Экономические школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:57, реферат

Описание работы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Работа содержит 1 файл

Экономические школы.docx

— 26.59 Кб (Скачать)

Экономические школы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической  теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы Период  развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая  политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 —  начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон  Фридмен (1912-2006)

Меркантелизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника  происхождения богатства. Меркантилисты  отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег  в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего  меркантилизма — увеличение денежного  богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Близкой к меркантилизму  является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее  известные представители  меркантилизма:

  • Томас Мен (1571-1641)
  • Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается какполитическая экономия.

Появление данного  теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление  в развитии политической экономии представленофизиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали  влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями  школы являлись:

  • Франсуа Кенэ (1694-1774)
  • Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая  школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в  трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам  Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная  идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал  значение разделения труда как условия  повышения производительности. Его  исследования стали библией для  ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовлениеПрибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих  Энгельс (1820-1895) создали теоретическую  концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана  попытка людей построить общество без частной собственностиэкономику государственного типа, регулируемую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом  и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и  основателем советского государства  Владимиром Ильичом Лениным.

Основная  идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:

  • Карл Менгер
  • Фридрих Визер
  • Леон Вальрас
  • Эйген-Бем-Баверк
  • Уильям Стэнли Джевонс

Основная  идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования  в связи с эффективностью потребления  продуктов и показывает, насколько  изменится удовлетворение потребителя  при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной  концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической  школы:

  • Альфред Маршал
  • Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством измененияналичной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляциюзанятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом  от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:

  • Т.Веблен
  • Дж.Коммонс
  • У.Митчелл
  • Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма (Школа  Монетаризма)

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы  неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Информация о работе Экономические школы