Экономический рост и проблемы устойчивого развития: зарубежный и отечественный подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение экономического роста и проблем устойчивого развития зарубежных стран и Беларуси.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность экономического роста, его факторы, модели, типы;
- изучить проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах;
- изучить перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Экономический рост: сущность, факторы, модели, типы……………..5
2 Проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах………………………………………………………………...19
3 Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста…………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………..47
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

Решение указанных  задач необходимо осуществлять постепенно, на основе подготовки и введения Налогового кодекса Республики Беларусь, гармонизированного и унифицированного с основными  принципами и положениями аналогичного российского документа. Процесс введения налогового кодекса должен осуществляться по частям и завершиться в 2005 г.

Успех либеральной  макроэкономической политики экономического роста может быть достигнут только на основе проведения эффективной кредитно-денежной политики, направленной одновременно на нормальное денежное обеспечение процессов воспроизводства, стабилизацию курса белорусского рубля и снижение инфляционных процессов в стране до умеренного уровня.

Жесткая кредитно-денежная политика в условиях либеральной системы экономических отношений – это та основа, которая позволяет максимально задействовать рыночные стимулы воспроизводства, не дает свалиться экономике страны в состояние анархии. Вместе с тем необходимо учитывать, что инструменты кредитно-денежной политики являются наиболее тонкими, их применение требует наибольшей осторожности. Игнорирование этого факта в прошлые годы, особенно в 1997–1999 гг., еще раз показало, что невзвешенные популистские решения в данной сфере, даже если они имеют благие цели, могут ввести страну в глубокий финансовый кризис, который в конечном счете может создать множество проблем для развития реального сектора и, более того, нанести ему значительный урон.

Особенностью  данного момента является и то, что в денежно-кредитной политике можно впасть в другую крайность. Стремление резко подавить инфляцию может привести к ситуации, когда ее быстрое падение будет противодействовать структурным сдвигам в экономике, обусловливать стагнацию ряда производств, которые не могут в силу ряда причин быстро приспособиться к жестким бюджетным ограничениям, но чье функционирование является экономически важным для страны.

В конечном счете  необходимо иметь в виду, что кредитно-денежная политика осуществляется не ради себя самой, не ради красивых показателей инфляции, девальвации и др., а в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития страны.

Денежно-кредитную  политику целесообразно основывать на прямом инфляционном таргетировании. При этом снижение уровня инфляции должно быть подчинено необходимости максимизации экономического роста, что, как показывает международный опыт, требует плавного ее снижения, поскольку резкое ограничение инфляции на основе быстрого перехода к излишне жесткой денежно-кредитной политики чревато стагнацией производства.

Постепенное снижение инфляции позволит достаточно, хотя и сдержанно, поддерживать перспективные производства, имеющие транзитивные трудности, и осуществлять эффективные структурные изменения преимущественно не путем закрытия предприятий, а на основе их преобразования и развития конкурентоспособных производств.

При установлении прогнозной взаимосвязи реального  обменного курса и экономического роста целесообразно учитывать  следующие моменты.

Завышение обменного курса может отрицательно сказываться на темпах экономического роста. Поэтому его повышение необходимо увязать с темпами увеличения производительности труда, структурными преобразованиями и в целом с повышением качества и конкурентоспособности национальной экономики.

С другой стороны, чрезмерное занижение реального  обменного курса консервирует сложившуюся неэффективную структуру экономики. Повышение рентабельности экспорта посредством занижения курса национальной валюты приводит к стимулированию развития сырьевых отраслей (или отраслей с низкой степенью переработки), демпинговому экспорту, перераспределению ресурсов в пользу экспортеров; усиливает государственное вмешательство в экономику; осложняет обслуживание государственного долга; в большей мере в этих условиях проявляются ценовые диспропорции и отклонения (прежде всего на продукцию естественных монополий и услуги).

В настоящее  время имеется значительное отклонение официального обменного курса от паритетного, что связано с действием множества факторов, и прежде всего с низкой страновой конкурентоспособностью Беларуси. Опыт других наиболее успешно развивающихся стран с переходной экономикой показывает, что отклонение обменного курса от паритета является не столь большим, как в Беларуси.

Необходимо  иметь в виду, что имеется ряд (неинфляционных) факторов, влияющих на замедление девальвации обменного курса, в частности: состояние производственного потенциала, приток иностранных инвестиций, директивные установки, возможности сокращения энергоемкости и материалоемкости производства, активизация внешнеэкономической политики (в части создания товаропроводящей сети, сервисного обслуживания, рекламы, качества и т. д.). Это значит, что не во всех случаях инфляция должна сопровождаться девальвацией белорусского рубля.

Учитывая, что на экспорт из Беларуси поставляется в основном промышленная продукция, целесообразно изменение обменного курса сопоставлять не с ИПЦ, а с ИЦППП. С помощью последнего индекса следует также рассчитывать реальный курс белорусского рубля. В свою очередь, определенная доля увеличения ИПЦ приходится на выравнивание цен на так называемые неторгуемые товары и услуги (ускоренное повышение внутренних тарифов на ЖКУ и пассажирский городской транспорт) и, в таком случае, в этой части не влияют на конкурентоспособность промышленного экспорта. Более того, снятие перекрестного субсидирования будет способствовать сдерживанию роста цен на промышленную продукцию.

Следует также  учитывать наличие валютных резервов, приток валюты в страну по капитальному счету платежного баланса, кумулятивный эффект от замедления инфляции и девальвации и т. д.

Как показывает международный опыт стран с переходным типом экономики, замедление темпов девальвации национальных валют по сравнению с темпами инфляции обусловливается главным образом притоком иностранной валюты на внутренний рынок по капитальному счету платежного баланса (частные иностранные инвестиции, кредиты международных финансовых организаций на модернизацию экономики и т. д.). Как правило, создание привлекательной институциональной среды, приватизация государственных предприятий и либерализация экономики способствуют долговременному сохранению ситуации, когда предложение валюты извне по объемам и темпам роста превышает предложение национальной валюты в связи с проводимой жесткой монетарной политикой. Поэтому инфляция, вызываемая изменением соотношения роста товарного предложения и национальной денежной массы (тем более, что будут расти цены преимущественно на неторгуемые товары и услуги), может иметь место в условиях достаточно высокой степени стабильности обменного курса.

Поэтому в перспективном  периоде путь поддержания конкурентоспособности  белорусской продукции на основе модернизации отечественных предприятий, снижения налоговой нагрузки и совершенствования товаропроводящих сетей предполагает возможность отставания девальвации от роста потребительских цен, что позволит не только повысить благосостояние населения и выполнить программы ликвидации субсидирования, жилищного строительства, сокращения льготного кредитования сельского хозяйства, но и реально стимулировать развитие отраслей, ориентированных на внутренний рынок, при сохранении положения экспортеров на внешнем рынке.

Политика обменного  курса также должна учитывать: во-первых, необходимость поддержания баланса спроса и предложения валюты; во-вторых, достаточность стимулирования экспорта; в-третьих, необходимость защиты отечественных производителей от конкурирующего импорта при поддержании приемлемых цен на непроизводимые в стране товары; в-четвертых, целесообразность создания достаточных золотовалютных резервов; в-пятых, эффективность сбалансированности счетов платежного баланса.

С учетом более  высоких темпов роста ВВП в  Беларуси по сравнению с мировым  ростом, а также ожидаемого значительного  повышения цен на неторгуемые товары и услуги в ближайшие годы, уровень девальвации может быть ниже темпов инфляции на 3–5 пп. в год, что означает укрепление реального курса белорусского рубля. В целом к 2015 г. целесообразно выйти на официальный (он же и рыночный) обменный курс, составляющий 50–60% от паритета покупательской способности (в настоящее время – менее 20%).

Расширение  денежной массы должно осуществляться с учетом названных инфляционно-девальвационных процессов, а также из предположения сокращения скорости обращения денег в условиях снижения инфляционных ожиданий и сохранения положительных процентных ставок по рублевым активам. Это равносильно росту коэффициента монетизации экономики.

Либерализация экономики предполагает дальнейшую либерализацию ценообразования. Многие финансовые проблемы, которые сегодня имеют наши предприятия, являются результатом зарегулированности и перекосов цен, возникших вследствие неоправданного вмешательства государства в свободное ценообразование.

Среди негативных явлений, вызванных административным сдерживанием роста цен, следует также отметить:

– эпизодически возникающие дефициты, резкие отклонения спроса от предложения товаров и  услуг;

– искажение  экономических ориентиров, поскольку  относительный рост цен на продукцию  должен стимулировать переток инвестиций в сферу производства;

– косвенное  субсидирование Беларусью потребителей соседних стран, с которыми имеются достаточно открытые границы;

– создание неблагоприятного инвестиционного климата, так как зарегулированность цен делает неэффективным вложение денег в белорусскую экономику;

– занижение  в составе цены реального вклада работников, так как секвестирование заработной платы является в условиях административного регулирования цен главным способом для предприятий «свести концы с концами»;

– утяжеление затрат промышленности и бюджета в результате перекрестного субсидирования.

Сегодня необходимо максимально отказаться от административного  вмешательства в ценообразование (за исключением ограниченного числа  товаров, производимых предприятиями, занимающими монопольное положение, а также выпускающими отдельные социально значимые и стратегически важные товары и услуги), от перекрестного субсидирования и бюджетного дотирования цен. Это создаст благоприятные условия для ускоренного воспроизводства экономики.

Представляется, что для снятия субсидирования цен  нет необходимости ждать, когда  возрастут доходы населения. Сам  процесс ликвидации субсидирования будет создавать условия роста заработной платы и доходов населения в целом, обеспечивать возрастание долларового эквивалента заработной платы и создание системы, при которой станет возможным отказаться от равного ценового субсидирования бедных и богатых слоев населения. [3, с 121]

Рассмотрев  данную главу, можно сделать вывод  о том, что обеспечив приоритетное развитие отраслей, Беларусь сможет создать базу для повышения благосостояния народа, оздоровления нации, создания финансовых предпосылок для массового жилищного строительства. Развитие остальных отраслей должно диктоваться требованиями экономической безопасности, а также спонтанными рыночными силами, обеспечивающими перетоки капиталов.

На обеспечение  высоких темпов роста ВВП в  долгосрочной перспективе должна работать налогово-бюджетная, кредитно-денежная, валютная и ценовая политика, которые  должны содействовать финансовому оздоровлению предприятий реального сектора, создавать нормальный деловой и инвестиционный климат в стране, обеспечить благоприятные стимулирующие условия ускорения воспроизводственных процессов. Эти факторы также должны стать конкурентными преимуществами Беларуси.

Либерализация экономики, расширение свобод предпринимательства, увеличение активности субъектов предпринимательства неразрывно связано с уменьшением уровня централизации государством финансовых ресурсов, в первую очередь за счет снижения налоговой нагрузки. Снижение налоговой нагрузки является приоритетным направлением экономической политики Беларуси, поскольку призвано повысить также конкурентоспособность белорусских товаров на внешнем и внутреннем рынках, приблизить уровень налоговых изъятий к показателям наших ближайших соседей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев  сущность, факторы, модели и типы экономического роста, можно сделать вывод о  том, что под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов товаров и услуг, созданных за определенный период.

Экономический рост - центральная экономическая  проблема, стоящая перед всеми  странами. По его динамике (изменению) судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о  том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов.

Основными факторами  экономического роста являются труд, земля, капитал, предпринимательская  способность и научно-технический  прогресс. Однако существует еще деление факторов в зависимости от характера роста (количественного или качественного) на интенсивные и экстенсивные.

Основные современные  модели экономического роста, как и  любые модели, представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Существует две модели экономического роста: модель Домара и модель Харрода. Обе модели объединяют в одну модель Харрода – Домара. Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие может существовать в условиях не полной занятости.

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при интенсивном — путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений, и даже при уменьшении их физического объема.

Информация о работе Экономический рост и проблемы устойчивого развития: зарубежный и отечественный подходы