Эффективна ли в Беларуси политика ограничения доходов для борьбы с инфляцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является политика по ограничению доходов, проводимая белорусским правительством в борьбе с инфляцией.

Задачи курсовой работы:

дать определение понятия инфляции и ее классификацию;
выявить основные причины инфляционных процессов;
изучить социально-экономические последствия;
выявить причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции;
выяснение особенностей антиинфляционной политики;
определение факторов инфляции, связанных с доходами, и исследование их комплексного воздействия на темпы инфляции в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Инфляция и антиинфляционная политика………………………………..5
Понятие и виды инфляции……………………………………………….5
Антиинфляционная политика и политика доходов……………………13
Эффективность политики ограничения доходов для борьбы с инфляцией в Республике Беларусь………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………….30

Список используемой литературы…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

макро курсач.docx

— 87.46 Кб (Скачать)

       Инфляция, являясь основным дестабилизирующим  фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.

       Таким образом, инфляция дезорганизует все  народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает  выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали “цены − зарплата – издержки −цены”. Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль. В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.

       Инфляция  наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые  поступления в бюджет, так и  его расходная часть, что побуждает  часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.

       В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут  потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как  реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

       Социальные  последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни  населения. Реальная заработная плата  постоянно отстает от инфляционного  прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе. Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества [3, c.405-407].

       Социально-экономические  последствия инфляции: обесценение  и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы [14, с.138].

       Таким образом инфляция приводит к следующим  последствиям:

  1. Снижение реальных доходов населения. Особенно сильно этот процесс отражается на лицах, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов. Возникает опасность социальных потрясений.
  2. Обесценивание сбережений населения.
  3. Ослабление позиции властных структур, снижение доверяя населения к правительственным программам и мероприятиям.
  4. Возникновение трудностей с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.
  5. Повышение риска инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск.
 

1.2 Антиинфляционная политика и политика доходов

       Борьба  с инфляцией и разработка специальной  антиинфляционной программы являются необходимыми элементами стабилизации экономики. В основе такой программы  должны лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

       Возможны  два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой – в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

       Адаптационная политика построена на том, что все  субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию – прежде всего через учёт потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

       Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условия инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства).

       Антиинфляционные  меры – это меры, направленные на сокращение государственного вмешательства  в рыночные отношения [14, с.348-349].

       Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

       От  собственно антиинфляционных мер следует  отличать меры по смягчению последствий  инфляции, т.е. социальной защите населения  путем компенсации и индексации его доходов.

       Антиинфляционная  политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая – антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая – антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

       Антиинфляционную  стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

       Первый  компонент такой стратегии − уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

       Второй  компонент антиинфляционной стратегии  – долгосрочная денежная политика. Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

       Третьим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.

       Еще один блок антиинфляционной стратегии − защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

       Антиинфляционная  тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

       Методы  антиинфляционной тактики:

  • позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо
  • способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

       В зависимости от теоретических основ  проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три  относительно различных блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

       Дефляционная  политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

       Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы.

       Введение  режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них – регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам.

       Вторым  важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объём кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

       Третий  антиинфляционный инструмент – операции Центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а покупая – увеличивает.

Информация о работе Эффективна ли в Беларуси политика ограничения доходов для борьбы с инфляцией