Анализ инструментов денежно-кредитной политики для таргетирования инфляции в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме НБРК необходимо участвовать в работе по созданию условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 483.50 Кб (Скачать)

Заявление-обоснование  в форме реферата 

ФИО претендента: Саякова Жаныл Муратбековна

Тема  исследования: Анализ инструментов денежно-кредитной политики для таргетирования инфляции в Республике Казахстан

Общая характеристика работы: Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме НБРК необходимо участвовать в работе по созданию условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования. По мере того как будет сокращаться участие НБРК в курсообразовании тенге потребуется реализация комплекса мер по превращению его процентной ставки в основной инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий условия функционирования национальной экономики.

     В практическом плане перед денежно-кредитным регулятором стоит несколько вопросов. Во-первых, в какой мере он способен управлять инфляцией? Для ответа на вопрос необходимо проанализировать детерминанты инфляции на внутреннем рынке и оценить, какие из них поддаются регулированию. Во-вторых, какие инструменты денежно-кредитной политики могут оказывать влияние на инфляцию? Следует исследовать инструментарий денежно-кредитной политики центральных банков, таргетирующих инфляцию, и извлечь лучший опыт для НБРК. Кроме того, целесообразно проанализировать степень влияния уже действующих инструментов денежно-кредитной политики отечественного центрального банка на инфляцию. Наконец, в какие сроки переход на таргетирование инфляции может состояться? Все эти вопросы должны быть исследованы для перехода к режиму таргетирования инфляции.

      Представляется  целесообразным активизировать исследования инструментария денежно–кредитной  политики в условиях режима инфляционного  таргетирования, что позволит извлечь  международные уроки для НБРК. В исследовании будет уделено особое внимание вопросам обоснования операций НБРК для таргетирования инфляции. Кроме того, будут предложены практические шаги для получения наилучшего результата в плане управления межбанковским рынком.

Актуальность  темы исследования: Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования инструментов и процедур денежно–кредитной политики, а также приведения их в соответствие с нормами таргетирования инфляции. Денежно-кредитный инструментарий денежно–кредитной политики НБРК должен обеспечивать эффективную процентную политику и посредством межбанковского денежного рынка влиять на процессы в нефинансовом секторе экономики.

Степень разработанности  темы: К настоящему времени проведено большое число как зарубежных, так и отечественных исследований, посвященных вопросам инфляционного таргетирования. Большая часть фундаментальных исследований проведена за рубежом под руководством глав центральных банков, а также академическими исследователями. Из числа обширных исследований, наиболее близких по содержанию к настоящей диссертации, следует выделить труды руководителей ФРС США Б.Бернанке и Ф.Мишкина, а также главного экономиста Европейского центрального банка О.Иссинга, профессоров Колумбийского университета М.Вудфорда, Калифорнийского университета Б.Эйхенгрина, Университета Карнеги Меллона (США) Б.МакКаллама и Стэндфордского Университета Дж. Тэйлора.

      Однако  в большинстве работ по теме инфляционного  таргетирования основное внимание уделяется  общим вопросам управления инфляцией. Авторы в меньшей степени затрагивают вопросы практического внедрения режима инфляционного таргетирования в специфических макроэкономических условиях. В частности, авторы фокусируют внимание на опыте реализации режима инфляционного таргетирования в развитых странах. Однако в отличие от Казахстана, у пионеров инфляционного таргетирования отсутствуют проблемы слабой развитости финансового сектора, а также высокой инфляции.

      Однако  следует отметить, что исследователи (включая самого автора) вплоть до последнего времени не уделяли достаточного внимания разработке конкретных мер и инструментов реализации инфляционного таргетирования, а также его методологического обеспечения, в частности, механизмам (моделям) принятия решений в области денежно-кредитной политики и операционным процедурам инфляционного таргетирования. В трудах современных исследователей затрагиваются, в основном, общетеоретические и макроэкономические вопросы. Настоящее исследование сделает существенный шаг в решении проблемы инструментария денежно–кредитной политики для таргетирования инфляции.

Целью исследования ставится обоснование инструментария денежно-кредитной политики центрального банка для реализации инфляционного таргетирования в Республике Казахстан.

Задачи  исследования будут включать:

  • оценку возможностей применения таргетирования инфляции в условиях современной казахстанской экономики;
  • сравнительный анализ зарубежного опыта инфляционного таргетирования и выбора инструментария денежно-кредитной политики;
  • исследование правил денежно-кредитной политики, лежащих в основе таргетирования инфляции, и их оценку через призму политики НБРК;
  • анализ подходов к экономико-математическому моделированию, применяемому центральными банками при таргетировании инфляции;
  • разработку операционных процедур инфляционного таргетирования;
  • анализ управляемости инфляционного процесса в Казахстане посредством денежно-кредитных инструментов;
  • исследование межбанковского рынка как трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики НБРК.

Объектом  исследования будет выступать денежно–кредитная политика центральных банков, придерживающихся инфляционного таргетирования, и деятельность НБРК по реализации основных направлений национальной денежно–кредитной политики.

Предметом исследования будут являться операционные цели и инструменты реализации денежно–кредитной политики для таргетирования инфляции.

Методологические  основы диссертации: В исследовании будут использованы системный подход к анализу экономических процессов и явлений, методы статистического и экспертного анализов, приемы группировки и классификации, дедукции и индукции, экономико-математическое моделирование, приемы сравнительного анализа, прогнозирование и экспертные суждения. Применение широкого и разнообразного круга методов исследования позволит обеспечить достоверность результатов проводимого анализа, обоснованность разрабатываемых моделей и теоретических структур, алгоритмов реализации разработанных предложений. С целью обеспечения достоверности положений и выводов в диссертации, кроме теоретико-методологических материалов, будут использованы также статистическая и банковская информация.

Теоретическая значимость исследования будет состоять в разработке теоретических положений, составляющих инструментальную и операционную основу режима инфляционного таргетирования и обеспечивающих приращение научных знаний в области денежно–кредитной политики.

Практическая  значимость исследования будет заключаться в возможности использования полученных результатов при проведении и совершенствовании денежно–кредитной политики НБРК.

Этапы работы: В соответствии с целью и задачами исследования в работе будут рассматриваться несколько групп проблем. Все они сконцентрируются вокруг понятия «инструменты денежно-кредитной политики» (monetary policy instruments). В теоретическом плане инструменты представляют экономические переменные, находящиеся под непосредственным влиянием денежных властей1, управление которыми обеспечивает достижение операционных целей денежно-кредитной политики. В практическом плане инструменты денежно-кредитной политики - это набор финансовых операций, которые денежные власти совершают с контрагентами (как правило, с банками) на добровольных условиях или под административным принуждением. Финансовые сделки, заключаемые центральным банком, представляют широкий перечень операций, различающийся по названиям, назначениям и экономической природе (рис. 1).

    Первая  группа проблем исследования будет связана с раскрытием основных операционных процедур денежно-кредитной политики, применяемых для таргетирования инфляции, и роли операционных целей денежно-кредитной политики. Исследование международного опыта центральных банков, реализовавших таргетирования инфляции, позволяет адаптировать его некоторые результаты в политике НБРК.

Рисунок 1 - классификация инструментов денежно-кредитной политики2 

    Денежно-кредитная  политика основывается на операционных процедурах, которые, как упоминалось, представляют собой систему операций центрального банка, способствующих достижению операционных целей денежно-кредитной политики. При таргетировании инфляции они включают операции постоянного действия, проводимые по инициативе банков, а также операции на открытом рынке, осуществляемые центральным банком. Оба инструмента служат для управления рыночными процентными ставками. При этом обязательные резервы находят незначительное применение.

    В исследовании раскрывается положение, что операционные процедуры инфляционного таргетирования реализуются с помощью пассивного или активного подходов. Первый означает, что центральный банк полагается на коридор процентных ставок на межбанковском рынке, формируемый посредством операций постоянного действия (он получил название «европейский стиль» денежно-кредитной политики). Пассивный подход включает три компонента:

  • узкий коридор процентных ставок на межбанковском рынке;
  • проведение нерегулярных операций на открытом рынке (репо или обеспеченных кредитов);
  • обязательные резервы с механизмом усреднения для сглаживания спроса на ликвидность.

    Активный  подход означает, что центральный  банк не дожидается инициативы банков для проведения операций постоянного действия, а активно формирует конъюнктуру денежного рынка. Его нередко называют стилем «ручного управления», или стилем ФРС США, которая предпочитает его использовать. Он предполагает:

  • широкий коридор процентных ставок или его отсутствие (операции постоянного действия поддерживают только верхний предел процентных ставок межбанковского рынка);
  • регулярные ежедневные операции на открытом рынке;
  • минимальное использование или отсутствие обязательных резервов.

    Следовательно, главное отличие активного подхода  от пассивного заключается в том, что основным инструментом центрального банка служат операции на открытом рынке. Операции постоянного действия служат «предохранительным клапаном» и не используются ежедневно, как в пассивном подходе.

      На  первом шаге исследования операционных процедур мы исследуем операционные цели денежно-кредитной политики. На развитых рынках операционной целью является процентная ставка «овернайт» по межбанковским кредитам, реже выступает ставка «овернайт» на рынке междилерского репо. Другие центральные банки в условиях недостаточно развитого денежного рынка, в качестве операционной цели денежно-кредитной политики рассматривают процентную ставку на больший срок, нежели сутки.

     Это может быть номинальная трехмесячная ставка межбанковского рынка (Венгрия и Швейцария), эффективная месячная ставка (SELIC в Бразилии) или двухнедельная ставка (табл. 2). В таком случае операционному таргетированию подвергается ставка межбанковского рынка (Румыния) или ставка рынка репо (Чехия, Таиланд). Таргетирование процентной ставки на больший срок, нежели сутки, на наш взгляд, связано с тем, что изменения в ставке «овернайт» могут не отражаться на кривой денежного рынка. Если этого не происходит, повлиять на ставки рынка капитала (и соответственно, объемы потребления и инвестиций) можно только управляя ставкой по обязательствам большего срока. Как только «длинная» ставка становится операционным ориентиром, банки начинают воспринимать ее как базовый эталон (benchmark) на денежном рынке. По нашим предположениям, межбанковскую ставку следует рассматривать как «кандидата» в операционные цели денежно-кредитной политики НБРК.  

Таблица 2 - операционные цели центральных банков, заявляющих о таргетировании инфляции (по состоянию на сентябрь 2010 г)3

Страна Операционная  цель
Процентная ставка «овернайт»
Великобритания Overnight interest rate (ставка «овернайт» по МБК)
Австралия Interbank cash rate (ставка по МБК)
Канада Overnight rate on collateralized transactions (ставка «овернайт» по обеспеченным операциям)
Швеция Overnight repo rate (ставка репо «овернайт»)
Норвегия Overnight interbank rate (ставка «овернайт» по МБК)
Новая Зеландия Overnight interbank cash rate (ставка «овернайт» по МБК)
Исландия Overnight interest rate (ставка «овернайт» по МБК)
Ю.Корея Overnight call rate (ставка «овернайт» по МБК)
ЮАР Overnight interbank rate (ставка «овернайт» по МБК)
Израиль TELBOR (ставка ТЕЛБОР)
Чили Overnight interbank rate (real terms) (реальная ставка «овернайт» по МБК)
Индонезия Overnight interbank rate (ставка «овернайт» по МБК)
Польша POLONIA (ставка ПОЛОНИА)
Сербия Overnight interbank rate (ставка «овернайт» по МБК)
Другие  процентные ставки
Чехия 2W repo rate (ставка по двухнедельному репо)
Таиланд 2W repo rate (ставка по двухнедельному репо)
Румыния 2W Interbank rate (ставка по двухнедельному МБК)
Бразилия SELIC rate (1M) (ставка СЕЛИК по месячному МБК)
Венгрия 3-month BUBOR (трехмесячная ставка БАБОР)
Швейцария 3-month CHF LIBOR (трехмесячная ставка ЛИБОР)
Гватемала Weighted average interest rate (средневзвешенная ставка)
Денежные индикаторы
Перу bank's current accounts at the central bank (счета банков в ЦБ)
Колумбия Monetary Base (daily) (ежедневная денежная база)
Филиппины Monetary Base (daily) (ежедневная денежная база)
Турция Net Domestic Assets (чистые внутренние активы ЦБ)
Смешанное таргетирование
Мексика Interbank overnight rate; bank's current accounts at the central bank

(ставка «овернайт» по МБК, счета банков в ЦБ)

Словакия real monetary conditions index (3M interest rate; exchange rate)

(реальный индекс  денежного рынка)

Информация о работе Анализ инструментов денежно-кредитной политики для таргетирования инфляции в Республике Казахстан