Экономические учения Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:16, реферат

Описание работы

Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 3
Древний Египет 3
Месопотамия 5
Древняя Индия 7
Древний Китай 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 16

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     В своей работе я хочу рассмотреть памятники экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока.

     Наиболее  ранние проявления экономической мысли  следует искать в истории стран  Древнего Востока. Это объясняется  благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие.

     Экономическая жизнь древневосточных обществ  имеет практически полностью  натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государства, появились первые памятники экономической мысли в истории человечества.

     Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ролью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобладала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материальных благ являлись аграрии — члены территориальных общин.

     Эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока

     ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

     Древний Египет

 

     Первым  дошедшим до нас памятником экономической  мысли является  
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну» Древний Египет. В этом произведении фараон дает наследнику рекомендации по управлению государством, в основном политического характера. Фараон призывает сына опираться на богатых, а не на бедных, которые всегда готовы восстать. Вельмож и жрецов рекомендует награждать податными списками, участками земли, поскольку «велик царь своими вельможами, богат царь богатством своих вельмож». Особое внимание обращается на то, что приближать к себе фараон должен не только родовую знать, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле.

     Примерно  к тому же времени, что и «Поучение  гераклеопольского царя», относят еще два произведения, проливающих свет на экономические представления египтян. Оба они рассказывают о событиях так называемого Первого переходного периода, отделяющего в истории Египта Среднее царство от Древнего. Автором первого из них считается Ипусер (Ипувер) — человек, по всей вероятности, близкий к правящим кругам северной части страны. «Речение Ипусера» рисует картину бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс. По свидетельству Ипусера, в это время прекратились внешнеэкономические контакты Египта, внутренняя торговля, начался голод. Восставшие захватили власть в государстве, разрушили его хозяйственный аппарат, начался передел собственности. Ипусер призывает вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.

     Второе  произведение, посвященное тем же событиям, называется  «Пророчество Неферти». Рассказ о событиях конца III тыс. до н.э. облечен в форму пророчества, якобы произнесенного жрецом Неферти перед фараоном Снофру, правившим в первой половине III тыс. до н.э. Неферти, как и Ипусер,  описывает бедственное положение Египта, особенно страшным ему кажется перераспределение собственности. Он также призывает восстановить единую власть в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Месопотамия

 

     В отличие от Др. Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но в  условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых «сильный не притеснял бы слабого».  
    Именно в Месопотамии были записаны древнейшие из известных нам законов. К ним относятся законы царя Шульги (XXI в. до н.э., Шумеро-Аккадское царство), законы города Эшнунна (XX в. до н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Вавилон).

     От  законов царя Шульги, к сожалению, до нас дошли лишь фрагменты. Эти  фрагменты дают представление о  том, как регулировались отношения рабов и их хозяев, устанавливались различные наказания и штрафы в зависимости от нечаянности или преднамеренности преступления. Кроме того, в законах в отличие от ряда более поздних (в том числе и законов Хаммурапи) действует принцип денежного возмещения за нанесенный ущерб вместо обычного для ранней древности талиона, т.е. воздаяния равным за равное («око за око, зуб за зуб»). [1, с 11]

     В законах Эшнунна нашли отражение  представления о необходимости централизованной организации хозяйства. В соответствии с ними государство устанавливало твердые цены на важнейшие продукты и на основании этих цен определяло уровень арендной платы, оплаты наемного труда, размеры штрафов, норму процента и пр.

     Наиболее  полными из дошедших до нас и поэтому  самыми известными законами Месопотамии  по праву считаются законы Хаммурапи. В них нашли отражение многие сферы жизни вавилонского общества. Почти две трети статей регулируют хозяйственные и имущественные отношения: обеспечивают охрану собственности различных категорий населения; регулируют земельные отношения, торговлю, ростовщичество, операции с движимым имуществом, в том числе аренду; кодифицируют нормы найма, положение рабов, сохранявших еще некоторые права.

       Опираясь на текст законов  Хаммурапи, можно выделить приоритетные аспекты экономических представлений древних вавилонян, прежде всего власть имущих. Одной из главных задач государства считалась охрана собственности, покушение на нее во многих случаях каралось смертной казнью. Кроме того, государство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелия: законодательно карать ленность и небрежность, проявлять особую заботу о регулировании орошения, отношений между соседями, между хозяином и арендатором, поощрять распашку пустырей, развитие садоводства, виноделия и пр. Важной задачей, стоящей перед государством, было также сохранение общины. Чтобы предотвратить массовое обезземеливание крестьян, утрату ими личной свободы, устанавливались нормы ссудного процента: 20% — по денежным займам, 30% — по натуральным; кроме того, устанавливался максимальный срок долговой кабалы — три года.  
 

 

     

     Древняя Индия

 

     В Древней Индии экономическая  мысль была тесно связана с  мыслью религиозной. Для индуизма характерно представление о том, что человек  может стать счастливым, если будет  выполнять свой религиозный долг, будет заботиться о своей материальной выгоде и достигнет удовлетворения в любви. Всем этим вопросам была посвящена специальная литература.

     В Др. Индии крупнейшим памятником общественной мысли является «Артхашастра» - трактат  об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику. Автором этого трактата считается Каутилья (IV — возможно III вв. до н.э.), мудрый и искусный политик, советник Чандрагупты Маурья — основателя могущественного государства Маурьев в Индии. Однако авторство Каутильи не является бесспорным, существует предположение, что «Артхашастра» составлялась на протяжении нескольких столетий — с IV в. до н.э. по II—Ш вв. н.э. [2, с 48]

     «Артхашастра» по сути представляет собой свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеального государства. Экономические проблемы не являются главной темой трактата, однако в нем нашли отражение практические знания о хозяйственной деятельности; среди рекомендаций по управлению государством большое место занимают вопросы экономической политики.

     Важной  задачей правителя считается  контролирование экономики страны, деятельности различных хозяйственных ведомств. Отмечается, что средства из государственной казны следует расходовать на нужды как центральной власти, так и населения. Государство должно поддерживать в порядке ирригационные системы, заниматься колонизацией окраин, вовлекая в хозяйственный оборот новые земли, создавая новые деревни, прокладывая дороги и пр. Руководители соответствующих ведомств должны регулировать в царском хозяйстве развитие земледелия и ремесла, распределяя работу, определяя оплату труда, штрафы и т.д.

     Особое  внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны. Надзиратель за торговлей должен располагать сведениями о товарах, ценах, спросе; правильно оценивать экономическую ситуацию и проводить адекватную торговую политику, поощрять развитие торговых путей, привлекать иностранных купцов, проверять инструменты меры и веса для устранения возможного обмана покупателя. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксации торговой прибыли (5% цены для местных товаров, 10% для иностранных). Следует обратить внимание на то, что в «Артхашастре» называется ряд важнейших факторов ценообразования, которые должен учитывать надзиратель: основные средства, убыток, пошлина, прибыль, расходы по найму, а также прочие издержки.

     Среди экономических вопросов, затронутых в трактате, можно отметить ростовщичество и рабство. Ростовщичество противопоставляется торговле, так как считается, что оно ведет к уменьшению казны. Рабство рассматривается как естественное явление, но допускается только в отношении иноземцев, при этом раб может иметь имущество, обладать правом на получение наследства. Собственность раба, как и свободного человека, неприкосновенна, а ее кража наказуема.

     Так же известно еще одно произведение, в котором затрагиваются экономические вопросы, — Законы Ману. Ману — это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем сборника предписаний и правил, составленного, по всей видимости, в первые века новой эры. Законы Ману представляют собой самый известный из множества правовых сборников — дхармашастр (книг о долге). Такие сборники в соответствии с религиозными догмами индуизма регулировали поведение людей в частной и общественной жизни, давали рекомендации по управлению государством. В них также нашла отражение социальная структура индийского общества — его деление на варны и касты.

     В законах Ману называются допустимые способы приобретения имущества. К ним отнесены: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, получение под проценты, вознаграждение за выполненную работу. Определяются также способы существования: «ученый труд, механические ремесла, работа за заработанную плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов за деньги». Отмечается, что экономика не является сферой деятельности двух высших варн (сословий) общества — брахманов и кшатриев. Способы существования, относящиеся к экономической деятельности, — удел вайшьев и шудр. При этом шудры (как низшая из четырех варн) должны заниматься ремеслом, которое рассматривается как обслуживающий труд; в сельском хозяйстве они могут быть лишь наемными работниками и арендаторами. [3, с 30] 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Древний Китай

 

     На  Древнем Востоке экономическая  мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

     Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции— Конфуций (ок. 551—479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователями и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определенное место в мире и в обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на четком разделении обязанностей как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном».

     Деление общества на высших и низших — основа «высоконравственного правления», которое должно осуществляться путем соблюдения традиций и ритуалов. Идеальному правителю следует заботиться о благополучии и воспитании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом человека. Личное богатство достигается честным путем в соответствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерархическому принципу знатности. [1, с 13 ]

     Идеи  Конфуция, в частности его тезис  о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372—289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным мужам, занимающимся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородных мужей, им предначертано быть «управляемыми». Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество.

Информация о работе Экономические учения Древнего Востока