интенсивные технологии. Таких хозяйств в регионе будет до 35-40%. Амортизационные отчисления на гектар уборочных и полевых работ, выполненных такой техникой, снизятся в 1,8-2,0 раза в сравнении с новой техникой.

    Необходимо  ускоренное развитие информационно-консультационной службы с расширением взаимодействия ее с научно-исследовательскими организациями  и образовательными учреждениями, МИС, заводами-изготовителями, сервисными структурами. В системе подготовки кадров руководителей и специалистов с привлечением ресурсов коммерческих структур (выставки-ярмарки, учебные центры, консультационные службы, опытные поля и фермы, информационные системы и др.) обеспечат качественный рост квалификации, увеличении доли специалистов, связанных с маркетинговой деятельностью и технологическим реформированием производства. Удельный вес трактористов-машинистов первого и второго класса должен возрасти с 45 до 75-80%. [21, с.38]

    Появление платежеспособных заказчиков (эффективных, товаропроизводителей, инвесторов, дилеров  и др.) обеспечат спрос на услуги научных учреждений и вузов по механизации и электрификации сельского  хозяйства. Активизируется деятельность по интеллектуальному сервису сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Сказанное позволяет заключить, что методом  самоорганизации поставщиков и  потребителей проблему исключения «паразитирующих» звеньев на рынке продовольствия не решить. Нужна целенаправленная работа по формированию рыночной инфраструктуры в регионе, регулированию рыночной среды. Значительная часть государственной помощи должна направляться в сферу формирования инфраструктуры. В противном случае, она «уходит в песок», оседая в карманах многочисленных посредников, формируя статью, так называемых трансакционных издержек. [21, с.37]

2.2. Сельское хозяйство  как основная сфера  агропромышленного  комплекса Омской  области 

    Вопрос  о роли и месте сельского хозяйства  в экономике региона в свете  решения задачи удвоения валового внутреннего продукта не является сугубо научной проблемой. По сути дела, рост ВВП – это лишь один из инструментов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие. Что же касается роли сельского хозяйства, то его эффективное развитие предполагает прирост социально-экономического потенциала, улучшение жизненного уровня и рост численности населения, его образованности и здоровья, повышение всех форм безопасности, равноправное участие в мировом разделении труда. Если исходить из сложившейся ситуации в Омской области за последние годы, то можно отметить некоторые положительные тенденции в развитии аграрного сектора экономики. Среди них: прирост производства, начавшийся с 1998 года и достигший 56%. Получение устойчивых урожаев зерновых культур, сохранены позиций по производству молока и мяса. За 2004 год объем производства продукции в сельском хозяйстве увеличился на 1,8%. Физический объем сельскохозяйственной продукции достиг 34,8 млрд. руб., против 26 в 2003 году. Доля прибыльных организаций в отрасли «сельское хозяйство» по данным государственной статистики составило 63,2%, против 45,5% - в 2003 году. Рентабельность от всей хозяйственной деятельности составила 16,1%. Кредиторская задолженность сократилась с 6 до 4,4 млрд. руб. Отраслью уплачено налогов – 1,2 млрд. руб. во все уровни бюджетов. В 2004 году на объектах социального и инженерного обустройства сельских поселений области освоено 1,3 млрд. руб. Наращивает объемы производства пищевая и перерабатывающая промышленность. [7, с.123]

    Задолженность по заработной плате сократилась  на 65 %. За год зарплата выросла на 28 % и составила на конец года 3147 руб.

    Разработана Концепция развития агропромышленного  комплекса, которая в декабре  2004 года утверждена Правительством области. Кредитные ресурсы стали более доступными для сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Более эффективно стали действовать инструменты государственного регулирования агропромышленного производства и агропродовольственного рынка, в том числе страхование, лизинг, закупочные и товарные интервенции. Формируются многоукладная структура производства. На новой основе создаются крупные агрофирмы и другие агропромышленные формирования. Осуществляется финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий,

    Однако этого оказалось недостаточно для выхода агарного сектора из кризиса. Несмотря на принятые меры по улучшению экономических условий функционирования предприятий и  организаций АПК, не удалось обеспечить его устойчивое и динамичное развитие, отвечающее поставленной задаче ускорения темпов роста экономики, удвоения валового внутреннего продукта страны.

    В АПК определились основные организационно-правовые формы сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий и организаций. В агропромышленном комплексе области одновременно функционируют как малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, так и крупнотоварные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, их ассоциации и союзы, а также крупнейшие корпорации – агрофирмы и др. Однако тенденции их развития и экономическая эффективность производственно-финансовой деятельности, а также перспективы дальнейшего развития представляют собой сложную и противоречивую картину (таблица 1).

    Многие  проблемы в агропромышленном комплексе продолжают оставаться нерешенными. Хотя предпосылки для роста сохраняются, однако деградационные процессы еще не остановлены, и весь набор угроз остается реальным.

Таблица 1.

Распределение хозяйствующих субъектов Омской области, занимающихся производством с/х продукции по организационно-правовым формам (единиц).

  2000 2001 2002 2003 2004
Совхозы 2 1 1 1 -
Государственные предприятия всех систем 45 49 44 42 24
Колхозы 31 13 7 7 7
СПК 116 242 305 323 345
ТОО 110 90 80 69 56
ООО 134 175 207 254 283
ОАО 66 62 63 62 39
ЗАО 309 243 210 205 18
Муниципальные предприятия 819 885 927 963 446
Ассоциации  крестьянских (фермерских) хозяйств 82 76 76 71 70
Крестьянские (фермерские) хозяйства 6961 6689 6404 6023 5850
Личные  подсобные хозяйства населения, тыс. ед. 284,2 281,7 283,4 254,5 274,4
Коллективные  и индивидуальные сады и огороды, тыс. ед. 257,5 252,7 260,9 263,3 263,5
 

    При сохранении сложившихся тенденций  столь «неуверенного роста» объемов и эффективности производства АПК неизбежны:

    • дальнейшее увеличение разрыва в  уровне жизни сельского и городского населения;

    • обострение социально-экономического кризиса сельских территорий (застойная безработица, деградация социальной инфраструктуры);

    • актуализация угроз снижения физической и/или экономической доступности продовольствия для населения страны;

    • кризисный характер воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.

    Как бы не развивалась промышленность, сельское хозяйство всегда будет системообразующим блоком в силу большой территории, природных условий, площадей, пригодных для производства сельскохозяйственной продукции, наших народных традиций.

    В последние годы усугубились экономические  отношения между отраслями АПК. Что же касается роли АПК в развитии экономики региона, то его следует рассматривать, прежде всего, с экономических, социальных, экологических и политических позиций (таблица 2).

Таблица 2

Основные  сферы влияния АПК на экономику  страны, региона

Роль  и место АПК в экономике страны
Основные  сферы
Экономика Социальная  сфера Экология Политика
Развитие  агропродовольственного рынка Улучшение демографической  ситуации Безопасное  питание Продовольственная независимость
Микроэкономическая  устойчивость Развитие сельских территорий Сохранение  природной сферы Внутренняя  политическая устойчивость
Внешнеэкономические отношения Занятость   Политическая  независимость
Бюджетные отношения Доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей    
 

    Отношение государства к АПК и сельскому хозяйству на различных этапах социально-экономического развития страны существенно изменялось. Сельское хозяйство на протяжении всей нашей истории являлось донором развития экономики страны. Сельское хозяйство стало основным источником накопления средств для индустриализации страны в довоенный период и на этапе восстановления народного хозяйства в послевоенные годы.

    В начале нынешних рыночных реформ перераспределение финансовых ресурсов через систему цен вновь произошло за счет сельского хозяйства: они были перераспределены в другие сферы экономики страны.

    В результате экономика сельского  хозяйства 90-х годов была подорвана. Аналогичная ситуация сохраняется  в настоящее время. По оценке ученых ВНИИЭСХ, ежегодно из отрасли происходит переток ресурсов в другие отрасли в размере 100 млрд. руб.

    Поэтому агропродовольственная политика, если ее признать как совокупность мер, осуществляемых государством в целях создания условий для эффективного функционирования агропромышленного комплекса и его сельского хозяйства, должна предусматривать:

    • обеспечение населения России высококачественными  продуктами питания в размерах, поддерживающих его здоровый образ жизни;

    • обеспечение продовольственной  безопасности;

    • развитие конкурентоспособного и устойчивого  сельскохозяйственного производства;

    • формирование развитых агропродовольственных рынков;

    • создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;

    • рост доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, улучшение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности;

    • соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве. [1, с.107]

    Одним из главных условий формирования высокоэффективного, конкурентоспособного сельского хозяйства является создание условий для его расширенного воспроизводства.

    Что касается места и роли отрасли «сельское хозяйство» в валовом региональном продукте Омской области, то оно занимает около 16-17% (таблица 3).

    Таблица 3

    Удельный  вес сельского хозяйства в  экономике Омской области

Показатели ед. изм. 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Среднегодовая численность работников, занятых в экономике, всего тыс. чел. 947,3 937,4 968,1 974,5 975,7 970,2 938
в том числе в сельском хозяйстве " 148,7 143,4 179,7 185,5 184,2 176,8 166,8
  %% 15,7 15,3 18,6 19,0 18,9 18,2 17,8
Производство  валового регионального продукта в  целом по экономике Омской области млн. руб. 32152,5 29595,1 37258,6 48477,1 66811,5 90933,0 102929,0
в том числе в сельском хозяйстве " - - - 9550,0 16034,8 14731,1 17086,2
  %% - - - 19,7 24,0 16,2 16,6
Инвестиции  в основной капитал в фактически действующих ценах млн. руб. 3475,7 3617,5 4649,1 5159,9 8052,1 10836,4 17713,1
в том числе в сельском хозяйстве " - - - 609 846,6 1434,8 1306,8
  %% - - - 11,8 10,5 13,2 7,4

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 153.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Агропромышленный комплекс Омской области