Экономический рост и проблемы устойчивого развития: зарубежный и отечественный подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение экономического роста и проблем устойчивого развития зарубежных стран и Беларуси.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность экономического роста, его факторы, модели, типы;
- изучить проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах;
- изучить перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Экономический рост: сущность, факторы, модели, типы……………..5
2 Проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в развитых странах………………………………………………………………...19
3 Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста…………………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………………..47
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

В этой связи  первостепенной задачей является формирование системно полной законодательно-правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение административной реформы, которая максимально исключала бы оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления, сосредоточив их на преимущественно политических и регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Главной задачей государства поэтому является создание институциональных основ саморазвития.

В настоящее  время необходимо вернуться в  русло рыночных реформ, ускорить либерализацию экономики, задействовать более полно предпринимательскую энергию отечественных предпринимателей и возможности иностранных инвесторов. Сегодня, в отличие от начала перестроечных процессов, имеется более совершенная нормативно-правовая база, лучше развиты организационные структуры рыночного типа, значительно изменились неформальные институты – население в большей мере поддерживает рыночные отношения.

Сегодня в целях  обеспечения экономического роста необходимо ускорить реструктуризацию и приватизацию крупных предприятий. Важно также создать условия для развития и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит:

– аккумулировать собственные и заемные средства населения для создания частных предпринимательских структур;

– продемонстрировать другим странам и международным  структурам приверженность Беларуси рыночным принципам и свободам;

– создать новые  рабочие места;

– сформировать предпосылки для формирования среднего класса, являющегося основой социальной стабильности в обществе;

– повысить устойчивость, гибкость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны.

В части институционального обеспечения процесса развития предпринимательства необходимо упростить систему регистрации (по некоторым видам деятельности перейти от разрешительного к заявительному способу), сократить количество лицензируемых видов деятельности, ограничив их исключительно теми, которые могут создать угрозу национальной, в том числе экономической, безопасности страны, окружающей среде, здоровью и жизни людей.

Благоприятная институциональная среда и более  совершенная макроэкономическая политика должны позволить решить сложную проблему продолжения старения основного капитала.

Нынешний этап воспроизводства в республике характеризуется резким снижением коэффициента обновления основных фондов при сохранении практически на том же уровне коэффициента выбытия. В частности, в белорусской промышленности коэффициент обновления до начала переходных процессов составлял 6–8%, а по данным за последние три года он колеблется в пределах 1,5–2,4%. Это значит, что если раньше полное обновление фондов можно было осуществить за 12–16 лет, то в новых условиях – за 42–66 лет. При этом в таких отраслях, как химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, где коэффициент обновления самый низкий, потребуется еще больший срок.

Следствием  низкого уровня обновления основных средств является нарастание уровня износа выбытия основных фондов. Особенно угрожающей представляется динамика роста износа активной части основных средств (см. рис. 3).

Рис.3 Степень износа основных фондов по народному хозяйству

 

Как следует  из данных статистики, уровень износа активной части основных средств по экономике в целом превысил предельную величину экономической безопасности по данному показателю (60%) и продолжает расти. Особенно опасная ситуация сложилась в химической и нефтехимической промышленности (уровень износа активной части 85,4%), машиностроении и металлообработке (84,7%), промышленности строительных материалов (76,3%), легкой промышленности (79,3%), строительстве (79,1%), сельском хозяйстве (79%). Высокий уровень износа основных фондов не только негативно влияет на конкурентоспособность экономики страны и перспективы ее роста, но и создает реальные угрозы окружающей среде и здоровью работников, использующих изношенные средства производства в трудовой деятельности, по причине высокой аварийности, устаревших технологий и оборудования. Одновременно растут расходы на текущий и капитальный ремонт.

Вместе с  тем в рыночной экономике роль материально-вещественных факторов исключительно  велика. Поэтому в мире происходит постоянный рост основных средств при  одновременном качественном совершенствовании. В этом процессе исключительно велика роль инвестиций. В последние годы в Республике Беларусь доля инвестиций в основной капитал составляла 16–18%. Для развитых стран такая доля инвестиций в ВВП является вполне достаточной – она позволяет нормально обновлять производственный аппарат на новой технической основе. Однако, как уже отмечалось, в Беларуси подобного процесса не наблюдается. Это происходит прежде всего по причине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым основным фондам. Другими словами, указанная доля инвестиций была бы достаточной, если бы ВВП был значительно больше и/или основные фонды для его производства были бы меньше по объему. Следовательно, требуется более высокая фондоотдача имеющихся основных фондов. Однако, вследствие низкой производительности производственного аппарата, а также невысокой загрузки производственных мощностей в связи с недостаточной конкурентоспособностью производимых товаров по цене и качеству, фондоотдача без реструктуризации производств и привлечения инвестиций не может быть увеличена.

Определенным  источником инвестиций могло бы быть увеличение доли валового накопления и в его составе доли инвестиций в ВВП. Этого можно достичь, во-первых, на основе снижения доли конечного потребления, а, во-вторых, путем привлечения иностранных инвестиций, которые, как правило, ведут к дефициту торгового баланса.

Первый путь является ограниченным в условиях невысокого уровня жизни и бедности населения  и может осуществляться постепенно на основе опережающего роста валовых накоплений по отношению к росту конечного потребления в условиях роста ВВП. Однако это значит, что проблему старения решить в ближайшее время не удастся, так как для этого необходимо удвоить долю инвестиций в ВВП.

Второй путь представляется более приемлемым, так  как не связан с уменьшением роста потребления населения страны. Более того, иностранные инвестиции вызывают одновременно не только рост импорта инвестиционных товаров в страну, но и увеличение загрузки мощностей отечественных производителей инвестиционных товаров и, как следствие, рост ВВП и потребления населения. Как показывает практика, иностранные инвестиции имеют более высокую отдачу, так как основаны, как правило, на более прогрессивных технике и технологиях с использованием более эффективного менеджмента.

Определенные  возможности для обновления активной части основных фондов лежат в  изменении структуры инвестиций. Необходимо поддерживать складывающуюся в последние годы тенденцию увеличения доли инвестиций производственного назначения, а в их составе доли инвестиций на машины, оборудование, инструмент.

Существенный  резерв ускорения воспроизводства  основных фондов страны заложен в сокращении незавершенного строительства. На 1 января 2003 г. в незавершенном строительстве числилось 17045 объектов, из них 8353 – производственного назначения. Балансовая стоимость объектов незавершенного строительства составила 4175 млрд руб., что почти равно годовой инвестиционной программе страны. Такой значительный объем незавершенки является результатом старой болезни – распыления капитальных вложений при ограниченности финансовых средств.

В этих условиях проблема может быть решена только путем, во-первых, установления моратория  на включение новых объектов в государственную программу, во-вторых, продажи или привлечения средств зарубежных или отечественных инвесторов, в том числе для перепрофилирования строящихся объектов, в-третьих, консервации с последующим возобновлением строительства в более поздние сроки, в-четвертых, разборки бесперспективных и экономически нецелесообразных незавершенных объектов.

В настоящее  время правительством Беларуси одобрен  проект Программы снижения сверхнормативного незавершенного строительства на 2003–2005 гг., который должен, хотя и не радикально, но содействовать уменьшению объема незавершенного строительства.

Для приведения в соответствие ВВП и основных фондов целесообразно также реализовать меры по выведению из действующего производства неиспользуемых мощностей. Неиспользуемые или малоиспользуемые основные фонды ложатся тяжелым бременем на финансы предприятий, препятствуют нормализации их финансового положения, стимулируют завышение цены предложения на выпускаемую продукцию. На фактически неиспользуемое оборудование начисляется амортизация и взимается налог на имущество. В результате искажается структура затрат, а потенциально прибыльные предприятия становятся нерентабельными.

Для разгрузки  предприятий от незагруженных мощностей  целесообразно: осуществлять их консервацию (на период до наступления момента, когда возникнет необходимость, обусловленная появлением спроса на соответствующую продукцию) с освобождением законсервированных мощностей от уплаты налога на недвижимость и от начисления амортизации; проводить продажу неиспользуемого имущества предприятий (в том числе, учитывая их неликвидность, по ценам, ниже отраженных в балансе предприятий) новым владельцам, которые имеют возможность их эффективного использования; списывать с баланса и утилизировать непригодные и невостребованные на рынке производственные фонды, которые не имеют шансов на использование в будущем.

Для привлечения  инвестиций в белорусскую экономику  требуется создать нормальный инвестиционный климат, который определяется социальными, экономическими, организационными, институциональными и политическими факторами и  предпосылками, создающими условия для инвестирования в экономику страны. Сегодня в Беларуси инвестиционный климат хотя и не лишен недостатков, но постоянно улучшается. Вместе с тем, для привлечения прежде всего иностранных инвестиций необходимо обеспечить последовательное проведение реформ, направленных на совершенствование институциональной среды и создание макроэкономических условий для инвестиций. Необходимо: создать надежные гарантии по защите собственности иностранных и частных инвесторов; значительно сократить административные барьеры на пути открытия и развития бизнеса; повысить качество и обеспечить стабильность основных институтов, регулирующих финансовые и экономические отношения; более активно продолжить формирование рыночной инфраструктуры; повысить кредитные возможности и надежность банковской системы, в том числе за счет разгосударствления банков и продажи государственных долей участия в банках нерезидентам; снизить уровень инфляции до умеренного и обеспечить стабильность и полную конвертируемость национальной валюты; создать рынок земли, расширив права собственности на землю; сократить налоговое бремя на производителей продукции, осуществляющих деятельность на территории республики; развивать систему страхования инвестиционных рисков; расширить информационное обеспечение инвестиционной деятельности; активизировать сотрудничество с международными финансовыми организациями, прежде всего МВФ.

Как показывает мировой опыт, важным фактором привлечения иностранных инвесторов в экономику страны является их участие в разгосударствлении и приватизации государственных средних и крупных предприятий. Учитывая, что в Беларуси процесс разгосударствления и приватизации находится лишь на начальном этапе, от этого фактора можно ожидать значительных результатов. Вместе с тем, с учетом постоянного старения капитала и, как следствия, угрозы полной потери конкурентоспособности, этот процесс целесообразно значительно ускорить.

Для обновления и модернизации основных фондов большое значение имеют, конечно, и отечественные инвестиции. Их росту должны содействовать новая амортизационная политика, развитие лизинга, снижение процентных ставок по кредитам по мере снижения уровня инфляции, выделение бюджетных средств посредством конкурсного отбора инвестиционных проектов и др.

Обеспечение привлечения инвестиций в экономику страны предполагает рост валовых сбережений домашних хозяйств, предприятий и государства и их использование в возрастающей доле на валовое накопление и инвестиции в основной капитал при постепенном снижении доли финансовых операций (накопления валютных резервов, вывоза капитала, чистого погашения государственного долга и др.).

С учетом ориентации экономики на рост нормы накопления, рост конечного потребления долен быть высоким, но несколько ниже темпов роста ВВП. Вместе с тем представляется целесообразным продолжить политику, направленную на высокие темпы роста долларового эквивалента заработной платы. Такой экономический курс позволит: во-первых, создать более сильные стимулы к труду; во-вторых, обеспечить более приемлемые условия воспроизводства основного фактора – человеческого капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж; в-четвертых, способствовать росту объемов совокупного спроса; в-пятых, создать базу для роста валовых сбережений, которые при соответствующих рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной капитал.

Как показывают данные последних лет, наибольший вклад  в динамику ВВП со стороны спроса вносит потребление домашних хозяйств (табл. 2). Особенно это характерно для 2001 г. Однако в последние два года рост платежеспособного спроса населения в значительной мере покрывался импортом, что объясняет снижение ВВП за счет этого фактора. В целом, хотя экспортный спрос в реальном выражении растет, внешняя составляющая на протяжении большинства последних лет отрицательно влияет на динамику ВВП, что делает актуальным проблему импортозамещения.

 

Таблица 2 Разложение прироста ВВП по элементам конечного спроса, %

Показатели

Годы

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Прирост ВВП

2,5

11,4

8,4

3,4

5,8

4,7

4,7

Вклад элементов  конечного 
спроса, в том числе:

             

Конечное потребление - всего

106,2

71

110,8

189,9

102,5

226,7

139,1

в том числе:

             

 потребление  домашних 
хозяйств

114,2

57,4

96,5

154,9

78,8

213

136

потребление государственных  
учреждений

-9,3

12,4

13,5

32,7

22,3

13,1

3,2

потребление некоммерческих  
организаций

1,5

1,2

0,8

2,3

1,2

0,6

-0,1

Валовое накопление - всего

64,4

33,2

65,2

-170,5

42

10,3

9,6

в том числе:

             

накопление  основного капитала

-27,6

40,7

73

-84,6

-4

-12,3

15,4

изменение запасов  материальных оборотных средств

92

-7,5

-7,8

-85,9

46

22,6

-5,8

Сальдо экспорта и импорта

-70,6

-4,2

-76

80,6

-44,3

-137

-48,7

Экспорт

     

12,5

135,9

64,9

132

Импорт

     

68,1

-180,2

-201,9

-180,7

ИТОГО

100

100

100

100

100

100

100

Информация о работе Экономический рост и проблемы устойчивого развития: зарубежный и отечественный подходы