Экономический рост и проблемы устойчивого развития: зарубежный и отечественный подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение экономического роста и проблем устойчивого развития зарубежных стран и Беларуси.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность экономического роста, его факторы, модели, типы;
- изучить проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах;
- изучить перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Экономический рост: сущность, факторы, модели, типы……………..5
2 Проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах………………………………………………………………...19
3 Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста…………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………..47
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

Из стран  Западной Европы обращает на себя внимание прежде всего ее главная страна —  Германия, где темпы роста ВВП  после объединения заметно снизились, снизились также темпы роста  капвложений и промышленного  производства, но заметно возросли темпы роста экспорта. Возросла и норма безработицы. При этом инфляция находилась на низком уровне.

Прирост ВВП  Германии в 2002 г. составил всего лишь 0,2%, в 2003 г. — 0,1%, что существенно  ниже, чем по Западной Европе в целом. Среднегодовой прирост ВВП этой страны в 1995—2002 гг. был равен всего лишь 1,4%, или менее 3/4 среднегодового прироста ВВП всей Западной Европы, в 2006 г. прирост ВВП составил 2,9%, в 2007 г. — 2,4%.

Будучи лидером  Западной Европы по экономической мощи, Германия явно испытывает серьезные трудности в экономическом развитии. По-мнению многих немецких экономистов и наших российских германоведов, эти трудности связаны не только с бременем восточных земель, нарастанием социальных расходов, бюджетного дефицита и безработицы, но и с самой моделью экономики, противоречиями в ходе проведения экономических реформ в Германии, гипертрофированной ролью государства в экономике. Достаточно сказать, что с 1991 по 2007 г. Западная Германия заплатила за трансформацию социалистической экономики бывшей ГДР в рыночную более 1,5 трлн долл.

Перестройка и  очищение неэффективной экономики  восточных земель Германии с помощью  финансовых трансфертов, идущих из ее западных земель, не знают аналогов в новейшей истории. Похоже, немцы решили всерьез вычистить все остатки социализма из производственной и управленческой инфраструктуры Восточной Германии, который упорно создавался в течение более чем 40 лет (1949—1990 гг.). Недаром приватизация здесь не только проводилась бесплатно, но и субсидировалась государством, если владельцем или собственником становился эффективно работающий частный хозяин и инвестор как единый или коллективный собственник (акционер).

Ни одна постсоциалистическая страна в мире, ставшая на путь рыночной трансформации, не проводила у себя такой чистки неэффективной производственной базы социализма, какая имела место в восточных землях Германии. Несмотря на это, восточные земли Германии и сегодня продолжают оставаться бездонной бочкой для всей страны. К чистке производственной базы добавилась перестройка облика городов, поселков и бывшей страны в целом, которая когда-то была чуть ли не флагманом в мировой социалистической системе.

На таком  фоне вполне прилично выглядят темпы  экономического роста в Великобритании и Франции. В Великобритании при этом низкая норма безработицы (хотя выше темпы инфляции) и ниже темпы роста промышленного производства и экспорта. В Италии темпы роста ВВП ниже, чем во Франции и Великобритании, а темпы роста промышленного производства находятся между показателями этих стран. Впечатляют высокие темпы роста экономики Испании, но здесь выше уровень безработицы и инфляции, да и по общему уровню экономического развития эта страна пока уступает четырем другим крупным западноевропейским странам.

В 2001—2003 гг. экономика  Западной Европы вслед за США вошла в полосу экономического кризиса. Промышленное производство за этот период сократилось на 4%, хотя ВВП возрос примерно на эту же величину. Однако увеличились безработица и бюджетные дефициты в главных странах этого региона, а скорость выхода из кризиса оказалась заметно ниже, чем в США. [9, с 61]

Заметный и  постоянно растущий  интерес  в  мире  вызывают  экономические преобразования в  Китае,  которые  продолжаются  примерно  два  десятилетия. Интерес к этой  стране  не  случаен.  Китай,  являясь одним из  древнейших государств  в  мире,  впервые  за  всю  свою  многовековую  историю   достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков  видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей  линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.    Необходимые внутренние  предпосылки для этого есть.  Китай обладает большой территорией является крупнейшей страной  по  численности  населения; занимает  важное  геостратегическое  положение  и   особенно   в   Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В начале XXI века, несмотря на экономический рост, Китай  столкнулся с рядом серьёзных  экономических, экологических и  социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между богатыми и  бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась безработица, в некоторых районах оказалась отравлена земля, почва и гидросфера. В Китае нарастают уличные протесты. На сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.

Правительство планирует замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства будут направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн, или почти 75 % населения), чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР.

В первом квартале 2010 года рост ВВП КНР показал 11,5 % — это один из самых высоких показателей среди других стран. [11, с 56]

Таким образом, рассмотрев проблемы устойчивого экономического развития в развитых странах, можно сказать, что сегодня американская экономика является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. Внутренний американский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая развивающиеся. Следовательно, американская экономика вполне самодостаточна. Она отличается крупномасштабной ориентацией на НТП и передовую технику, является реальной базой для политической и военной «супердержавности» страны, с которой приходится считаться всем другим странам.

Быстрый экономический  рост Японии после окончания Второй мировой войны, получивший название японского экономического чуда, привлек  внимание всего мира. Стремление объяснить  глубинные причины этого феномена породило огромное количество книг и статей, опубликованных как в самой Японии, так и в других странах.

Начиная еще  с эпохи незавершенной буржуазно-демократической  революции Мэйдзи (1867 г.) Япония после 300-летней самоизоляции предпринимала  огромные усилия по модернизации своей  экономики и общества, индустриализации и становлению на путь современного экономического развития. И лишь к середине 70-х годов XX столетия, т.е. более чем через 100 лет, эта цель была достигнута. Япония стала не просто державой номер два по объему производимого ВНП, но и главным соперником и конкурентом США на мировом рынке, лидером НТП в ряде важнейших и наиболее перспективных его направлений.

Современный этап экономического развития стран Западной Европы характеризуется вполне приемлемыми, хотя и не очень высокими темпами роста ВНП, оздоровлением их экономики. На общем фоне развития стран Западной Европы обращают на себя внимание трудности с экономическим развитием Германии. В 2001— 2003 гг. экономика Западной Европы вслед за США вступила в период экономического кризиса. В последующем начался нормальный экономический рост, сменившийся его замедлением в результате возникшего ипотечного кризиса в экономике США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА

 

Основной целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную перспективу является поддержание высоких темпов роста основного макроэкономического показателя – валового внутреннего продукта (ВВП). Обеспечение высоких темпов роста ВВП является экономической основой достижения главной цели воспроизводства – повышения благосостояния населения Беларуси.

Анализ экономического развития за последний период показывает, что  в экономике страны сохраняются  положительные тенденции в изменении  ВВП наряду с наличием значительных негативных процессов. К последним относятся: рост доли убыточных предприятий; снижение рентабельности производства; рост просроченной задолженности; сверхнормативный рост старения основных средств; недостаточная инновационная, инвестиционная и предпринимательская активность и т. д.

Указанные негативные моменты  создают угрозу имеющимся положительным тенденциям, которые становятся все менее удовлетворительными. Более того, сейчас уже стало очевидным, что поддерживать положительную динамику ВВП прежними методами и инструментами экономической, в том числе макроэкономической, политики достаточно трудно, поскольку возможности действующей системы государственного управления при ограниченном использовании методов рыночной саморегуляции практически исчерпаны.

Однако говорить о полностью  неправильной экономической политике в период переходного этапа в Беларуси представляется неверным. Необходимо четко видеть те трудности, с которыми Беларусь столкнулась в ее новейшей истории.

Беларусь, следуя общему направлению реформ в России и других странах, начиная с 1991 г. активно разрушала институты централизованного управления, осуществляя политику либерализации внутреннего рынка (в первую очередь ценообразования) и внешнеэкономических отношений. Однако в условиях, когда старые институты были мало дееспособны, а новые рыночные еще не сформировались (сюда необходимо добавить неразвитость рыночного менеджмента, отсутствие важнейших институтов суверенного государства), либерализация на начальной стадии переходного периода не принесла желаемого успеха, поскольку рыночные импульсы, возникающие в экономике, не получали адекватных откликов. В результате ВВП катастрофически снижался. Фактически в начале экономических реформ образовался «институциональный вакуум». И дело не в том, что этот вакуум не хотели заполнить, а в том, что создание формальных (законодательных) и тем более неформальных (моральных норм, традиций и т. д.) институтов цивилизованного рыночного хозяйства – процесс весьма длительный. Как следствие данной ситуации субъекты экономики оказались дезориентированы, при этом отсутствие формальных ограничений, формируемых институциональной средой, привело к антиобщественным формам присвоения, к стремлению монополизировать различные сферы деятельности, к недобросовестной конкуренции, галопирующему росту цен, систематическим неплатежам, коррупции, неспособности государства выполнять социальные функции, криминализации экономики и другим негативным явлениям. Вместе с тем, либерализация позволила уравновесить товарный рынок, активизировать процесс создания новой институциональной среды рыночного типа.

После выборов в 1994 г. первого  президента страны начался этап укрепления и создания сильных государственных институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики. Такой подход в условиях, когда страна шла к экономической катастрофе, во многом был оправдан. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования и налогового стимулирования, ужесточения контроля и ответственности на всех уровнях экономики остановить процесс падения и одновременно создать необходимую институциональную среду и инфраструктуру рынка.

В результате этой политики, отсутствия обвальной приватизации при ужесточении контрольно-административных функций государства и одновременного сохранения высокого внутреннего спроса, создаваемого кредитно-денежной эмиссией, удалось удержать на плаву большинство предприятий в условиях роста ВВП и объема промышленного производства, обеспечить низкий уровень открытой безработицы, сохранить стабильность в стране, ограничить резкое расслоение населения по доходам.

Таким образом, подъем в белорусской экономике  был в основном достигнут за счет восстановления и укрепления тех  функций государства, которые были разрушены или ослаблены в начале перестроечных процессов. Вместе с тем в последние годы становится ясно, что возможности действующей системы государственного регулирования ограничены. Одновременно опыт новейшей истории Беларуси показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, все менее эффективны, а применение ресурсов по заниженным ценам (рабочей силы, энергоресурсов и др.) становится все менее возможным.

Учитывая это, в последнее время идет процесс  постепенного уменьшения эмиссионной поддержки экономики, направленной на финансовую стабилизацию, снижение темпов девальвации и инфляции, придания нового качества экономическому росту, основанному на финансовых стимулах производства, в условиях ужесточения бюджетных ограничений. Однако сегодня основным тормозом экономического роста является неблагоприятная институциональная среда, в том числе та ее часть, которая координирует макроэкономические процессы.

В решении проблем  формирования и функционирования институтов рыночного типа решающая роль отводится  государству. Стратегическая цель государства в переходный период – содействие системному формированию новых экономических отношений, что предполагает поддержку частного предпринимательства, организацию преобразования государственных предприятий и собственности, разработку и контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для организации и ведения бизнеса. Тем самым государство должно создавать условия для уменьшения собственного прямого административного вмешательства в экономику, для раскрепощения предпринимательской активности, а не для чрезмерной опеки, порождающей одновременно необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.

Не отрицая  в целом позитивную и активную роль государства в условиях рынка, и особенно в период движения к нему, следует отметить неэффективность тех функций, которые оно выполняет сегодня с использованием административных рычагов оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий.

Возврат к прямым административным методам государственного регулирования экономики в условиях неразвитости (скорее, отсутствия) институциональной среды рыночного типа и наступающего глубокого социально-экономического кризиса был оправдан. Однако сегодня такая система управления является значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в условиях отсутствия механизма ответственности и контроля в деятельности чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции и в интересах страны в целом, а в угоду индивидуальных и групповых корыстных интересов. Последнее обусловлено во многом низкой заработной платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток наиболее квалифицированных кадров в коммерческую сферу и обусловливает в целом недостаточную компетентность и подготовленность кадров государственного аппарата управления к системным преобразованиям и системному регулированию экономики.

Информация о работе Экономический рост и проблемы устойчивого развития: зарубежный и отечественный подходы