Эффективна ли в Беларуси политика ограничения доходов для борьбы с инфляцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является политика по ограничению доходов, проводимая белорусским правительством в борьбе с инфляцией.

Задачи курсовой работы:

дать определение понятия инфляции и ее классификацию;
выявить основные причины инфляционных процессов;
изучить социально-экономические последствия;
выявить причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции;
выяснение особенностей антиинфляционной политики;
определение факторов инфляции, связанных с доходами, и исследование их комплексного воздействия на темпы инфляции в стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Инфляция и антиинфляционная политика………………………………..5
Понятие и виды инфляции……………………………………………….5
Антиинфляционная политика и политика доходов……………………13
Эффективность политики ограничения доходов для борьбы с инфляцией в Республике Беларусь………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………….30

Список используемой литературы…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

макро курсач.docx

— 87.46 Кб (Скачать)

       В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

       Политика  доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. К антиинфляционным мерам относятся:

  1. Длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, зачастую производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира.
  2. Добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия) [12, с.130-133].

      Политика  регулирования доходов населения  – ещё одна составляющая социальной политики. Она представляет собой  совокупность принципов, мер и средств  регулирующего воздействия государства  в области доходов.

      Под доходом понимают общую сумму  денежных поступлений субъекта из всех источников в течении конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:

  • заработная плата;
  • прибыль;
  • рента;
  • процент (на капитал);
  • государственные (трансфертные) платежи.

       Регулирование доходов в странах рыночной экономики  формируется и реализуется в  ходе сложного взаимодействия государственной  политики и интересов фирм. На рынке  труда отношения между фирмами  и их работниками регулируются долговременными соглашениями, имеющими зачастую определенную подоплеку. Даже во время спада, когда безработица высока, фирмы с неохотой сокращают заработную плату и даже не препятствуют ее некоторому, пусть и не очень существенному, росту. В любом случае они не отказывают в росте заработной платы работникам, которых они надеются сохранить. Эти повышения заработной платы рассматриваются как инструмент компенсации работникам потерь от инфляции. Однако, из-за того, что фирмы компенсируют своим работникам такие потери, они увеличивают издержки, которые даже во время спада входят в цены. Здесь вопрос заключается в том, насколько умеренно растут цены и заработная плата. Таким образом, эффективность экономического развития определяется взаимодействием ряда факторов разнонаправленного характера, знание которых помогает фирмам разрабатывать свою производственную и социальную политику [12, с.130-133].

       Политика  валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

  • гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;
  • создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;
  • ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;
  • введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
  • стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;
  • по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности [12, с.133-134].

       Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

       Суть  денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

       В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства  денежная реформа может быть начальным  или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

       Направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

       Временному  (или первоначальному) успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия:

  • приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом ни популистскими обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием;
  • способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или лоббистским группам как жирующим на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления;
  • наличие договоренности о реструктуризации существующего внешнего долга с кредиторами;
  • относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;
  • доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры;
  • обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений;
  • использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно;
  • умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее влиятельными силами в стране: с профсоюзами, политическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными организациями о поддержке его экономической политики;
  • психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с высокой инфляцией [12, с.135].

       Если  такой перелом еще не наступил и большинство экономических  субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно, как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами, ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

       Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим  длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики, является оптимизация структуры  фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко-, средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

       Необходимо  подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Эффективность политики ограничения  доходов для борьбы

с инфляцией в Республике Беларусь

       Рассмотрев  денежные доходы населения Республики Беларусь (приложение 1) за 1990-2009 гг., можно увидеть, что совокупные доходы на протяжении всего анализируемого периода увеличиваются. Для анализа денежных доходов мы разделим этот период на два и построим графики соответственно.   

Рисунок 1 – Динамика денежных доходов населения, оплаты труда, трансфертов населения, доходов от собственности и прочих доходов за1990-1999гг., млрд. руб. 

      Рассмотрев  график можно увидеть, что на протяжении всего времени наблюдается рост доходов населения. Соответственно наблюдается рост оплаты труда, трансфертов населения, незначительный рост доходов от собственности, начиная с 1997 г. Наиболее стремительно повышаются доходы с 1997 г. 

Рисунок 2 – Динамика денежных доходов населения, оплаты труда, трансфертов населения, доходов от собственности и прочих доходов за 2000-2009 гг., млрд. руб. 

       Что касается денежных доходов населения 2000-2009 гг., то можно сказать, что здесь  наблюдается более плавный и  постепенный рост.

       Далее следует рассмотреть различные индексы цен (приложение 3). Начнем с построения графиков, разбив данные на два периода соответственно. 
 
 

Рисунок 3 – Динамика ИПЦ, ИЦППП, ИЦ на с/х и ИЦП 1990-1999 гг., % 

       Рассмотрев  график можно сказать следующее, что до 1992 г. темп стремительного роста  присущ всем индексам цен, кроме индекса тарифов на перевозки. Для этого показателя характерно падение вплоть до 1996 г. Наиболее подробно, на мой взгляд, следует остановиться на таких показателях как ИПЦ и ИЦППП. Темп роста ИЦППП достигает своего максимума в 1992 г., затем вплоть до 1995 г. он стремительно уменьшается. ИПЦ в 1993-1994 гг. является максимальным, затем так же уменьшается. Начиная с 1996 г. у всех индексов наблюдается практически одинаковый темп роста. 

Рисунок 4 – Динамика ИПЦ, ИЦППП, ИЦ на с/х и ИЦП 2000-2009 гг., % 

       Что касается 2000-2009 гг., то здесь наблюдаются  незначительные колебания темпов роста всех анализируемых индексов, по сравнению с предыдущим периодом. Но можно сказать, что в последние годы (2006-2008) наблюдается незначительное увеличение  темпа роста индексов цен.

       Далее за основной показатель я возьму темп роста ИПЦ и для анализа сопоставлю его с темпом роста денежных доходов населения. 

Рисунок 5 – Динамика ИПЦ и денежных доходов населения населения, роста оплаты труда, трансфертов населения, доходов от собтвенности, прочих доходов за 1990-1999 гг., в %

      Здесь можно сказать, что темп роста  ИПЦ был в несколько раз  выше по сравнению с темпом роста  доходов населения, особенно это прослеживаетя до 1995 г.. Начиная с 1992 г. для экономики были характерны: длительное сохранение в течении всего периода высоких темпов инфляции, высокие темпы девальвации беларуского рубля, устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ. Затем с 1996 г. темпы роста ИПЦ и денежных доходов приблизительно уровнялись. На графике видно, что темп роса прочих доходов достигает своего максимума в 1998 г., затем наблюдается снижение. 

Информация о работе Эффективна ли в Беларуси политика ограничения доходов для борьбы с инфляцией