Агропромышленный комплекс Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы изучение агропромышленного комплекса Омской области.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

•изучить понятие и структуру агропромышленного комплекса (АПК);
•рассмотреть современное состояние АПК России;
•обозначить основные направления развития АПК;
•изучить инфраструктуру АПК Омской области;
•изучить сельскохозяйственное производство Омской области как основной сферы АПК;
•определить роль государства в развитии АПК Омской области;
•рассмотреть стратегию развития АПК в России и Омской области.

Содержание

……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса России……………………………………………………………
5
1.1. Понятие агропромышленного комплекса и его структура……... 5
1.2. Современное состояние агропромышленного комплекса России…………………………………………………………………...
7
1.3. Основные направления развития агропромышленного комплекса………………………………………………………………..
10
Глава 2. Агропромышленный комплекс Омской области………………... 14
2.1. Инфраструктура агропромышленного комплекса Омской области…………………………………………………………………..
14
2.2. Сельское хозяйство как основная сфера агропромышленного комплекса Омской области…………...………………………………..
18
2.3. Роль государства в развитии агропромышленного комплекса Омской области…………………………….…………………………..
27
Глава 3. Стратегия развития агропромышленного комплекса Омской области………………………………………………………………………..
30
Заключение…………………………………………………………………... 41
Список использованной литературы………………………………………. 43
Приложение

Работа содержит 2 файла

Содержание.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

    Информационно-консультационные службы для нашего региона не являются совершенно новым делом. В процессе реализации  Правительственной программы  в Омской области уже ряд лет функционирует Областной центр по информатике и консультированию. Вместе с тем, анализ показывает, что при достаточно высоком кадровом потенциале и широких возможностях, имеющихся у научных и образовательных учреждений, в области слабо работает информационно-консультационная сеть. Как свидетельствуют данные отчетов, за последние годы фактически пользуются услугами областных и районных структур системы ИКС лишь 2–3% сельских товаропроизводителей. Сельскохозяйственное производство продолжает оставаться отраслью со слабой восприимчивостью к достижениям научно-технического прогресса.

    Суть  проблемы состоит в том, что слабо  используется имеющийся в регионе  потенциал научных и образовательных  учреждений, нет их  достаточной согласованности в работе по оказанию информационно-консультационных услуг. Отсутствует эффективное взаимодействие между товаропроизводителями-потребителями услуг и научно-образовательными организациями. Нет достаточной помощи со стороны государства по организации и финансированию такого взаимодействия.

    В настоящее время по поручению  Главного управления сельского хозяйства  области   на базе Омского государственного аграрного университета с участием всех основных научных и образовательных организаций аграрного профиля региона формируется информационно-консультационный центр АПК.  Такое решение, думается, весьма своевременно и базируется на возможностях этого крупнейшего в Сибири образовательного учреждения. В институтах и на факультетах ОмГАУ работают специалисты, которым под силу весь спектр консультационных услуг. В этих целях можно использовать специализированное лабораторное оборудование, опытные поля, потенциал учхозов. Естественно, при организации центра не могут остаться в стороне  областные агрохимические и ветеринарные службы, станции защиты растений и другие.

    В качестве координирующего органа решением Главного управления сельского хозяйства  при ОмГАУ будет создан  Совет информационно-консультационного центра. Сегодня можно проинформировать о  том, что уже сделано. Сформирован банк данных   об инновациях, включающий более 500 разработок, выполненных научными и образовательными структурами, работающими в сфере  АПК. Налажена работа службы рыночной информации, которая наряду с рыночными обзорами,  публикует в газете «Вся губерния» ежедекадно оперативную информацию о ценах на продукцию по каналам реализации. Кроме того, материалы  размещаются на сайте (http://agro.km.ru).  В помощь сельским товаропроизводителям, специалистам и консультантам издано региональное учебное пособие  «Информационно-консультационные услуги в АПК (региональный аспект)». Разработаны примерные учебные планы переподготовки кадров в системе ИКС, включающие пять категорий участников информационно-консультационного процесса в АПК. Ведется мониторинг рынка консультационных услуг. Принимаются меры по развитию в регионе сети эффективно работающих районных информационно-консультационных центров с развитой системой коммуникаций.

    Информационно-консультационная система   формируется  по общепринятым принципам, являясь инструментом воздействий государства на хозяйствующие субъекты. Финансирование должно осуществляться как за счет бюджетных ассигнований,  так и  оплаты за услуги. В числе основных функций информационно-консультационных центров: консультирование по организации и технологии в земледелии и животноводстве, включая применение удобрений и ядохимикатов; ветеринарно-профилактические и лечебные мероприятия; техническое обслуживание и эксплуатация машин; проектирование и строительство; землеустройство, бизнес-планирование и маркетинг сельскохозяйственной продукции; юридическое обслуживание, вычислительная техника, средства связи, бухгалтерский учет и аудит, налоги, страхование и др. Численность работников районных или межрайонных служб будет определяться спросом на тот или иной вид услуг.

    Необходимо  обеспечить индивидуальный подход  и сохранить лучших руководителей и специалистов, работающих в хозяйствах и  специализированных службах, обеспечить преемственность и связь с научными учреждениями, вузами и техникумами. Имеются все возможности организовать обучение и  аттестацию кадров в институте повышения квалификации кадров, институте экономики и финансов университета. Студенты-выпускники будут проходить практику в районных информационно-консультационных центрах. Принимаются меры к тому, чтобы дипломное проектирование, в той мере, сколько это необходимо, подчинить проблемам конкретных сельскохозяйственных предприятий области. Опыт выполнения проектных разработок по заявкам хозяйств имеется.

    Научно-техническое  обеспечение сельского хозяйства, создание сети информационно-консультационных служб повысят восприимчивость  сельского хозяйства к научным  достижениям, дадут новый импульс развитию производства, позволят сохранить кадры специалистов.

 

Заключение 

    Сельское  хозяйство – это совершенно особая сфера производства, главная особенность  которого – наличие земли в  качестве основного средства производства. Земля в отличие от других средств  производства – не продукт труда человека, ее размеры не могут быть увеличены; при правильном ее использовании в сельском хозяйстве земля не только не теряет своих качеств, но даже улучшает их, в то время как все другие средства производства постепенно устаревают морально и физически, заменяются другими. Земля, являясь средством производства, выступает и как средство труда, и как предмет труда.

    Активно в АПК идет формирование новых  форм хозяйствования. В настоящее  время они представлены крестьянскими  хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно 1% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3-5 лет, чтобы встать на ноги.

    Таким образом, можно выделить следующие основные направления реформы агропромышленного комплекса. Надо сформировать систему государственной поддержки сельского хозяйства и тем самым усилить влияние государства как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении природоохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и рыночной информации, совершенствование системы кредитования, стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

 

Список  использованной литературы 

    1. Абуов К.К., Стукач В.Ф., Горбунова Т.А. Производственно-техническое обеспечение сельскохозяйственных предприятий в условиях перехода к рынку: Монография / Изд-во ОмГАУ. - Омск. - 2001. - 180 с.
    2. Амосов А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2004 года. // Экономист, № 12. – 2001. – С.14-20.
    3. Глебов И. Закрепление молодых специалистов на селе: опыт, проблемы // Экономика сельского хозяйства России, № 10. - 2002.. – С.24-31.
    4. Дауешов М.Е., Стукач В.Ф. Адаптация сельскохозяйственных предприятий к рыночным условиям: Монография / Изд-во ОмГАУ. - Омск. - 2001. - 144 с.
    5. Добрынин В.А. Экономика сельского хозяйства, 3-е изд., перераб. и доп.- М.:  Агропромиздат, 1990.- 476с.
    6. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики. // Вопросы экономики, № 6. – 2003. - С.83-90.
    7. Информация на региональном аграрном рынке: Монография / В.Ф. Стукач, О.В. Шумакова. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2004. – 200 с.
    8. Инфраструктура зернового рынка Омской области: Монография / В.Ф. Стукач, В.Н. Елкина. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. – 160 с.
    9. Инфраструктура регионального рынка зерна: Монография / В.Ф. Стукач, К.К. Касенов. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. - 148 с.
    10. Информационно-консультационные услуги в АПК (региональный аспект): Учеб. пособие / В.Ф. Стукач, В.М. Помогаев, С.Л. Петуховский. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. – 524 с.
    11. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков: курс лекций. – М.: Тандем, 2000. – 208с.
    12. Козлова О.А. Организационно-экономический механизм формирования маркетинговых кооперативов в АПК. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Омск, 2005.
    13. Макарец Л.И., Макарец М.Н. Экономика производства сельскохозяйственной продукции: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 376с.
    14. Мониторинг деятельности крестьянских хозяйств в условиях рынка: Монография / В.Ф. Стукач, Е.В. Коваленко. - Омск: ООО «Издательско-полиграфический центр "Сфера"» 2005. - 160 с.
    15. Помогаев В.М., Стукач В.Ф. Региональная инфраструктура информационно-консультационных услуг: Монография. - Омск; Изд-во ОмГАУ, 2001. - 120 с.
    16. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. - Мн.:ИП ”Экоперспектива”, 2000. - 432с.
    17. Развитие регионального рынка производственных услуг в АПК: Монография / В.Ф. Стукач, Т.Ю. Степанова, Н.А. Храмцова. – Омск: ООО «Издательско-полиграфический центр Сфера», 2004. – 180с.
    18. Региональная инфраструктура АПК: Учебное пособие / В.Ф. Стукач. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. - 320с.
    19. Словаpь отдельных агроэкономических терминов. /Под ред. П.Тиллака. – М.: "ЭкоНива", 2001.
    20. Статистика: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Ионина. – М.: Инфра-М, 2003. – 211с.
    21. Стукач В.Ф. Проблемы развития инфраструктуры АПК Сибири./ АПК: экономика, управление. - № 9. - 2001. - С.37-39.
    22. Стукач В.Ф. Экономические предпосылки развития инфраструктуры АПК Сибири./ Проблемы эффективного функционирования АПК в условиях новых форм собственности и хозяйствования. Монография в двух томах. Том 1. - Харьков. Институт аграрной экономики УААН, -2001. - С.67-69.
    23. Хорохорин А. О проблемах функционирования АПК и путях их решения. // Экономист, № 9. – 2003. - С.88-92.
    24. Экономика сельского хозяйства: учебник /под. ред. В.А. Добрынина. – М.: Колос, 1990. – 193с.
    25. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: Учебник. – М.: ДИС, 2002. – 254с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 153.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Агропромышленный комплекс Омской области