Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 20:38, реферат
Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме НБРК необходимо участвовать в работе по созданию условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.
Четвертая группа проблем будет отражать текущую эффективность инструментов НБРК по регулированию инфляции и перспективы использования обязательных резервов. Для ответа на вопрос, посредством каких денежно-кредитных инструментов НБРК в состоянии регулировать инфляцию на внутреннем рынке, мы предлагаем протестировать серию регрессионных моделей, где инфляция выступит зависимой переменной, а инструменты денежно-кредитной политики - независимыми переменными. Регрессионный анализ должен показать, какие инструменты НБРК будут иметь наибольшее влияние на инфляцию. Предварительные наши исследования показали, что это - обязательные резервы и валютные интервенции. До перехода на курс таргетирования регулирование обязательных резервов было едва ли не единственным действенным инструментом денежно-кредитной политики НБРК. Валютные интервенции в отличие от них не носили дискреционного характера и проводились автоматически в ответ на изменение торгового баланса и сальдо движения капитала.
Среди центральных банков, проводящих инфляционное таргетирование, можно различить три подхода к обязательным резервам. В первом случае обязательные резервы отсутствуют, либо их норматив равен нулю. В экономически развитых странах Европы и Австралазии7, где финансовая система уже сложилась, от обязательных резервов полностью отказались. С 1990-х гг. они отсутствуют в Австралии, Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, Норвегии и Швеции. Объясняется это тем, что применение обязательных резервов оказывается неэффективным в силу неустойчивости денежного мультипликатора, а также из-за того, что на развитых ранках банки благодаря финансовым инновациям могут их легко обходить.
Во втором случае обязательные резервы применяются минимально. В ряде стран обязательные резервы продолжают использоваться как инструмент таргетирования денежного предложения. В настоящее время они утратили своё основное значение и служат запасным инструментом денежно-кредитной политики, не находящим активного применения. Подобная ситуация сложилась в Венгрии, Израиле, Индонезии, Исландии, Польше, Чехии, Швейцарии и ЮАР. Как правило, норматив обязательных резервов колеблется вокруг 2% и редко когда превышает 5%.
Наконец, в третьем случае регулятор активно применяет обязательные резервы. В странах, где таргетирование денежного предложения еще недавно использовалось, а также в слабо развитых экономиках обязательные резервы продолжат оставаться востребованным центральным банком. По меньшей мере, можно выделить три причины использования обязательные резервы и высокого значения их нормативов. Во-первых, отличие заявленной от фактической денежно-кредитной политики. В ряде стран центральные банки под вывеской инфляционного таргетирования заняты управлением денежной базой. К примеру, у Банка Алжира, декларирующего переход на таргетирование инфляции, обязательные резервы служат главным инструментом денежно-кредитной политики. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в странах квазитаргетирования инфляции: Перу, Колумбии, Филиппинах, Турции. Во-вторых, обязательные резервы служат для сдерживания притока иностранного капитала в страну (завышенные нормативы устанавливаются по обязательствам в иностранной валюте). Эта проблема периодически становится актуальной для Венгрии, Израиля, Бразилии, Таиланда, Индонезии и Сербии. К примеру, в Сербии норматив обязательных резервов по обязательствам в иностранной валюте достигает 45%. В третьих, обязательные резервы применяются для дестимулирования кредитного бума, когда наблюдается быстрый рост денежного предложения. В развивающихся странах кредитный бум, как правило, связан с притоком иностранного капитала. По этой причине центральные банки чаще предпочитают регулировать «вход» иностранного капитала на внутренний рынок, нежели в дальнейшем бороться с бесконтрольным разрастанием денежного предложения.
Для повышения эффективности обязательных резервов НБРК, а в дальнейшем приведения их в соответствие с нормами таргетирования инфляции необходимы следующие меры.
В заключение мы предлагаем следующие рекомендации и предложения для дальнейшего исследования проблемы. Во-первых, система инструментария денежно-кредитной политики центрального банка для таргетирования инфляции в Казахстане может быть представлена следующим образом:
Во-вторых, инструментарий денежно-кредитной политики НБРК должен формировать политику по управлению процентными ставками на внутреннем финансовом рынке. Процентная политика НБРК, лежащая в основе полноценного таргетирования инфляции, должна подчиняться нескольким требованиям.
В-третьих, ставки межбанковского рынка должны двигаться с незначительной вариацией в одном направлении со ставками НБРК. Процентная политика должна не следовать за рынком, а формировать его условия. В результате влияния процентной политики центрального банка межбанковский рынок способен обрести характеристики эффективного, надежного и гибкого механизма перераспределения ликвидности. На практике это означает уменьшение волатильности краткосрочных процентных ставок, снижение их абсолютного уровня, равный доступ банков к инструментам постоянного действия и оперативную реакцию на изменение внешних условий. Управление ликвидностью банковского сектора должно способствовать развитию конкурентного денежного рынка, где каждый игрок может получить ресурсы не только в экстраординарных обстоятельствах, но и в спокойные периоды. Это означает, что спрэд должен составлять не более 2% в условиях финансовой нестабильности и около 1% и меньше на спокойном рынке.
В-четвертых, уровень ставок процентного коридора на межбанковском рынке должен носить сбалансированный характер. В НБРК имеют продолжительный опыт проектирования процентных денежно-кредитных инструментов. Однако полностью система коридора ставок до сих пор не реализована. Объясняется это во многом неподходящими макроэкономическими условиями. НБРК не в состоянии сблизить ставки по инструментам абсорбирования ликвидности и рефинансирования банковского сектора.
В-пятых, на наш взгляд, основной акцент должен быть сделан на беззалоговых кредитах как инструментах постоянного действия в краткосрочном периоде. К примеру в ОАЭ (нефтяной экспортер, как и Казахстан), центральный банк выдает коммерческим банкам кредиты без обеспечения на срок до семи дней. Кредитный риск НБРК может быть компенсирован оговоркой в Генеральном кредитном договоре на предоставление им кредитов, о бесспорном списании средств в случае просроченной задолженности и внушительных штрафных санкциях. Это позволит обеспечить доступ к рефинансированию не только крупнейших, но и всех остальных банков. Эффективный краткосрочный межбанковский рынок, в свою очередь, позволит сформировать долгосрочный сегмент денежного рынка, что относится к одной из задач политики операций на открытом рынке.
В-шестых,
операционные процедуры денежно-кредитной
политики должны быть просты, непротиворечивы
и транспарентны. Нагромождение ставок
и альтернативные операции, которые проводит
НБРК, могут быть заменены на единый механизм
краткосрочного беззалогового кредитования
постоянного действия. Напротив, беззалоговые
кредитные аукционы следует сокращать
вследствие конфликта целей и их меньшей
гибкости.
Подпись: