Экономическая мысль Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

Содержание

Введение

1. Проблемы государства в странах Древнего Востока

2. Экономическая мысль Древнего Египта

2.1 "Поучение гераклеопольского царя своему сыну"

2.2 "Речение Ипусера"

3. Экономические идеи Вавилонии

3.1 Кодекс царя Хаммурапи

4. Экономическая мысль Древнего Китая

4.1 Конфуцианство

4.2 Экономические идеи Мо-цзы

4.3 Трактат "Гуань-цзы"

5. Экономическая мысль Древней Индии

5.1 Законы Ману

5.2 Трактат "Артхашастра"

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 48.85 Кб (Скачать)

Законы  Хаммурапи отразили заботу об укреплении иохране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.[4].

 
 
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО  КИТАЯ.

4.1 Конфуцианство.

Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н.э.) родился и жил  в эпоху больших социальных и  политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека.

В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

В целях  стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим — одна из основных черт мужа, мыслителя. Такой человек  никогда не будет "поступать против вышестоящих". Он полагал, что регламентация  патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Хотя Конфуций считал необходимым облегчить бремя  налогов, в то же время он ратовал  за привлечение народа к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла  земледельческих работ.

Он впервые  выдвинул теорию естественного права  — социальную, нравственную, юридическую. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной  мира, но не вмешивается в явления  общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами. Конфуций первым призвал больше работать и меньше потреблять, что увеличит богатство  страны.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в  китайском обществе, приобрести структурную  прочность и обосновать свой крайний  консерватизм, нашедший наивысшее выражение  в культе неизменной формы.

Конфуцианство – это так же и политика, и  административная система, и верховный  регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни. В  течение двух с лишним тысяч лет  конфуцианство формировало умы  и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад  жизни.

Учение  Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.

Экономические воззрения Конфуция, являясь продуктом  своей эпохи, были противоречивы. Идеализация  старины, закрепление патриархально-общинных отношений уживались у него с разработкой правил, регулирующих взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Он представлял, прежде всего, позиции потомственной рабовладельческой аристократии, а также низшего, служилого слоя рабовладельцев. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов. Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.

Конфуцианство нашло своё развитие во взглядах Мэн-цзы, с вязывавшего социальное неравенство с"небесной волей", оправдывавшего противоположность между умственным и физическим трудом. Вместе стем Мэн-цзы был против ужесточения рабовладельческого гнета, ратовал за восстановление общинного землевладения, выступал в защиту общины, экономических интересов крестьян. Противоречивость, свойственная социально-экономической концепции конфуцианства, получила у Мэн-цзы дальнейшее углубление.

 
4.2 Экономические идеи  Мо-цзы

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники (моисты). Они проповедовали природное равенство людей, отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей. Противопоставляя конфуцианству идею "всеобщей взаимной любви", моисты не понимали ее иллюзорности. У Мо-цзы сильны идеи социального равенства, критика социальной несправедливости. Он выдвинул концепцию всеобщей и равновеликой любви, которая распространялась на отношения и между государствами, и внутри государств. Мо-цзы осуждает аристократизм и ратует за реформы в пользу народа. Он внес в китайскую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши, утонченной культуры, эксцессов церемониала. Государство выступает у Мо-цзы как активный субъект преобразования. Управление четко ассоциируется с необходимостью применения принуждения (как и поощрения) ради общего блага. Осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов, чего также не одобрял Конфуций. Считается, что именно с Мо-цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом (ли), но и с наказанием, и даже с законом. В этом смысле Мо-цзы является предшественником легизма, основного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.

4.3 Трактат  "Гуань-цзы"

Одним из знаменательных памятников истории  экономических идей в Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV-III в. до н.э. В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

Проявляя  заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий ит.д.

Авторы  трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного  механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства  от рыночной стихии выравниванием товарных цен.

Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также  создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались "бесплодными", как полагали легисты).

Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения  должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. "Гуань-цзы" предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В  трактате есть и идея построения государственных  финансов без прямых налогов. Для  этого следует заменить налоговые  поступления в казну эксплуатацией  природных ресурсов в виде акцизов. "Гуань-цзы" советует "взять  в казну горы и моря". Трактат  ставил перед государством одно важное условие — регулировать цены одинаково  во всей стране и пресечь "возможность  перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.".

"Гуань-цзы"  выдвинул "принцип уравновешивания  хозяйства". Для этого в руках  правителя должно накапливаться  до 1/2 всего хлеба, и он "управляет  средствами потребления, регулирует  их избыток и концентрирует  их недостатки". Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

Трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической  мысли Древнего Китая. Были выдвинуты  плодотворные идеи о возможности  количественного анализа экономических  явлений, выработки нормативов для  организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров  и денег, но и предлагали применить  для стабилизации хозяйства нормируемую  эмиссию денежных знаков.

Столкновение  двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения—             с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства.[3]

 

5. ЭКОНОМИЧЕСКА  МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

 
5.1 Законы Ману

В Древней  Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась  правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток  религии. Нормы, определяющие поведение  людей в их повседневной жизни, содержались  в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее  известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического  бога Ману). Знаменитые "Законы Ману" составлялись на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал о социально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману"— это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба, закреплялось его бесправное положение в обществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

Содержание "Законов Ману" значительно  шире того, что мы понимаем под правом. По замыслу это всеобъемлющий  кодекс социальной жизни Древней  Индии. Он регламентирует все стороны  жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения. Там есть рассуждения об этапе  жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искуплении вины и  покаяния, о дхарме царей (предмет  артхашастр), о суде и о том, что  мы отнесли бы к гражданскому и  уголовному праву. Понятия права  по-прежнему нет. Дхарма объемлет все.

"Законы  Ману" свидетельствуют о том,  что в Индии брахманизм одержал  победу над еретическими учениями. Ману превозносит могущество  брахманов, их превосходство над  всеми другими варнами, включая  кшатриев, их причастность к сверхъестественны  силам. В консерватизме "Закона  Ману" отразились застойные явления,  которые стали характерными для  древнеиндийского общества на  рубеже старой и новой эры.

Особенностью  Законов Ману является религиозная  окраска всех его положений. В  период создания Законов Ману в Индии  уже хорошо понимали разницу между  собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется  значительное внимание.

Законы  указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение  милостыни.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка  земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли  вором.

Закон твердо устанавливает нерушимость  и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга  в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить  отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте.

Известен  был в Древней Индии и договор  аренды земли. Этот договор приобретает  значение и получает распространение  в связи с проникновением в  общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа  является одним из договоров, о котором  упоминается в Законах Ману. Договор  считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в  качестве продавца должен был выступать  собственник вещи. Закон устанавливает  определенные требования к предмету договора и запрещает продавать  товар плохого качества, недостаточного по весу Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение  торговлей людьми и торговля рассматривалось  не как занятие для высших каст.

 
5.2 Трактат "Артхашастра"

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока