cовершенствование цен и ценообразования на предприятиb

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 05:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену, чтобы получить прибыль.

Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования.

Содержание

Введение

1. Цены и ценообразования на предприятии

1.1. Понятие цены и ценообразования

1.2. Ценовая система, виды и классификация цен

1.3. Структура ценообразования

1.4. Ценовые стратегии

1.5. Методы ценообразования

2. Анализ деятельности предприятия

2.1. Статистические данные

2.2. Расчет показателей деятельности предприятия

2.3 Анализ показателей деятельности предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Совершенствование цен и ценообразования на предприятии.docx

— 75.04 Кб (Скачать)

       

         
 

       

       

         

         

       

         

       

       Рисунок 3 –Система ценообразующих факторов 

       ЦП  – Цена производства; ИП – Издержки производства; НП – Норма прибыли; СДС – Состояние денежной сферы; ПСД – Покупательская способность  денег; ВК – Валютный курс; ССП –  Соотношение спроса и предложения; С – Спрос; П – Предложение; СР – Структура рынка; СК – Совершенная  конкуренция; М – Монополия; МК –  Монополистическая конкуренция; О – Олигополия; ГРЦ – Государственное регулирование цен; ПР – Прямое регулирование; КР – Косвенное регулирование; ДФ – Дополнительные факторы; КТ – Качество товара; ОП – Объем поставок; ВПП – Взаимоотношения между продавцом и покупателем; УО – Условия оплаты; ФЦ – Франкирование цены. [3]

       Из  Рисунка 3 видно как много факторов оказывают влияние на цену. Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

       Цена  производства.

       – это цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней  прибыли на весь авансируемый капитал. Таким образом, цена производства состоит  из материальных издержек, понесенных фирмой и той прибылью, которую  она могла бы получить, вложив деньги в альтернативные направления

       Издержки (затраты).

       –затраты  на выпуск продукции определяются как  стоимость израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения.

       Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость –  выраженные в денежной форме затраты  на производство и реализацию продукции.

       Издержки  подразделяются на: постоянные и переменные.

       Постоянные (накладные) - затраты, размер которых не зависит от обычных колебаний объема выпуска и выручки от оборота- это плата за аренду помещения и т.д.

       Переменные  издержки зависят от объема выпуска. Это, в основном, - затраты на сырье и заработную плату.

       Норма прибыли в цене.

       –или  нормальная прибыль – это разница между экономическими затратами и бухгалтерскими. Следовательно, фирме необходимо устанавливать такие цены, чтобы бухгалтерская прибыль от продажи продукции была равна или превышала норму прибыли.

       Влияние состояния денежной сферы на цену.

       Среди факторов сферы денежного обращения  влияние на цены внутренних рынков оказывают изменения покупательской способности денежной единицы, а  на внешнеторговые цены – движение валютных курсов национальных денежных единиц.

       Рынок монопольной конкуренции.

       -характерен  тем, что, с одной стороны  на нем существует много продавцов,  которые занимают долю рынка  от 1-10% каждый. С другой стороны  они продают несовершенные заменители.

       Олигополистический  рынок.

       На  данных рынках некоторые фирмы могут  влиять на цену благодаря их большим  долям в общем количестве выпускаемого товара.

       На  олигополистическом рынке часто  используется модель лидерства в  ценах (на рынке есть одна крупнейшая компания, которая устанавливает  цену исходя из максимизации собственной  прибыли).

       Государственное регулирование цен.

       Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов  исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни  продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и  пересматривает их по мере необходимости.

       Франкирование цены.

       Порядок оплаты транспортных расходов. «Франко»- до какого пункта на пути продвижение  продукции от изготовителя до потребителя  транспортные расходы включены в  состав цены. [9]

       Фирма должна не просто назначать ту или  иную цену на свои товары, для этого  ей необходимо создать целую систему  ценообразования, охватывающую различные  факторы. Установлено, что наиболее значимыми факторами, влияющими  на процесс ценообразования, являются: тип рынка, спрос на выпускаемый  товар, издержки производства и конкуренция. Все эти факторы должны быть обязательно учтены в ценовой политике фирмы, так как именно от них зависит успех ее деятельности.  

       1.4. Ценовые стратегии. 

       В условиях рыночной экономики любая  фирма стремится достичь максимального  уровня устойчивой рентабельности. Поэтому  ценооб-разование для нее должно стать неотъемлемой частью стратегии. Ведь именно от выбранной стратегии  зависит успех фирмы в будущем.

       Ценовые стратегии - обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Ценовые стратегии подразделяются на стратегии:

  • дифференцированного ценообразования;
  • конкурентного ценообразования;
  • ассортиментного ценообразования. [5]

       Стратегии дифференцированного  ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К таким стратегиям относятся:

  • ценовая стратегия скидки на втором рынке - основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Заключается в дифференцированном ценообразовании или стратегии скидок на вторичных демографических рынках (например, студенты, дети, пенсионеры);
  • ценовая стратегия периодической скидки - базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Применяется при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на устаревшие модели и т.д. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям;
  • ценовая стратегия "случайной скидки" ("случайного" снижения цен) - опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку.

       Таким образом фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и  не информированных. [4]

       Стратегии конкурентного ценообразования  строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. К ним относятся:

  • ценовая стратегия проникновения на рынок - основана на использовании экономии за счет роста масштабов производства, используется для внедрения новых товаров на рынок;
  • ценовая стратегия по "кривой освоения" - базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии те, кто приобретает товар в начале делового цикла, покупают его по более низкой цене, чем последующие покупатели;
  • ценовая стратегия сигнализирования - строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах. Пример - успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;
  • ценовая географическая стратегия - используется для соприкасающихся частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления).

       Стратегии ассортиментного  ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся:

  • ценовая стратегия "набор" - применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары;
  • стратегия смешанных наборов - набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. Примерами служат сезонные билеты, комплексные обеды;
  • ценовая стратегия "комплект" - основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы;
  • ценовая стратегия "выше номинала" - применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства;
  • ценовая стратегия "имидж" - используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары.

       Ценовой стратегический выбор – это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы. [4]

       Каждая  фирма в рыночных условиях имеет  множество вариантов выбора ценовых  стратегий. Цели фирмы и характерные  особенности потребителей влияют на этот выбор, и при точном анализе  потребительского рынка фирма может  точно определить какие стратегии  помогут им увеличить свою прибыль.  

       1.5. Методы ценообразования 

       1. Затратные методы ценообразования  основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. К затратным методам ценообразования относятся:

       Метод полных издержек - это способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.

       Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонении фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат.

       Метод прямых издержек - это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты.

       Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К ним относятся:

       Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

       Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов лучше применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, вкус и т.д.).

       Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.

       Выделяют  следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии:

       определение базовой цены, (т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов);

       определение цены с учетом скидок, наценок и т.д. [7]

       Применяются основные методы расчета базовой  цены

       1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс. К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная с\с, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекла-дываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины.

Информация о работе cовершенствование цен и ценообразования на предприятиb