Экономическая мысль Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

Содержание

Введение

1. Проблемы государства в странах Древнего Востока

2. Экономическая мысль Древнего Египта

2.1 "Поучение гераклеопольского царя своему сыну"

2.2 "Речение Ипусера"

3. Экономические идеи Вавилонии

3.1 Кодекс царя Хаммурапи

4. Экономическая мысль Древнего Китая

4.1 Конфуцианство

4.2 Экономические идеи Мо-цзы

4.3 Трактат "Гуань-цзы"

5. Экономическая мысль Древней Индии

5.1 Законы Ману

5.2 Трактат "Артхашастра"

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 48.85 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение

1. Проблемы  государства в странах Древнего  Востока

2. Экономическая  мысль Древнего Египта

2.1 "Поучение  гераклеопольского царя своему  сыну"

2.2 "Речение  Ипусера"

3. Экономические  идеи Вавилонии

3.1 Кодекс  царя Хаммурапи

4. Экономическая  мысль Древнего Китая

4.1 Конфуцианство

4.2 Экономические  идеи Мо-цзы

4.3 Трактат  "Гуань-цзы"

5. Экономическая мысль Древней Индии

5.1 Законы  Ману

5.2 Трактат  "Артхашастра"

Заключение

Список  литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Древний мир - это пора зарождения государственности  и политических идей на почве религиозной  мифологии. В мифологической форме  впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости  соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

Экономическая мысль каждой древней цивилизации  своеобразна. На Востоке особо крупный  вклад в развитие представлений  о государстве и праве внесли Индия и Китай. Для этих государственных  образований характерны верховная  собственность государства на землю  и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ. Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое  распространение получили представления  о власти. Монарх был связан только обычаем, традицией. При этом подчеркивалось, что цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в  праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами. Политическая мысль Востока проникнута верой в мудрость старых установленных  обычаев, в их совершенство.

Одна  черта роднила все политические мысли древности, как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого-общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось.

 

1. ПРОБЛЕМЫ  ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО  ВОСТОКА.

С появлением первых государственных образований  и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной  жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество  насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества, на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики. В странах Древнего Востока поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными. Это можно свести к следующему:

1. Выразители  экономической мысли Древнего  мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих  государств — стремились идеализировать  и сохранить навсегда рабовладение  и натуральное хозяйство как  главные условия открытого разумом  и охраняемого гражданскими законами  непреходящего "естественного  порядка".

2. Доказательства  идеологов Древнего мира базировались  преимущественно на категориях  морали, этики, нравственности и  были направлены против крупных  торгово-ростовщических операций, т.е.  против свободного функционирования  денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную  сущность, нарушающую принцип эквивалентности  и пропорциональности процесса  обмена товаров на рынке по  их стоимости. Однако для более  обстоятельной и полной характеристики  эволюции экономической мысли  Древнего мира необходимо обособленное  рассмотрение особенностей хозяйственной  жизни восточного рабства и  классического рабства и основных  идей и воззрений в дошедших  до нас памятниках экономического  мышления цивилизаций Древнего  Востока и античных государств.

Главная особенность восточного рабства  заключается в масштабных хозяйственных  функциях государства, обусловленных  отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы  и контроль над ней требовали  безусловного участия государственных  органов в этой деятельности, в  том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная  опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации  сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности  государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство  восточных цивилизаций нередко  называют азиатским способом производства.[1]

 
 
 
 

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПЕТА.

 
2.1 "Поучение гераклеопольского  царя своему сыну"

На примере  этой страны человечество располагает  двумя самыми ранними памятниками  экономической мысли. Один из них  датируется XXII столетием до нашей  эры и им является некое послание, получившее название "Поучение гераклеопольского  царя своему сыну". В этом "Поучении" приводятся "правила" государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя  так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Особое внимание уделяется  эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением.

В сплоченности высшего слоя, верности его центральной  власти автор видит залог успешного  царствования. Аппарат должен работать "как один отряд". Для этого  царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: возвышать  своих вельмож, чтобы они поступали  по твоим законам, награждать вельмож  податными списками, а жрецов —  участками земли. Для подбора  людей в аппарат управления необходимо приближать к себе человека за дела его, не делая различия между сыновьями  знати и простолюдинов.

 
2.2 "Речение Ипусера"

Интересным  памятником древнеегипетской мысли  является "Речение Ипусера" (начало XVIII в. до н.э.). Усиление государственной  эксплуатации, рост долгового рабства  и ростовщичества привели к гражданской  войне. В этой связи "Речение Ипусера" выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Ипусер недоволен, что "простолюдины страны стали богатыми", "руководимые  стали собственниками рабов", а "собственники богатств стали неимущими". Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

Ипусер  стремился, прежде всего, к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. "Идеальный деспот", по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.[2]

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ИДЕИ ВАВИЛОНИИ.

 
3.1 Кодекс царя Хаммурапи

Для этого  древневосточного государства характерно быстрое развитие частной собственности  и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы  производителей, развитию долгового  рабства и кабальничества.

Наиболее  значительным памятником Вавилонского царства является кодекс царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), широко отразивший экономические  основы общества, важнейшие тенденции  его развития. Свод законов Хаммурапи  даёт представление о том, что деление общества на рабов ирабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев.

Из кодекса  Хаммурапи видно, что государство  пыталось остановить

размывание  слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных  экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством  Хаммурапи пытался закрепить  общественный строй государства  господствующей силы, в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

При составлении  кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские  судебники, новое законодательство.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений  и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений  налогов в казну, вводились чрезвычайно  жесткие правовые нормы. Их нарушение  влекло за собой самую суровую  экономическую, административную и  уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.

Основная  экономическая тема законов —  создание условий, при которых сильный  не притеснял бы слабого. Так, запрещались  продажа и отчуждение за долги  земельных наделов царских воинов и других категорий подданных; ограничивалась ростовщическая эксплуатация.

Во времена  правления Хаммурапи частная  собственность достигла полного  развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

В Законах  Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных  отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети  урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два  года). На более длительный срок в  аренду сдавалась еще неосвоенная  земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли  и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал  взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями.

Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи  упоминают о различных видах  имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов.

Законы  устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность  в случае порчи или гибели нанятого имущества.

Широко  был распространен договор личного  найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок  оплаты труда этих лиц, а также  ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

Довольно  подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить  долговое рабство. Об этом свидетельствуют  положения о максимальном сроке  отработки долга (3 года), ограничение  процентов, взимаемых ростовщиком  как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения.

Любые покушения на частную собственность  влекли экономическую ответственность.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока