Эффекты замещения

Автор: N*********************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам. Изменение цены на товары прежде всего затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который мы приобретаем повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот. В своей курсовой работе я рассмотрела то, как поведёт себя рациональный потребитель То есть потребитель, максимизирующий полезность. , в создавшейся ситуации (после снижения или повышения цены на товар). К примеру потратит ли он все высвободившиеся средства после снижения цены (возникает эффект дохода) на приобретение этого же товара или поведёт себя уже по-другому, т.е. возникнет эффект замены.

Содержание

Введение
Потребительское поведение
Эффект замещения и эффект дохода
Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу
Товары Гиффена
Эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому
Равновесие потребителя
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

эффекты.docx

— 89.27 Кб (Скачать)

План

Введение

  1. Потребительское поведение
  2. Эффект замещения и эффект дохода
  3. Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу
  4. Товары Гиффена
  5. Эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому
  6. Равновесие потребителя

Заключение

Список  использованных источников

 

Введение

     Любому  человеку хорошо известна ситуация изменения  цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам. Изменение  цены на товары прежде всего затрагивает  благосостояние потребителя: когда  цена на товар, который мы приобретаем  повышается - благосостояние потребителя  снижается, и наоборот. В своей  курсовой работе я рассмотрела то, как поведёт себя рациональный потребитель  То есть потребитель, максимизирующий  полезность. , в создавшейся ситуации (после снижения или повышения  цены на товар). К примеру потратит ли он все высвободившиеся средства после снижения цены (возникает эффект дохода) на приобретение этого же товара или поведёт себя уже по-другому, т.е. возникнет эффект замены.

     Теория  эффекта дохода и эффекта замены актуальны сейчас как никогда. Ведь недавняя реформа по монетизации  льгот, проведённая в России, есть не что иное как практическое применение теории эффекта дохода и эффекта  замены.

     Снижение  или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. "Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного  товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении  цены) реальный доход, или покупательную  способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен." В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1. С128 Эффект замены вызывает рост потребления относительно подешевевшего  товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Чтобы определить эффект замены, нужно выделить влияние  эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы  определить эффект дохода, нужно выделить эффект замены.

     Существуют  два подхода к определению  реального дохода, связанные с  именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Слуцкого.

1. Согласно  Хиксу, разные уровни денежного  дохода, обеспечивающие один и  тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной  и той же кривой безразличия,  представляют одинаковый уровень реального дохода.

2. Согласно  Слуцкому, лишь тот уровень денежного  дохода, который достаточен для  приобретения одного и того  же набора или комбинации товаров,  обеспечивает и неизменный уровень  реального дохода.

     Теория  Хикса в большей мере соответствует  основным положениям порядковой теории полезности, "тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что  позволяет дать количественное решение  задачи на основе статистических материалов." Курс экономической теории: Учебное  пособие / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича, 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",2001.-113с. 

  1. Потребительское поведение

     Предположим, что какая-то фирма разработала  новый, усовершенствованный вид  товара, качество которого, превышает  уже производимые, ею изделия. Перед  фирмой стоит вопрос, по какой цене продавать этот товар? Насколько  выше может быть установлена цена на этот товар по сравнению с ценами на похожие товары? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое  количество нового товара они приобретут?

     Для ответа на поставленные вопросы фирма  должна провести анализ спроса на продукцию, изменения цен и доходов покупателей, определить, от каких факторов зависит  потребительский выбор.

     Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность — понятие сугубо индивидуальное. То, что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Однако даже если выбранный  нами продукт полезен для потребителя, существуют обстоятельства, ограничивающие возможности покупателя в его  приобретении. Такими ограничителями являются цена и доход. Например, мясо является очень полезным продуктом  для большинства людей, однако высокие  цены и ограниченные доходы не всем позволяют потреблять его в больших  количествах. Вместе с тем и сама полезность меняется с увеличением  количества потребляемой продукции.

     Предельной  называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей  единицы продукции. В сильную  жару первый стакан газированной воды будет обладать очень высокой  полезностью, второй — меньшей, а  пятый может оказаться абсолютно  бесполезным. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления.

     Как может быть использован закон  убывающей предельной полезности при  объяснении потребительского выбора? Предположим, что мы пришли в магазин  за покупками, имея 350 руб. Предположим  также, что имеется всего два  товара: А и Б, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара А  и Б мы купим? Иными словами, как  мы распределим наш бюджет на покупку  этих товаров, исходя из их полезности?

     Оценим  предельную полезность товаров А  и Б в баллах, исходя из наших  субъективных представлений (табл. 1). Согласно нашей оценке наибольшее удовлетворение нам принесет покупка товара Б. Однако мы учитываем не только предельную полезность, но и цену товара. А цена товара Б в два раза превышает  цену товара А. Мы принимаем решение  о покупке, исходя из полезности на единицу затраченных средств, т.е. на 1, руб. Так как предельные полезности на 1 руб. будут иными, максимально  удовлетворит наши потребности покупка  трех единиц товара А и двух единиц товара Б.

     Любая другая комбинация количеств товаров  А и Б при существующих ценах  и определенном размере имеющихся  в наличии средств (350 руб.) даст меньшую  суммарную полезность для покупателя.

     Потребительское равновесие достигается, когда отношения  предельных полезностей отдельных  товаров к их ценам равны.

     В нашем примере 3 = 6 * 50 / 100

     Что произойдет, если цена товара Б снизится вдвое? Тогда на те же 350 руб. мы купим  три единицы товара А и четыре единицы товара Б. Таким образом, при снижении цены количество купленных  товаров будет возрастать. 

  1. Эффект  замещения и эффект дохода

     Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ — совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное  изменение цены данного блага. Иными  словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.

     При снижении цены товара возникают два  эффекта. Во-первых, потребитель заменяет подешевевшим товаром некоторые  другие товары, и спрос на данный товар увеличивается. Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому  он увеличивает спрос на некоторые  товары, к которым обычно принадлежит  и подешевевший товар. Например, снижение цен на куры (или не такой быстрый  их рост) заставит нас покупать больше кур по сравнению с говядиной  или свининой.

     К появлению эффектов дохода и замещения  приводит любое изменение цены, так  как оно меняет объем доступных  благ и их относительные цены. Названные  эффекты являются реакцией потребителя  на изменение относительных цен  и реального дохода. Эффект замещения  — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский  набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при  росте цен одного блага переориентируется  на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны  замещать более дорогие блага  более дешевыми. В результате спрос  на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для  потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его  реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается  в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может  купить этого блага больше, не отказывая  себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние  на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его  реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

     Для нормальных товаров эффект дохода и  эффект замещения суммируются, так  как снижение цены данных товаров  приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает  в определенном соотношении чай  и кофе, которые являются нормальными  благами. В этом случае эффект замещения  действует следующим образом. Падение  цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым  чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что  снижение цены чая сделало потребителя  несколько богаче, т. е. привело к  росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен  как на приобретение дополнительного  количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение  цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют  однонаправлено. Для нормальных товаров  действие эффектов дохода и замещения  объясняет увеличение спроса при  понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

     Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и  кофейный напиток, являющийся товаром  низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим  образом. Падение цены кофейного  напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель  замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало  потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень  доходов населения, тем ниже объем  спроса на низшие товары, то прирост  реального дохода потребителя будет  направлен на приобретение дополнительного  количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

     Реальный  доход есть максимальная полезность, которую может получить потребитель, обладающий данным денежным доходом. Таким  образом, характер зависимости объема спроса от цены товара определяется эффектом замены и эффектом дохода.

     Эффект  замены – то изменение объема спроса, вызванное изменением относительной  цены товара при неизменном реальном доходе потребителя.

     Эффект  дохода – это изменение объема спроса, вызванное изменением реального  дохода при неизменной относительной  цене товара.

     Общий эффект изменения цены – это изменение  объема спроса, равное сумме эффекта  замены и эффекта дохода.

     Разложим  общий эффект в сумму эффекта  замены и эффекта дохода за три  шага.

     1.    При снижении цены товара Х  бюджетная линия повернется против  часовой стрелки вокруг точки  пересечения с осью координат  (точка В на рис.1). При этом  равновесный набор переместится  из точки Е¹ в точку Е², а  объем потребления продукта Х  увеличится с х¹ до х². Общий  эффект равен

Информация о работе Эффекты замещения