Экономический рост и проблема его осуществления в странах с переходной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе определим сущность экономического роста, рассмотрим его основные факторы типы и показатели. Затем проведем эконометрический анализ фак­торов, обусловивших различия между страна­ми с переходной экономикой в темпах роста ВВП. В основу эмпирического анализа поло­жены некоторые гипотезы политической эко­номии роста. Основным отличием являет­ся анализ влияния на рост ВВП всех компо­нентов индекса реформ, рассчитываемого Ев­ропейским банком реконструкции и развития, и ранжирование этих компонентов по степени их влияния на экономический рост. Также покажем, в какой степени уравнения регрес­сий позволяют объяснить рост ВВП в Бела­руси, и направления дальнейшего изучения источников и последствий экономического роста в республике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3

1.Сущность экономического роста.
1.1.Содержание экономического роста………………………………….5
1.2.Основные источники экономического роста……………………..6
1.3.Показатели роста национальной экономики……………………….. 6
1.4.Гимн экономическому росту………………………………………...7

2. Типы экономического роста и его основные факторы.
2.1.Типы экономического роста…………………………………....8
2.2.Прямые и косвенные факторы экономического роста……………...9
2.3.Факторы экстенсивного и интенсивного развития…………………...9

3.Результативность и проблемы экономического роста.
3.1.Качество экономического роста……………………………………....12
3.2.Защитники и противники экономического роста………………….14
3.3.Издержки и пределы экономического роста……………………….14
3.4.Глобализация в историческом контексте………………………………..15
3.5. Догоняющее развитие под прессом
рыночного фундаментализма………………………………………....18
4. Экономический рост в условиях современной Беларуси.
4.1. Основное содержание задачи трансформации……………………....25
4.2. Исходные позиции Беларуси……………………………………….....25
4.3. Разработка белорусской модели экономического роста…………....26
4.4. Инфляционная модель экономического роста…………………….....27
4.5. Корректировка курса……………………………………………….....28
4.6. Перспективы экономического роста……………………………….....29
4.7. Экономический рост в Беларуси в контексте
стран с переходной экономикой…………………………………………..30

Заключение...................................................................................................34

Список литературы.....................................................................................37

Приложение………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 531.50 Кб (Скачать)

Обратим внимание и на то, что сохраняется целевое кре­дитование предприятий государственного сектора. Банковскому сектору доводится норматив долгосрочного кредитования, но высокотехнологичные проекты не оказываются в центре внимания банкиров. К тому же в реализации таких про­ектов не заинтересованы и сами предприятия. Снизилась прозрачность и эффективность управления бюджетом. Рас­ширение практики доведения до предприятий разных форм собственности административных заданий по объему выпус­ка отодвигает на второй план финансовые показатели. Ад­министративный экономический рост часто сопровождается работой на склад, где так же есть свои пределы.

 

4.6. Перспективы экономического роста.

 

По международному стандарту расчета макроэкономических показателей нацио­нальная экономика Беларуси устойчиво демонстрирует ежегод­ный прирост ВВП на уровне 2-3 % (см. 49, стр. 71). Вместе с тем все более ощущается исчерпание резервов экстенсивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Актуальной становится реализация новых подходов, которые обеспечивали бы повышение качества экономической динамики.

В данном аспекте имеющийся дефицит инвестиций сви­детельствует о том, что белорусская экономика испытывает проблемы, связанные с обеспечением самофинансирования. Искусственно заниженная стоимость основных фондов (ради повышения конкурентоспособности продукции) и другие при­чины уменьшают объемы амортизационных отчислений. Не обеспечивается целевое использование амортизационного фонда.

При этом следует подчеркнуть, что сами по себе объемы инвестирования далеко не всегда способны решить пробле­мы экономического роста. Не менее важным является обес­печение высокой эффективности капитальных вложений.

Анализ роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно влияет потребление домашних хозяйств. Стабильно высокий прирост ВВП инициируется также внешним спросом, что обусловливает значительный ежегодный прирост экспорта, который часто превышает объем общего прироста ВВП.

Менее заметно влияние на динамику ВВП инвестицион­ного спроса, что во многом обусловлено низкой инвестици­онной активностью и наличием незагруженных производ­ственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. При этом ситуация, когда на единицу при­роста совокупного спроса приходится 0,65 единицы прирос­та импорта, вряд ли может считаться идеальной, так как подобная «утечка» тормозит экономический рост. Поэтому и в дальнейшем остается актуальным проведение целенаправлен­ной политики импортозамещения.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остает­ся малой открытой экономикой. Не секрет, что глубину кри­зисного спада первоначально удалось уменьшить и за счет того, что белорусская продукция на традиционных для нее внешних рынках выглядела более качественной. Нынешнее нарастание конкуренции заставляет ускорять процессы сер­тификации производства и систем управления по междуна­родным стандартам, внедрять САЪ8-технологии (предусмат­ривают, чтобы предприятие-поставщик изготавливало самостоятельно не более 20% комплектующих).

В условиях высокой сырьевой и энергетической зависи­мости, а также длинного «транспортного плеча» единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высо­кого качества конечного продукта.

Рост цен на экспортируемые сырьевые ресурсы и при­ток валютной выручки резко повысили в последние годы платежеспособность и привлекательность российского рынка. Надо признать, что это обстоятельство оказало позитивное воздействие и на состояние белорусской экономики, для ко­торой Россия по-прежнему остается основным рынком сбы­та (около 60% от объема белорусского экспорта).

Однако известно и то, что международная экономиче­ская конъюнктура всегда изменчива. К тому же ощутимо на­растает конкуренция и со стороны самих российских произ­водителей, активно внедряющих современные технологии. Чтобы сохранить конкурентную способность белорусской про­дукции, предстоит активизировать внедрение новых техно­логий, инновационную деятельность и таким способом улуч­шить свои позиции в системе международного разделения труда.

С момента вступления в ЕС большая группа восточноев­ропейских партнеров Беларуси перешла на Общий таможен­ный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим изменяются условия доступа ряда белорусских това­ров на их рынки, что в состоянии оказать негативное воздей­ствие на соответствующие отрасли национальной экономики Беларуси. По крайней мере, характер подобных изменений на западном векторе придется учитывать незамедлительно.

 

4.7. Экономический рост в Беларуси в контексте стран с переходной экономикой.

Анализ литературы показывает, что изу­чение влияния политико-институциональных переменных на экономический рост в странах с переходной экономикой имеет свою специфику, которая заключается в том, что инсти­туциональная, политическая, социальная и экономическая среда в них изменяется. Сле­довательно, среднесрочный рост в этих стра­нах будет зависеть от того, какая среда будет создана. Все государства с переходной эконо­микой начинали с неэффективной системы институтов социализма, но не все создали ин­ституты капитализма. Различия в осуществ­ляемых преобразованиях обусловливают пер­спективы экономического и социального раз­вития этих стран. Таким образом, в качестве политико-институциональных переменных можно рассматривать различные показатели, характеризующие прогресс в реформировании экономической, политической и социальной сфер государств.

Проанализируем связь между ростом и показателями, которые можно охарактеризо­вать как искусственно сконструированные, отражающие различные аспекты экономичес­кой, политической и правовой ситуации в стра­не. К таким показателям относятся всевозмож­ные индексы (См. приложение табл. 4), рассчитываемые меж­дународными организациями. По ним можно судить об уровне либерализации экономики, а также развитии политической и правовой сферы. Наш анализ будет охватывать 25 стран с переходной экономикой (Албания, Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Македония, Молдова. Польша, Россия, Румыния, Словакия Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония).

Каждый индекс состоит из собственных компонентов и рассчитывается как их среднее значение. При этом видно, что все индексы тесно связаны между собой. Однако мы будем анализировать связь между экономическим ростом и индексом реформ ЕБРР и его ком­понентами, поскольку он рассчитывается спе­циально для стран с переходной экономикой и доступен за наиболее продолжительный пе­риод времени. Выводы о том, как связан рост ВВП и остальные индексы, мы будем делать на основе их связи с индексом реформ ЕБРР.                                               

                     Предварительный анализ данных.

Коэффициенты корреляции между индек­сами ЕБРР, Freedom House и Heritage Foudation для стран с переходной экономикой весьма высоки - от 0,85 до 0,96 по абсо­лютному значению (См. приложение табл.5). Это свидетель­ствует о том, что трансформация от плановой экономики к рыночной сопровождалась демок­ратизацией политической сферы и установле­нием верховенства закона; стран, в которых бы реформы затронули только экономическую, только политическую или только правовую сферу, не было. Демократизация и установле­ние верховенства закона позволили достигнуть прогресса в проведении структурных реформ (об этом свидетельствует тесная корреляция между индексом реформ ЕБРР и показателя­ми Freedom House). В странах, избравших централизацию власти, верховенство закона было заменено политической диктатурой, а реформы свернуты или не начаты вовсе. Раз­витие демократии способствовало установлению верховенства закона и сокращало влия­ние на политический процесс групп, заинте­ресованных в частичных реформах или отказе от их осуществления Анализ тесноты связи между различны­ми компонентами индекса реформ (См. приложение табл. 6) может дать информацию о том, какие рефор­мы осуществлялись в комплексе. Высокий коэффициент корреляции между двумя ком­понентами индекса свидетельствует о том, что соответствующие реформы проводились с оди­наковой интенсивностью и одновременно. Низкое значение коэффициента корреляции говорит о том, что проведения одной из реформ недостаточно для успеха другой ре­формы. Однако в целом, очевидно, что комп­лексность трансформации экономики способ­ствовала успеху отдельных реформ.

Выбор спецификации модели.

Важным для дальнейшего анализа выво­дом из предварительного анализа данных яв­ляется тесная связь различных индексов и их компонентов, которая может стать причиной мультиколинеарности регрессоров, если они будут одновременно включены в уравнение. Поэтому мы будем пользоваться парными рег­рессиями вида:

у = а + а + b х'  + u  ,              (1)

где i= 1,..., n-1 (п - количество объектов (кросс-секций);

t= 1,..., Т (Т- количество периодов вре­мени);

y - зависимая переменная (темпы роста

ВВП);

х'it - объясняющая переменная (индекс реформ, его компонент или другая перемен­ная);

b - коэффициент при этой переменной;

      u - остатки регрессии;

а0 - общая константа;

а - индивидуальные эффекты (компо­нент ошибки, моделирующий неоднородность

объектов).

     Если мы рассматриваем, а как постоян­ные константы (фиктивные переменные), то применяется модель с фиксированными эф­фектами (уравнение вида (1)), если как ком­понент ошибки (случайную величину) - то модель со случайными эффектами. При моде­лировании индивидуального эффекта как слу­чайной величины уравнение (1) примет вид:

y = a +bх'  + е + v  ,              (2)

где е  - случайная величина и поэтому явля­ется компонентом ошибки (случайным эффек­том);

      v  - остатки регрессии.

При использовании модели с постоянны­ми эффектами не требуется, чтобы они были независимы от регрессоров. Оценка b, полу­ченная из модели со случайными эффектами, может считаться точной только тогда, когда случайные эффекты еi независимы от регрес­соров. Выбор в пользу одной из этих моделей можно сделать на основе теста на специфика­цию Хаусмана. Нулевая гипотеза теста состоит в том, что оценка Ь, полученная из уравнения (2), стремится к оценке Ь из урав­нения (1). Если гипотеза принимается, то вы­бирается модель со случайными эффектами. При отклонении нулевой гипотезы использу­ется модель с постоянными эффектами.

Может оказаться, что индивидуальные эффекты не являются значимыми. Тогда обе модели могут быть приведены к виду:

y = a  +bx   +e ,         (3)

где е - остатки уравнения регрессии. Для тестирования значимости фиксированных эффектов применяется F-тест (проверяется гипотеза о совместном равенстве нулю всех фиктивных переменных, а1 = а2 = … = ап-1 =0), случайных - LМ-тест (проверяется гипотеза о равенстве нулю дисперсии случайных эффек­тов,  е = 0). Если нулевые гипотезы не отвер­гаются, то вместо уравнений (1) и (2) оцени­вается уравнение (3).

Результаты эконометрического анализа.

В самом общем случае можно рассматри­вать связь между экономическим ростом и показателем, характеризующим общий про­гресс в трансформации экономики, - индек­сом реформ ЕБРР. Применение алгоритма выбора спецификации модели, предложенно­го в предыдущем подразделе, дало следующие результаты:

GR   = f e + 12,7ЕВRD it ,              (4)

       (12,2)

где   GR it - темпы роста ВВП;

   fe, -фиксированные эффекты;

ЕВRDit - индекс реформ ЕБРР.

В скобках приведена устойчивая к гетероскедастичности t-статистика. Коэффициент при ЕВRD сильно значимый и положитель­ный, т. е. в странах с большим прогрессом в реформах темпы роста были выше.

Этот же самый вывод справедлив и для отдельных компонентов индекса реформ. Все реформы влияли на рост положительно, одна­ко степень их влияния была различной (См. приложение табл. 7), что можно показать при помощи ко­эффициентов Е и Веtа[15]. Наиболее важными для роста оказались либерализация внешней торговли и валютной системы, управление и реструктуризация предприятий, банковская реформа и либерализация процентных ставок, а также малая приватизация. Реформирова­ние инфраструктуры, либерализация цен и со­здание рынков ценных бумаг и небанковских финансовых институтов не столь существенно повлияли на различия в темпах роста*.

Для того чтобы определить место Бела­руси среди стран с переходной экономикой, можно разбить их на три группы по уровню прогресса в области реформирования эконо­мики: активные реформаторы (индекс ЕБРР больше 3-), страны с частичными реформами (от 2 до 2+), и страны, в которых реформы проводились неактивно (значение индекса ЕБРР меньше 2). Согласно результатам рег­рессионного анализа, темпы роста должны быть наиболее высокими в первой группе стран и наиболее низкими - в последней. Однако сред­ние темпы роста в последних двух группах практически не отличаются (-3% в среднем за год в странах с частичными реформами и -3.8% - в странах, неактивно проводивших реформы) (См. приложение табл. 8).

Среди стран последней группы темпы роста отличаются весьма существенно. Сред­негодовой прирост ВВП в Беларуси, Туркме­нистане и Узбекистане за 1991-2001 гг. соста­вил -0,7%; в оставшихся четырех странах этой группы выпуск сокращался в среднем на 6,2% в год. Таким образом, Беларусь, Туркменис­тан и Узбекистан не вписываются в выявлен­ную на основе регрессионного анализа общую закономерность. Некоторые авторы высказы­вают сомнения по поводу достоверности ста­тистической информации в данных странах. Это аргументируется тем, что в указанных стра­нах экономические системы, сохранившие признаки административно-командной эконо­мики, допускают приписки, существовавшие в период социализма. Проведенный анализ показал, что поли­тэкономия роста не позволяет объяснить динамику ВВП в Беларуси. Все рассмотрен­ные индексы ставят республику в разряд стран с минимальными экономическими, по­литическими и гражданскими свободами (она находится на предпоследнем месте по прогрессу в реформировании экономики). В то же время по темпам роста ВВП она явля­ется одним из лидеров среди стран с пере­ходной экономикой, а согласно полученным уравнениям регрессий, темпы роста ВВП в Беларуси должны быть одними из наиболее низких. Вероятно, для того чтобы выявить источники роста белорусского ВВП в усло­виях эволюционного проведения рыночных реформ, необходимы дополнительные исследования, основанные на детальном изучении статистических данных.

Информация о работе Экономический рост и проблема его осуществления в странах с переходной экономикой