Агропромышленный комплекс Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы изучение агропромышленного комплекса Омской области.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

•изучить понятие и структуру агропромышленного комплекса (АПК);
•рассмотреть современное состояние АПК России;
•обозначить основные направления развития АПК;
•изучить инфраструктуру АПК Омской области;
•изучить сельскохозяйственное производство Омской области как основной сферы АПК;
•определить роль государства в развитии АПК Омской области;
•рассмотреть стратегию развития АПК в России и Омской области.

Содержание

……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса России……………………………………………………………
5
1.1. Понятие агропромышленного комплекса и его структура……... 5
1.2. Современное состояние агропромышленного комплекса России…………………………………………………………………...
7
1.3. Основные направления развития агропромышленного комплекса………………………………………………………………..
10
Глава 2. Агропромышленный комплекс Омской области………………... 14
2.1. Инфраструктура агропромышленного комплекса Омской области…………………………………………………………………..
14
2.2. Сельское хозяйство как основная сфера агропромышленного комплекса Омской области…………...………………………………..
18
2.3. Роль государства в развитии агропромышленного комплекса Омской области…………………………….…………………………..
27
Глава 3. Стратегия развития агропромышленного комплекса Омской области………………………………………………………………………..
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованной литературы………………………………………. 43
Приложение

Работа содержит 2 файла

Содержание.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

    Позитивным  фактором в 2004 г. стал рост рентабельности сельскохозяйственных организаций. По некоторым данным она составила более 15% (3% в 2003 г.). К тому же в 2004 г. произошло заметное сокращение просроченной кредиторской задолженности, однако то обстоятельство, что ее объем более чем в 2 раза превышает годовую полученную прибыль, не позволяет делать утешительные выводы. [14, с.37]

    Основные  направления государственной политики в области агропромышленного  комплекса в принципе давно известны. Это, в частности, наращивание производства зерна с перспективой увеличения экспорта, ускорение развития животноводства с последующим замещением импорта мяса и мясопродуктов, стимулирование развития сельскохозяйственных территорий. Однако последовательной реализации мер по указанным направлениям, к сожалению, до сих пор не наблюдается. Безусловно, в руках Правительства РФ всегда находятся тарифные рычаги (квотирование), однако, как показал опыт 2004 г., резкое изменение политики не приводит к немедленному результату.

    Ожидать улучшения ситуации в агропромышленном комплексе в среднесрочной перспективе, скорее всего, не следует, особенно в условиях вступления России в ВТО. Сельскохозяйственная проблематика является одной из наиболее принципиальных сфер, где стороны довольно жестко отстаивают свои позиции. 

1.3. Основные направления  развития агропромышленного комплекса 

    Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяйство России было затратным, в основном экстенсивным и разрушительным для природной среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увеличивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в какие сроки.

    Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь идет, прежде всего, о государственном протекционизме при реализации крупных комплексных экономических и социальных программ, прямой государственной бюджетной поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.

    Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных производителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практически все страны.

    В сложившейся ситуации целесообразно  использовать кредитование села на основе специальной кредитной линии, открытой под 1/3 учетной ставки Центрального банка. По мнению специалистов банка "СБС-Агро", затраты государства при этом были бы меньше, чем на вынужденную пролонгацию кредитов и их систематическое списание.

    В государственном регулировании  нуждается и реализация продукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконкурентоспособностью, высокой себестоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной маркетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения проблема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет однозначного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продовольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

    Для производителей продукции следует  определять объем региональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет должен заключаться договор, в котором устанавливаются гарантированные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыночных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.

    Для повышения конкурентоспособности  отечественной продукции необходимо ввести дотации. Дело в том, что ни увеличение таможенных пошлин, ни установление квот не окажут существенного влияния на ограничение импорта и рост объемов внутреннего производства. Как известно, зарубежный импорт в значительной мере дотируется страной-производителем, и "захват" нашего рынка нередко идет за счет установления демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации производителям отечественной продукции позволят им реально конкурировать с импортной продукцией. Кроме того, вся сумма таможенных платежей, связанная с импортом, должна переводиться в специальный фонд поддержки предприятий АПК.

    Одна  из серьезных проблем сельскохозяйственного  производства, как и всей экономики, - резкое снижение объема инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закредитованность и постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспективными для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведет к физическому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%.

    Одним из вариантов улучшения финансирования сельского хозяйства может стать возрождение в широком плане сельской кредитной кооперации. Кооперативы могут объединять собственные средства, свободные средства сельского населения, а также жителей малых городов. Но здесь на первых порах со стороны государства должна быть оказана конкретная помощь в виде льготных банковских кредитов.

    Наряду  с мероприятиями по усилению госрегулирования сельского хозяйства необходима активизация роли государства в регулировании деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Сокращение инвестиций и тяжелое финансовое положение большинства предприятий привели к тому, что ежегодное обновление основных фондов в пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает 3-4%. Это в несколько раз ниже необходимого. Следовательно, требуется приток инвестиций для технического перевооружения отрасли и в некоторых случаях - нового строительства предприятий. Актуальность такого подхода вызвана еще и тем, что населению в переработанном виде реализуется лишь 1/3 произведенной продукции, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 90%. Только за счет сокращения потерь и углубления переработки сырья можно увеличить производство продуктов питания в стране на 25-30%.

    Таким образом, суммируя вышесказанное, можно  выделить следующие основные направления  реформы агропромышленного комплекса. Надо сформировать систему государственной поддержки сельского хозяйства и тем самым усилить влияние государства как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении природоохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и рыночной информации, совершенствование системы кредитования, стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. 

 

Глава 2. Агропромышленный комплекс Омской области 

2.1. Инфраструктура агропромышленного  комплекса Омской области 

    Инфраструктура  АПК – это комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное  функционирование рынка, выполняющих  функции посредников или берущих  на себя решение вспомогательных  задач воспроизводственного процесса и товарно-денежного оборота между основными субъектами рынка. Приоритетная роль инфраструктуры объясняется тем, что она не только создает дополнительные рабочие места, но и способствует росту экономической активности населения, позволяет значительно сокращать фондо- и трудоемкость продукции предприятий индустриальной и аграрной отраслей, увеличивать доходи и налоговые поступления государства. [18, с.114]

    Успешное  функционирование институтов инфраструктуры АПК во многом определяется государственной  поддержкой, а ряд сложных и  дорогостоящих ее элементов можно создать только при непосредственном участии государства. Основная задача государства как общественного института при формировании инфраструктуры рыночного хозяйства сводится к созданию юридического фундамента, на основании и по правилам которого формируются отношения между всеми субъектами рынка.

    В Омском государственном аграрном университете выполнено исследование, суть которого заключалась в том, что группа экспертов по специальной методике оценила степень развитости каждого из более чем 50 видов учреждений инфраструктуры АПК. В этот "набор" учреждений и организаций вошли структуры, которые либо уже адаптированы в российской экономике, либо успешно функционируют в составе АПК развитых стран. Затем они были объединены в 6 групп:

    1) производственное и научно-техническое  обслуживание АПК; 

    2) посреднические, торговые и сбытовые  организации; 

    3) финансово-кредитные организации; 

    4) переподготовка кадров, трудоустройство,  социальная защита населения; 

    5) информационное обслуживание рыночного хозяйства АПК;

    6)местное  самоуправление и правовое обслуживание  рынка. 

    Оценка  уровня развитости основных звеньев  инфраструктуры выполнялась по трем критериям: 

    • развитие сети учреждений на территории Омской области;
    • наличие правовых актов, регулирующих деятельность;
    • удельный вес потребностей удовлетворяемых услугами того или иного учреждения инфраструктуры. [22, с.67]

    Полученные  данные экспертных оценок сведены в  таблицу (см. приложение 1).

    Данные  экспертной оценки и другие исследования позволяют сделать выводы о состоянии инфраструктуры и мерах, которые необходимо осуществить в ходе реформ. Полученные  данные характеризуют состояние  инфраструктуры  АПК  во всех регионах Сибирского федерального округа. Прежде всего, заметно отставание в разработке нормативных актов, регулирующих деятельность инфраструктуры АПК.

    Сложилось мнение, что основным препятствием в развитии рыночной инфраструктуры АПК является недостаток средств. Однако, такое мнение справедливо лишь частично. Обще признано, что многие функции государственной поддержки заключаются в его регулирующей роли, законодательно-правовом вмешательстве в деятельность хозяйствующих субъектов.

    Что касается перспективы развития, то она определяется  потребностями  региона. Приоритетным направлением развития агропродовольственного комплекса Омской области является создание профильных и многопрофильных региональных вертикально-интегрированных компаний, действующих в сфере сельхозпроизводства, переработки, материально-технического обслуживания, сбыта и т.д., становление и развитие в новых экономических условиях различных форм кооперации.

    Разработки  ученых аграрного университета показывают, что серьезного улучшения дел  в АПК можно достигнуть путем  развития рынка производственных услуг. Эффективными являются такие направления, как увеличение объема услуг сельскому хозяйству сторонними организациями до 35-40 % в стоимости производимой продукции, развитие сети МТС, сервисных фирм, специализирующиеся на уборочных работах, защите растений от болезней и вредителей. Необходимо  увеличить долю ремонтно-технических работ, выполняемых силами специализированных инженерных служб.

    В сфере агрохимического обслуживания довести ежегодно удобряемые площади  до 30 - 35% от общих посевов. Появится стимул для притока в агрохимический бизнес внутренних и внешних инвестиций, сделает его привлекательным для государства и крупных финансово-кредитных организаций. Удобрения при их правильном применении по данным специалистов сегодня являются наиболее окупаемым ресурсом, тем более, если учесть поддержку региональных властей по субсидированию части затрат.

    Ожидается эффект в форме расширения технического сервиса и кадровой составляющей за счет услуг сети дилерских предприятий: специализированных, и комплексной  направленности (ОАО "Ростсельмаш", ОАО "Красноярский завод комбайнов" и др.), которые создают фирменные технические центры для сервиса выпускаемых ими машин. Их доля в ремонте и обслуживании техники достигнет 2-3%.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 153.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Агропромышленный комплекс Омской области