Экономические основы функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:36, доклад

Описание работы

Туризм - это крупнейшая многоотраслевая система, отдельные элементы которой находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ни одна система не может функционировать в вакууме, она должна находиться в постоянно изменяющейся экономической среде.

Работа содержит 1 файл

защита.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

«Экономические  основы функционирования предприятий социально-культурного  сервиса и туризма  в условиях рынка»

    Туризм - это крупнейшая многоотраслевая  система, отдельные элементы которой  находятся в тесной взаимосвязи  друг с другом. Ни одна система не может функционировать в вакууме, она должна находиться в постоянно изменяющейся экономической среде.

     Основными составляющими экономической среды  являются государственная, политическая, правовая, рекреационная, технологическая  инфраструктура.

     Экономическая среда для туризма может быть представлена организациями и направлениями, с которыми сталкиваются предприятия, осуществляющие виды деятельности, связанные с туризмом.

     Российский  туррынок развивается быстро. Для  того, чтобы он стал цивилизованным, нужны грамотные специалисты, которые должны иметь четкие представления о технологиях предпринимательства в туризме.

     Туризм  сегодня - это один из немногих динамично  развивающихся видов отечественного бизнеса, поэтому чтобы преуспеть  в туристской деятельности в современных условиях, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента и выполнений требований законодательства подход.

     Сфера сервиса и туризма является фундаментальной  основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Анализ тенденций развития туризма и сервиса за рубежом показывает, что именно развитие предпринимательства, малого бизнеса способствует положительно динамике темпов роста этих сфер экономики.

     Дальнейшее  развитие мирового туррынка все больше зависит от становления новых  экономических отношений, в которых ведущими субъектами хозяйствования являются предприниматели.

     Интерес предпринимателей к туризму объясняется  рядом факторов: во-первых, туристский бизнес не требует больших инвестиций, во-вторых, на туристском рынке успешно  взаимодействуют различные организационно-правовые формы предприятий, которые быстро оборачивают капитал, а также получают доход за счет валютных операций. Поэтому для перспективного развития туризма и сервиса необходимо владеть механизмом предпринимательства с учетом его специфики в этих областях

1. Место предприятия  в системе рыночных  отношений

     На  поведение каждого предприятия  влияет характер, тип рынка, на котором  оно функционирует. Тип рынка  зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничения на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

     Чистая конкуренция возникает при определенных условиях:

     - Наличия множества мелких фирм, предлагающих однородную продукцию.  Для потребителя безразлично,  у какой конкретно фирмы он  приобретает эту продукцию, услугу.

     -Доля  каждого предприятия на рынке  отрасли незначительно, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену товара или услуги.

     - Фирма может свободно, без ограничений  входить и выходить из отрасли.

     - Фирма без ограничений имеет  возможность получить любую информацию  о ценах на товары и услуги, о затратах, качестве услуги и т.д.

       Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из этих принципов, называется несовершенной.

     Полной  противоположностью совершенной конкуренции  является чистая монополия. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле универсальным. Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить экономический или административный характер. Не следует, однако, преувеличивать силу монопольной власти отдельного предприятия. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, а также межотраслевой "борьбой за рубль потребителя" - конкуренцией со стороны производителей различных благ, каждый из которых стремится увеличить долю своих услуг и товаров в потребительском бюджете.

     Монополистическая конкуренция возникает там, где  в отрасли действуют десятки  предприятий, производящих разнообразную продукцию. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. Легкость вступления не означает, однако, полного отсутствия каких-либо барьеров. Ими могут быть патенты, лицензии, торговые марки и т.д.

     Монополистическая конкуренция широко представлена в  отраслях, производящих предметы потребления  и в сфере услуг.

     Олигополия - рыночная структура, при которой  в отрасли действует ограниченной число предпринимателей, а вход в  отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость - число предприятий настолько ограничено, что каждое из них вынуждено при формировании экономической политики (принятии решений по ценам и объему производства) принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

2. Роль, место и функции  социально-культурного  сервиса и туризма  в национальной  экономике

     Анализ  структуры экономики в России позволяет определить роль и место  социально-культурного сервиса и  туризма в национальной экономике.

     Социально-культурный сервис и туризм - это с экономической  точки зрения особый вид потребления  материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельный  межотраслевой комплекс национального  хозяйства и обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, средствами размещения и питания, культурно-бытовыми объектами и услугами, развлекательными мероприятиями.

     Социально-культурный сервис и туризм влияет на национальную экономику посредством реализации пяти экономических функций:

     - производственно

     - содействия занятости населения

     - создания дохода

     - сглаживания неравенства в развитии  российских регионов

     - нивелирования платежного баланса  страны.

     Эти функции позволяют оценить степень  влияния СКСТ на экономику страны в виде получаемого экономического эффекта.

     Производственная  функция. Организации сферы СКСТ создают определенную продукцию - услуги - и таким образом содействуют  формированию валового внутреннего  продукта, т.е. выполняют производственную функцию.

     Функция содействия занятости населения. Продукты сферы СКСТ чаще всего имеют вид нематериальных товаров, так как они представляют собой услуги, что и определяет высокую трудоемкость данной сферы. Количественный рост кадров здесь может быть приостановлен только в результате внедрения технических разработок, но в любом случае технические средства не могут заменить личное общение. Поэтому СКСТ прямым или косвенным образом способствует занятости населения.

     Функция создания дохода. Экономическая деятельность в сфере сервиса и туризма вносит вклад в формирование национального дохода посредством налоговых поступлений. Туризм - важный источник поступлений в казну любого государства.

     Функция сглаживания неравенства в развитии российских регионов. Она проявляется  в том, что СКСТ способствует экономическому развитию регионов со слаборазвитой промышленностью, имеющих первозданный ландшафт и окружающую среду полного равновесия. Развитие туризма в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует такие негативные последствия, как отток населения в городские агломерации, разрушения традиционного уклада жизни сельского населения. Проблема низкого уровня жизни населения таких районов решается с помощью привлечения туристов, что обеспечивает приток денежных средств, увеличивает процент занятого населения, развивает инфраструктуру туризма и сервисные службы.

     Функция нивелирования платежного баланса. СКСТ влияет на платежный баланс страны. Сопоставление въездного и выездного  потоков, т.е. противопоставление расходов местных туристов, выезжающих за границу, с доходами, полученными от потребления  товаров и услуг иностранными туристами, позволяет определить положительное или отрицательное сальдо по статье "туризм".

 

3. Основные  типы организационно-правовых  форм для осуществления  туристской деятельности

     К основным организационно-правовым формам предпринимательской деятельности в туризме относятся следующие коммерческие организации:

     - хозяйственные товарищества и  общества

     - производственные кооперативы

     - государственные и муниципальные  унитарные предприятия.

     Хозяйственными  товариществами являются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Это могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

     Производственным  кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или  хозяйственной деятельности. Число членов кооператива не может быть менее пяти человек. Член кооператива обязан внести паевой взнос в имущество кооператива. В туристской деятельности данная организационно-правовая форма предпринимательства используется редко.

     Предпринимательская деятельность государства и муниципальных органов может осуществляться, в том числе и в туризме, через унитарные предприятия. Это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органом местного самоуправления.

     В странах с развитой рыночной экономикой широкое развитие получило такое  объединение предпринимательских  организаций, как холдинговая компания. Это компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с  целью контроля управления их деятельностью. Холдинговая компания - вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний.

     В экономически развитых странах основными  формами коммерческих предприятий  являются: частнопредпринимательская  фирма, партнерство и корпорация. Ряд таких предприятий успешно функционирует в туристском комплексе.

6. Механизм функционирования  туристской организации  в современных  экономических условиях

     Туристский  бизнес, как любой другой вид предпринимательской  деятельности, осуществляется посредством  действия определенного механизма.

     Механизм  функционирования субъектов предпринимательства  в СКСТ представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, грамотное  исполнение или использование которых  позволяет предпринимателю выполнять  свои функции в соответствии с общепринятым предназначением и достигать поставленных целей.

     Любой хозяйствующий субъект в сфере  СКСТ (индивидуальный предприниматель  или организация), предполагающий заняться предпринимательской деятельностью, прежде всего должен определить, в  какой сфере он собирается работать, какие товары производить, какие виды услуг оказывать.

     Затем предприниматель приступает к маркетинговой  деятельности. Для выявления потребности  в туристских услугах он вступает в контакты с потенциальными потребителями (туристами, оптовыми и розничными торговцами). Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущим покупателем товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает турбизнес, имея лишь устную договоренность. В современных экономических условиях надежность устной договоренности невелика, а риск существенно высок.

Информация о работе Экономические основы функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма в условиях рынка