Экономические школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:27, реферат

Описание работы

Данная работа имеет название: «Школы экономической теории». Перед тем как рассмотреть этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику экономики. Экономика — это совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы и отрасли производственного комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования.

Содержание

Введение
1. Школа меркантилизма
2. Школа физиократов
3. Классическое направление экономической теории
4. Марксизм
5. Неоклассическое направление экономической теории
6. Неокейнсианское направление экономической теории
7. Институциональное направление экономической теории
8. Монетаризм
9. Неолиберальное направление экономической теории
10. Школы классической политической экономии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

экономические школы.docx

— 86.63 Кб (Скачать)

                                                                    Содержание

Введение   

1.  Школа меркантилизма   

2.  Школа физиократов   

3.  Классическое направление экономической теории

   4. Марксизм

   5. Неоклассическое  направление экономической  теории 

  6. Неокейнсианское направление экономической теории  

7. Институциональное направление экономической теории

   8. Монетаризм

   9. Неолиберальное  направление экономической теории

10. Школы классической политической экономии 

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение

Данная  работа имеет название: «Школы экономической теории». Перед  тем как рассмотреть этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику экономики. Экономика — это совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы и отрасли производственного комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования. Если говорить про экономическую науку, то она возникла в древности, и долгое время не имела своей отдельной (самостоятельной) дисциплины. Где-то с 15 столетия с началом формирования в Европе капиталистического хозяйства (рыночного отношения), она стала отдельной наукой. Сложность экономических явлений потребовала развития экономической науки до уровня, на котором она могла бы легко давать и объяснять эти явления, давать ответы на поставленные самой жизнью вопросы.

Истоки экономической науки  следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран  Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая  мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

16-17 вв.

Томас Ман (1571-1641)

Физиократы

18 век.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)


 

Эта тема актуальна тем, что  она позволяет пополнить мои  знания в области макроэкономики. Целью работы было раскрыть основные направления и школы экономической  теории. Для этого были рассмотрены  различные существующие направления  и школы экономической теории.

 

 

1.Меркантилизм. 

Термин "меркантилизм" впервые  обрел свое значение в трудах Адама  Смита. Он отмечал: "Различные пути развития благосостояния в различные  времена и у разных народов  дали повод для развития двух различных, с точки зрения приобретения людьми богатства, ветвей политической экономии: "торговой системы", или "системы  меркантилизма", и "сельскохозяйственной системы". Эти две системы не исходили из одних и тех же оснований. Кенэ и группа его последователей, кого потомки договорились именовать физиократами ("экономисты" - таково было их самоназвание), выступали единым фронтом и представляли собой отдельную школу экономической мысли. Но английские памфлетисты XVII и XVIII вв. представляли себе достаточно ясно, какое из определенных течений мысли они развивали; менее всего это относилось к той традиции, которую Адам Смит критиковал под названием "меркантилизм". Они не согласовывали между собой ни принципы, ни общий аналитический инструментарий. Тем не менее на протяжении трех столетий несогласованных интеллектуальных усилий, полных противоречивости и отражающих многообразные обстоятельства реальной жизни, определенные связующие доктринальные нити проявлялись вновь и вновь. Именно эти нити мы сплетем воедино в нечто, обозначаемое словом "меркантилизм", таким образом придавая источникам больше единства и логической связи, чем имелось в них на деле. Позже "меркантилизм" в значении определенной фазы истории экономической политики был назван "громоздким чемоданом", "отвлекающим маневром историографии" и "гигантским теоретическим пузырем". Но это слово вполне применимо в качестве термина, описывающего центральную тенденцию экономической мысли конца XVII и середины XVIII в. Разумеется, в наших целях чрезвычайно удобно всесторонне анализировать труды предшественников Адама Смита так же, как это делал он сам.

Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» — торговец, купец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии. Главная ее особенность заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена. По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности. Подобная ограниченность меркантилизма не случайна, поскольку эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащениия, так что экономическая теория должна была дать ответы на вопросы: что такое богатство? откуда оно берется? каковы его источники? Меркантилисты дали на эти вопросы относительно простые ответы: богатство воплощено в деньгах, роль которых в то время выполняло золото, его источником является торговля. Конечно, такой подход к богатству и его источникам был весьма поверхностным. Современная экономическая теория гласит, что богатство воплощается в различных благах и через их куплю-продажу богатство не создается, а распределяется. В этом заключается особая роль торговли — она доставляет богатство людям в той форме, в какой они хотят: покупателю — в форме необходимого для удовлетворения потребностей блага, а продавцу - в форме денег (золота). Источником же богатства является производство.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения  богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма  — увеличение денежного богатства  законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма  считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

 

 

Наиболее известные представители  меркантилизма:

  • Томас Мен (1571-1641)
  • Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

 

2.Физиократы.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние  природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями  школы являлись:

  • Франсуа Кенэ (1694-1774)
  • Анн Робер Тюрго (1727-178

 

 Школа физиократов (от греческих слов «физио» — природа и «кратос» — сила, власть), существовавшая в XVIII столетии и положившая начало классической политэкономии. Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к непроизводительным, то есть не создающим богатство. Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.

Физиокра́тия — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне.

Название «физиократия» дано Дюпон де Немуром — первым издателем сочинений Кёне — ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Термин «физиократы» вошел в  употребление лишь в XIX в., при жизни Кёнэ и его учеников они себя называли «экономистами», а свое учение — «политической экономией»[1]

Статьи Кёне, посвященные вопросам цен на хлеб и налогам, были помещены в энциклопедии Д. Дидро. Существенная заслуга физиократов, и прежде всего Кёне, по мнениюК.Маркса, состояла в том, что «… они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии»

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические  отношения между людьми при свободном  действии естественного порядка  и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и при том раньше неё, физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения — желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал — понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже — в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

3. Классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировалиэкономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковникРоберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль, Дж. Р. МакКуллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относятУ. Сениора и Г. Мартино.

Трудовая теория стоимости привела  к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего  деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием  «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона (ок.1785 — 1833), Чарльза Холла (1745—1825), Джона Грэя (1799—1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809—1895).

Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй, швейцарец Ж.Симон де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.

Завершающий этап эволюции школы представлен  творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит  трудовая теория стоимости. Стоимость  товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый  в товарах труд является основой  для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и  предложения товара.

А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной  ренты, - и определил стоимость  общественного продукта как сумму  доходов общества. Общественный продукт  воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста  производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений  и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали  человека только с точки зрения экономической  деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной  выгоде.

Информация о работе Экономические школы