Автоматизированные банковские системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Автоматизированные системы обработки информации – это системы или комплексы систем, предназначенные для автоматизации обработки определенного вида информации (экономической, географической, статистической и т.д.).
Одним из важных направлений совершенствования управления народным хозяйством является внедрение экономико-математических моделей и технических средств в управленческий процесс. Ни одна система управления не может обойтись без ЭВМ и другой техники. Поэтому планомерно производится автоматизация банковской деятельности. Автоматизация не только улучшает работу банка, но является органичным элементом этой работы.

Содержание

Введение 3
Автоматизированные банковские системы (АБС) 3
Организационное обеспечение АБС 5
Информационное обеспечение АБС 6
Техническое оснащение современных АБС 8
Программное обеспечение АБС 9
Системы защиты АБС 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

avt-bank-sys.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ

 

Содержание

 

 

Введение

Автоматизированные системы обработки  информации – это системы или  комплексы систем, предназначенные для автоматизации обработки определенного вида информации (экономической, географической, статистической и т.д.).

Одним из важных направлений совершенствования  управления народным хозяйством является внедрение экономико-математических моделей и технических средств в управленческий процесс. Ни одна система управления не может обойтись без ЭВМ и другой техники. Поэтому планомерно производится автоматизация банковской деятельности. Автоматизация не только улучшает работу банка, но является органичным элементом этой работы.

 Автоматизация в банках проводится  в разных формах, в первую очередь создаются системы обработки управленческой информации. Более высоким уровнем являются АБС (автоматизированные банковские системы), включающие не только обработку информации, но и системы формирования управленческих решений, охватывающие все стороны деятельности банка. Автоматизированное решение задач управления финансами улучшает управленческий инструментарий деятельности банка, раскрывая картину его состояния, вскрывая резервы и направления улучшения финансового положения, оздоровления финансов.

 

Автоматизированные  банковские системы (АБС)

 

Банковская система – это не только банки, но и кредитные учреждения (т.е. все экономические организации, которые выполняют банковские операции), а также специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающих деятельность банков и кредитных учреждений (расчетно-кассовые центры и клиринговые центры, кредитные магазины, фирмы по аудиту банков и др.).

В общем виде  банковская система  представлена на рис.1:



 

 

Рис. 1 Банковская система

 

 

 

 

 

 

 

Результатом развития программно-аппаратных средств  стало создание автоматизированных банковских систем (АБС).

Целями использования  АБС являются:

-сокращение  времени на проведение операций  и оформление документов, увеличение  пропускной способности банка;

-сокращение  численности персонала, занятой  малоквалифицированной рутинной  работой;

-улучшение  качества обслуживания клиентов;

-повышение  квалификации банковского персонала  ;

-интегрирование  в единые банковские системы.

На отечественном  рынке сформировались классы АБС, каждый из которых имеет определенных потребителей от начинающих банков, осуществляющих лишь ограниченный спектр рублевых операций, до ведущих банков, вышедших на зарубежный уровень объемов и разнообразия услуг. АБС содержит необходимый потребителю набор функций.

Активно процессы автоматизации банковских технологий стали проявляться в конце 80-х – начале 90-х годов. При этом вычислительные центры, на которых осуществлялась обработка банковской информации, уже не могли предоставить банкам весь спектр услуг, необходимых для уменьшения рутинной работы и для анализа и прогнозирования финансового состояния банков.

Развитие  компьютерной техники и информационных технологий позволили создать большинству  банков собственные вычислительные комплексы, на базе которых были автоматизированы основные направления банковской деятельности .

Углубление  процесса автоматизации функционирования банковских и прочих финансовых структур сопровождается совершенствованием технологии банковских операций и повышением уровней их управляемости. Современные информационные технологии позволяют координировать деятельность подразделений банков, расширить межбанковские связи, комплексно решать проблемы анализа банковской деятельности. Автоматизация информационных и других технологий банка содействуют улучшению качества обслуживания путем создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) для специалистов всех уровней. В автоматизации банковских технологий находят место как простые программные продукты, позволяющие заполнять только несколько выходных форм для отчетности, так и достаточно интеллектуальные комплексы, решающие задачи управления банком. В первом случае это традиционные системы управления базами данных (СУБД), во втором – адаптируемые западные комплексы, являющиеся последним достижением мировой банковской мысли.

Основное  отличие отечественной банковской инфраструктуры информационных технологий от зарубежной, с точки зрения компьютерных платформ, - более высокая степень их однородности. Под компьютерной банковской платформой понимается программно-техническое оснащение решения банковских задач на базе новейших информационных, включающее в себя конкретную методологию ведения банковского дела на определенном профессиональном уровне. Использование таких платформ, в первую очередь, характерно для малых и средних банков.

Под инфраструктурой  понимается совокупность, соотношение  и содержательное наполнение отдельных составляющих процесса автоматизации банковских технологий.В инфраструктуре, кроме концептуальных подходов, следует выделить пять составляющих: информационное обеспечение, техническое оснащение, программные средства, системы связи и коммуникации, системы защиты.

Ориентация  на автоматизацию всей деятельности банков означает постепенный эволюционный переход от более простых программно-аппаратных средств к более сложным с  соответствующим наращиванием технического, технологического, кадрового потенциалов с одновременным расширением сфер использования банковского капитала.

        Следует отметить и ускоренное  развитие средств межбанковской  телекоммуникации. Большое распространение получило мировое сообщество SWIFT. Распространяются различные телекоммуникационные системы типа системы «Клиент-банк». Для повышения производительности банковских, финансовых и других структур увеличились поставки операционных UNIX – систем, имеющих более широкие возможности по сравнению с MS DOS.

 

Организационное обеспечение АБС

 

Организационное обеспечение - совокупность методов  и средств, используемых специалистами для повышения эффективности управления как на стадии создания, так и на последующих стадиях жизнедеятельности АБС. Оно включает широкий спектр проблем, связанных с проектированием и функционированием системы, определяет организационную структуру, состав элементов, их связи и взаимодействие, устанавливает четкий порядок выполнения комплексов работ. Организационное обеспечение базируется на методологии, заложенной в основу функционирования системы, отражает ее особенности, включает правовые акты, регулирующие деятельность человеко-машинной системы. Техническое перевооружение информационно-вычислительного обслуживания банков и финансовых органов существенно изменяет функции и организацию работы их сотрудников. Создаются принципиально новые условия, при которых комплекс машин и специалисты действуют в едином контуре регулирования в рамках выбранного варианта технологического процесса. Все связанные с этим особенности функционирования должны быть заблаговременно учтены, спроектированы, отражены в технологической документации и инструкциях, регламентирующих выполнение конкретных операций. Организационное обеспечение включает методы, средства, персонал нужной квалификации для ведения проектировочных работ и организации качественного последующего функционирования системы.

 В основе  построения АБС лежат единые  принципы создания автоматизированных систем управления, что позволяет рассматривать организационное обеспечение АБС в целом, выделяя при этом целевые, методические, структурные и технологические особенности, присущие  финансовым органам и банкам. Проектирование АБС включает комплексные технико-экономические исследования информационных процессов, разработку проектных решений, установление очередности ввода в эксплуатацию завершенных разработок, формирование проектно-технологической документации. Т.о., сущность организационного обеспечения - надежно организованная работа на стадиях создания и функционирования автоматизации информационных процессов, а также строгий контроль за их выполнением согласно утвержденным инструкциям и правовым актам.

 

Информационное  обеспечение АБС

 

Проектирование  и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику.

Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное  и внутримашинное ИО:

-внемашинное – это  вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;

-внутримашинное – это  представление данных на машинных  носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), БД и их информационных связей.

Современные системы банковских связей складываются и показателей  видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.

С помощью аналитических  и сводных показателей анализируются  структура активов и пассивов, доходов и расходов, денежных потоков по активным и пассивным операциям, ликвидность и финансовая устойчивость банка и т.п. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, что позволяет выявлять возможность повышения прибыльности и конкурентоспособности банка

Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как наиболее распространенным носителям исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную систему документации. Унифицированные типовые документы в банковской системы повышают эффективность автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки и другие. Унифицированные формы документов вырабатываются для всей территории РБ, утверждаются Министерством финансов РБ и НБРБ

Современные АБС предоставляют  получения информации в различных  формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в текстовом, табличном и графическом виде. ПЭВМ располагают набором готовых форм первичной и результативной информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует прикладной пакет программных средств общего назначения для работы с документами табличного типа или представления информации в табличной форме. АБС разрабатываются с использованием таких программных продуктов, которые имеют разнообразные версии и могут носить встроенный характер.

Внутримашинное ИО формирует  информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы.

Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных (БнД)

Современные банковские технологии работают только с БД. Существуют различные инструментальные программные средства как для проектирования, так и для управления и поддержания БД – это, прежде всего, СУБД. В зависимости от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так и сложные разработки.

К внутримашинному ИО банковских систем предъявляется ряд требований. Система должна предоставлять возможность  экспорта (импорта) данных в текстовом  и DBF – форматах, что позволяет обмениваться информацией со специальными программами, электронными таблицами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте.

Внутримашинное ИО банковских систем должно реализовываться в  режиме реального масштаба времени, при котором изменение в данных. произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступными остальным пользователям системы. Следует отметить, что действительный режим реального времени обеспечивают только системы, использующие сетевую СУБД, основанную на архитектуре сервера БД («Clarion», «Oracle»), а при использовании СУБД, основанной на модели ’файл – сервер ’ (Clipper, dBase) режим реального времени эмитируется.

В качестве основы для построения банковских систем используется СУБД «Oracle».В ней обеспечиваются надежные методы хранения и обработки данных, защита от сбоев и несанкционированного доступа, эффективная работа в многопользовательской среде и во всех популярных сетях, высокая производительность. Прикладные системы, созданные на базе СУБД «Oracle», одинаково эффективно функционируют на всех типах ЭВМ: персональных, мини- и больших ЭВМ и лишены недостатков, присущих многим другим СУБД на ПЭВМ. Ввиду полной переносимости прикладных систем сохраняются все вложения в их разработку. Не требуется персонала, а закупка нового оборудования не приводит к полному отказу от старого, ибо последнее может использоваться параллельно с новым. Недостатком СУБД «Oracle» является достаточно высокая стоимость, поэтому система доступна, как правило, крупным и средним банкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническое оснащение  современных АБС

 

Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в  которой входят:

Информация о работе Автоматизированные банковские системы