Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в обосновании выбора наиболее эффективного и наилучшего варианта организации малого предприятия общественного питания на основе изучения и систематизации основ развития франчайзинговых схем в исследуемой отрасли на современном этапе. Реализации поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
рассмотрение сущности франчайзинга как особой формы ведения бизнеса;
проанализировать механизм управления взаимоотношениями в сфере франчайзинговой деятельности;
провести исследование основных преимуществ и недостатков использования франчайзинговой системы бизнеса;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическая база построения франчайзинговых отношений как адаптация международных бизнес-моделей …………………………………………..
6
1.1. Сущность франчайзинга: понятие, виды, основные компоненты и факторы успеха франчайзинговой системы……………………….………….

6
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинговых систем…………………
11
1.3. Франчайзинг как один из способов интеграционной поддержки малого бизнеса в сфере общественного питания..............................................

15
Глава 2. Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания......................................................................................................
23
2.1. Анализ рынка общественного питания в Пермском крае.........................
23
2.2. Описание услуг предприятия общественного питания на примере кафе японской кухни...........................................................................................

26
2.3. Сравнительная характеристика стратегий организации и дальнейшего развития предприятия..........................................................................................

28
Заключение………………………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

курсовая Франчайзинг.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

    Что же такое франчайзинг и в чем  его преимущество перед другими  схемами работы.

    По  своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей как правило ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи (рис. 1.1).

    

    Рис.1.1. Поддержка франчайзи

    Франчайзером  в терминологии российского права  является владелец прав, т.е. правообладатель. Франчайзи-юридическое или физическое лицо, которому эти права передаются на определенных условиях, в нашей терминологии - пользователь.

    Правообладатель имеет право передавать свои права  неограниченному числу лиц с  правом или без права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Право дальнейшей передачи оговаривается в договоре, лицо, наделенное правом дальнейшей передачи- субфранчайзер, в нашей терминологии первый пользователь, лицо, не наделенное правом дальнейшей передачи полученных прав - второй пользователь.

    Использование передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей  репутации франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования  пользователем переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпоративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, т.е. всего пакета предложений, являющихся предметом договора.

    Отсутствие  внутренних стандартов в большинстве организаций, пытающихся перейти в своей практике на систему франчайзинга не просто не позволяет сделать этого, но и подтверждает незнание самого существа указанных системных связей.

    Франчайзинг предполагает собой длительные и  стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных перспективных целей. На стадии разработки безусловно возникают определенные трудности, т.к. вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса. И это естественно требует изменения стереотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы франчайзера, только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге.

    Если  франчайзеру франчайзинг интересен  с точки зрения продвижения фирмы, продвижения товаров, услуг или  работ, расширения рынка, на котором  действует франчайзер, франчайзи  мало что даст использование, скажем товарного знака франчайзера (за исключением широко известных марок (например, "Красный Октябрь", "Прима" и др.) или дорогостоящей технологии (она может быть интересна только сформировавшимся и платежеспособным организациям). Здесь следует учитывать, что потенциальный франчайзи в большинстве своем является представителем малого бизнеса и специфика его интереса склоняется в сторону правильной организации своего бизнеса, утверждения и удержания на рынке. Поскольку франчайзинг предполагает выплату франчайзеру роялти, то потенциальный франчайзи готов будет платить только в случае оправданности этих платежей, а также потенциальной и видимой возможности реализовать указанный выше интерес. Из сказанного следует, что франчайзером должна быть выработана система поддержки франчайзи, о которой он должен быть максимально информирован. По смыслу франчайзинг - это льготное предпринимательство и льготой в данном случае будет именно пакет услуг, который будет предложен франчайзером.

    Франчайзинг базируется на постоянном сотрудничестве и высокой степени доверия  сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержки сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех.

    Моделируя систему франчайзинга необходимо исходить из интересов сторон, которыми они естественно будут руководствоваться в своей деятельности.

    Франчайзеру система предоставляет следующие  возможности:

    • расширение производства и/или сбыта товаров и услуг и соответственно получение дополнительного дохода;
    • продвижение на рынке товаров и услуг и самой организации за счет участников системы;
    • увеличение степени контроля на рынке;
    • сбыт товаров и услуг на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;
    • регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса с целью обеспечения защиты законных торговых интересов;
    • проведение единой ценовой политики, без опасности нарушения антимонопольного законодательства;
    • расширение опыта ведения бизнеса на основе обратных информационных связей;
    • получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;
    • получение дополнительного дохода, при отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, т.к. франчайзи имеет свои источники финансирования;
    • экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), т.к. франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности.
    • экономия на административно-хозяйственных и управленческих расходах, которые осуществляет сам франчайзи.

    Со  своей стороны франчайзи может  быть заинтересован в следующих  возможностях системы:

    • вступление под товарный знак хорошо зарекомендовавшей себя компании, увеличивает привлекательность для потребителя (в отличие от неизвестного) и увеличивает круг покупателей или клиентов особенно за счет группы приверженцев этого товарного знака;
    • вступление в готовый бизнес в значительной степени гарантирует достижение определенных результатов за счет использования возможностей системы;
    • сохранение юридической самостоятельности не вступает в противоречие с принципами построения системы и не лишает прав на самостоятельное принятие управленческих решений;
    • постоянная техническая, и консультативная поддержка со стороны франчайзера;
    • гарантированная система поставок;
    • приобретение определенного уровня защищенности на территории присутствия франчайзера;
    • повышение статуса франчайзи при проведении переговоров, получении кредитов и т.д., при достижении полного единообразия с франчайзером;
    • благодаря известности франчайзера, гарантированным маркетинговым исследованиям и рекламным компаниям круг постоянных потребителей франчайзи увеличивается;
    • значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров;
    • снижение риска банкротства, т.к. франчайзи использует в своей практической деятельности опыт франчайзера и пользуется системой поддержки.

    Становление и развитие франчайзинга наряду с  арендой и лизингом позволят быстрее  решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции - движущей силы рыночной экономики.

    Для бизнеса франчайзинг - это эффективный  способ привлечения инвестиций наряду, например, с эмиссией акций, только франчайзи в отличие от обычных  акционеров, всегда имеют полный контроль над своими инвестициями, поскольку это инвестиции в их собственное дело. Приобретение франшизы, способно принести инвестору значительно больший доход, чем дивиденды или проценты по банковским вкладам, при этом уровень инвестиционных рисков во франчайзинге намного меньше, чем при покупке биржевых акций.

    Применение  франчайзинга является хорошим способом привлечения капиталов для развития собственной концепции. Франчайзи  несут все инвестиционные затраты  связанные с построением сбытовой сети, при этом сбытовая сеть фактически не являясь собственностью фанчайзора как правило, формирует для него постоянные источники доходов. Обычно доходы франчайзора состоят из периодических платежей роялти и вступительных взносов, но существует еще и множество возможных дополнительных вариантов диверсификации доходов. Концепция франшизы может, например, потребовать от франчайзи использования определенного оборудования, фирменных компонентов при производстве продукции и фирменной упаковки для готовой продукции. Все это может эксклюзивно поставлять в сетевые представительства сам франчайзор. [6;45]

    Доход, от любой франчайзинговой программы  не исчерпывается только взносами и  торговыми наценками. Развитие франчайзинговой  программы увеличивает стоимость  и ликвидность самой торговой марки. Зарегистрированная торговая марка является одним из активов франчайзора, и как любой другой актив, торговая марка имеет свою стоимость и ликвидность. Первоначальная стоимость малоизвестных торговых марок весьма незначительна, но когда в их рекламу начинают инвестироваться средства, когда бренды становятся популярными и узнаваемыми, их ликвидационная стоимость становится адекватной затраченным вложениям.

    Франчайзи являясь «арендаторами» торговых марок, вкладывают значительные ресурсы в  их маркетинг и продвижение, поэтому  одновременно с развитием программы франчайзинга, растет ликвидность задействованных в ней торговых марок и других нематериальных активов. [16;84]

    Таким образом, франчайзинг – это инвестиционный инструмент. Инвестиции на построение франчайзинговой программы требуются от франчайзора. Инвестиции на развитие представительств требуются от франчайзи. Но и франчайзор и франчайзи всегда получают отдачу от собственных инвестиций. Специфика франчайзинга делает инвестиции менее рискованными, чем в других моделях предпринимательства. [16;84]

    Согласно  статистике переход предприятия  на систему франчайзинга сразу же повышает его рыночную стоимость  и привлекательность. При одних  и тех же материальных активах  франчайзинговые предприятия продаются  намного дороже. Появился даже такой вид бизнеса: покупка подходящего предприятия, перевод его на франчайзинг, открытие нескольких филиалов (за счет дилеров) и через полгода предприятие перепродается в несколько раз дороже.

    Таким образом, франчайз-проекты можно  назвать эффективным инвестиционным инструментом. Доходность на вложенный капитал здесь может составлять от 30 % до 500 % годовых. [6;45] Коммерческая концессия особенно привлекательна для начинающих предпринимателей, у которых еще нет достаточного опыта, но есть деньги или возможность для привлечения средств (кредит, инвестиции, партнерство) на организацию бизнеса.

    Тем не менее, не стоит забывать, что  франчайзинг сложен в исполнении в первый год существования, на этапе  формирования системы. Развитие же системы  после ее апробации происходит достаточно стремительно.

    Франчайзинг создает оптимальные условия  для построения сети без привлечения  кредитных ресурсов - сетевой бизнес создается за счет франчайзи. Таким  образом, можно предположить, что  данный инвестиционный механизм способен помочь российскому бизнесу в условиях мирового финансового кризиса.

    1.3. Франчайзинг как один из способов интеграционной поддержки малого бизнеса в сфере общественного питания

    В современной научной трактовке  общественное питание принято относить к третичному сектору, то есть к сектору, который занят производством услуг, а, с другой стороны, услуги общественного питания, ориентированные на удовлетворение базовых потребностей конечного потребителя, следует относить к отраслям социальной сферы [52].

    Предприятия общественного питания входят различным образом в состав предприятий самых различных отраслей и комплексов. Кроме того, важно учитывать, что общественное питание как отрасль является завершающим этапом производства и реализации продукции продовольственного комплекса. Именно предприятия общественного питания доводят до потребителя продовольствие в конечной форме, в виде готовых блюд. Необходимо отметить, что развитие общественного питания как элемента продовольственного комплекса на протяжении  предыдущих десятилетий в условиях директивной экономики осуществлялось весьма неэффективно.

    Эта неэффективность проявлялась в  значительной потере произведенной  сельскохозяйственной продукции на пути от производителя к конечному  потребителю. Причиной подобных потерь были как несовершенство хозяйственного механизма, снижавшего заинтересованность всех участников процесса производства и распределения продукции в результатах своего труда, так и технико-технологическое отставание, особенно в отраслях перерабатывающей промышленности, которая не была способна переработать и сохранить уже произведенную сельскохозяйственную продукцию.

Информация о работе Анализ альтернативных вариантов организации предприятия общественного питания