Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 миллиона единиц.

Содержание

Введение___________________________________________________________2
1. Влияние международного туризма на экономическую и социальную жизнь страны_______________________________________________________________4
2.Анализ въездных и выездных потоков в туризме_________________________5
3.Особенности российского туристского рынка на современном этапе_______10
4.Стратегия развития российского турбизнеса___________________________21
4.1.Оценка потенциала экономических регионов России______________21
4.2.Оценка потенциала Вологодской области________________________23
4.3.Обеспечение высококлассного сервиса, безопасности и высокой информативности – главные условия роста въездного туризма в России_________35
5.Характеристика индустрии гостеприимства и перспективы её развития________38
5.1.Основные понятия индустрии гостеприимства____________________38
5.2.Современные тенденции развития средств размещения____________42
Заключение________________________________________________________49
Практическая часть_________________________________________________51
Список используемой литературы_____________________________________65

Работа содержит 1 файл

курсач экономика.docx

— 370.55 Кб (Скачать)

Большинство сетевых компаний работает в Москве. Исключение, пожалуй, составляет сеть Greenex, которая началась с агентства в Екатеринбурге. В 1999 г. она открыла свой офис в Москве. В настоящее время Greenex объединяет 13 агентств: помимо 7 московских, действуют агентства в Челябинске, Перми, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В 2001 г. Greenex запустила новую программу «АСУ-Greenex», разработанную конкретно под функциональную схему сети. Наиболее важным компания считает технологическое взаимодействие операторов-поставщиков и агентов, организацию системы контроля и рекламную работу. Другое направление крупных инвестиций — открытие новых точек продажи. Затраты на подготовку и оснащение одной торговой точки составляют около 80 тыс. долл. Офисы Greenex оборудуются по единому стандарту при точном следовании корпоративному стилю. Срок окупаемости нового офиса составляет 1,5-2 года. Руководство Greenex также довольно своими результатами, основные показатели работы сети в 2001 г. выросли в 1,5-2 раза. Постоянная клиентская база сети составляет около 10 тыс. человек, показатель повторных обращений — 70%.

На российском туристском рынке активно ведут себя финансовые структуры, которые создают туристические  фирмы по собственным инвестиционным проектам. В 2001 г. финансовая группа «Тантьема» создала в России сеть бюро путешествий, используя современные западные технологии. Принципы работы сети разрабатывались  с привлечением американских и европейских  консультантов. Держателем торговой марки  является новая компания «Туральянс». Компании сети обеспечены единой информационной системой, корпоративными тренингами, собственной маркетинговой службой, занимающейся исследованиями рынка  и надежности туроператоров.

Новое сетевое объединение  входит в пул «Шесть семерок», что  дает ему ряд преимуществ. «Шесть семерок» представляет собой крупный  торговый пул. В него входят такие  крупные компании, как «М.Видео», «Седьмой континент», «Спортмастер», «Арбат Престиж» и др. Эти названия хорошо известны российским потребителям, они имеют надежную репутацию. Являясь равноправным партнером этих фирм, «Туральянс» участвует в совместной рекламе пула на радио, телевидении, в прессе. Членство в пуле автоматически поднимает престиж бренда.

Сеть успешно развивается  благодаря поддержке сильного финансового  инвестора. В настоящее время  в сеть входят 17 собственных бюро путешествий и множество франчайзинговых  агентств, которые управляются по единым стандартам, изложенным в «Корпоративной книге». Требование соответствия стандартам, в частности, включает унифицированность  офисов, уникальное внутреннее оформление офиса, обязательную фирменную одежду для менеджеров. Сильной стороной Туральянса является высокая технологичность  операций, активное использование электронных  продаж через сайт «куда.ру» в  Интернете, а также участие в  пуле «Шесть семерок», от которого выигрывает конечный потребитель. По клубным картам клиентам турфирмы предоставляются  скидки на услуги и товары у остальных  членов пула.

Международный аспект. Российский рынок международного туризма охватывает совокупный спрос резидентов на путешествия внутри страны и за рубеж, а также спрос нерезидентов на туристские услуги внутри страны, поддержанные соответствующим предложением со стороны профессиональных организаторов туризма и поставщиков туристских услуг.

Спрос резидентов на путешествия  внутри страны и за рубеж обладает особой подвижностью, что приводит к возрастанию объемов внутреннего  туризма за счет сокращения туристских потоков за рубеж, и наоборот. Данная тенденция проявляется особенно ярко в период кризисов, как это  случилось, например, в 1998 г., либо в  период экономического роста. В 2002 г. по сравнению с 2000 г. российские граждане совершили на 10,7% больше поездок  за рубеж (20,3 млн) и на 16,3% меньше дальних  поездок по России (46,9 млн).

В связи с существующей взаимной зависимостью в динамике внутреннего, выездного и въездного туризма  представляется целесообразным рассмотреть  некоторые аспекты развития международного туризма в России.

 

 

 

Таблица 5

Международные туристские потоки

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2003 г. в % к

         

2000 г.

2002 г.

Посетило Россию иностранных  граждан, тыс. чел.

21 169

21 570

23 296

22 514

106,4

96,6

В том числе:  

из государств-участников СНГ

13 759

14 491

15 415

14 366

104,4

93,2

из стран вне СНГ

7410

7079

7881

8148

110,0

103,4

Посетило зарубежные страны граждан России, тыс. чел.

18 371

17 939

20 343

20 468

111,4

100,6

В том числе: 

государства-участники СНГ

8552

7537

8907

8823

103,2

99,1

страны вне СНГ

9819

10 402

11 436

11 645

118,6

101,8


Данные ФСБ России (Пограничная  служба): здесь и далее число  въехавших иностранных граждан  показано без учета въехавших  на постоянное место жительства, число  выехавших за рубеж российских граждан  — без учета выехавших на постоянное место жительства и военнослужащих.

Среди субъектов Российской Федерации наибольший приток зарубежных туристов традиционно отмечается в  приграничных регионах (за счет однодневных  посетителей), а также в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Приморском крае, Краснодарском крае, Ленинградской, Калининградской областях, куда иностранцы приезжали на более  длительный срок и останавливались  в коллективных средствах размещения (по численности иностранных граждан, обслуженных в России в коллективных средствах размещения, удельный вес  этих регионов в 2003г. составил почти 70%). Во внутреннем туризме лидерство  по посещаемости принадлежит Москве, Краснодарскому краю, Московской области, Санкт-Петербургу, Свердловской, Тюменской  областям, республикам Татарстан  и Башкортостан, Ставропольскому  краю, Челябинской, Нижегородской и  Ростовской областям, на долю которых  приходилось более половины численности  отечественных туристов, воспользовавшихся  в 2003 г. услугами коллективных средств  размещения.

Среди целей международных  поездок в 2003 г. первенство принадлежит  частным посещениям (50,5% среди выехавших  туристов и 65,4% среди въехавших туристов), туризм как средство рекреации и  отдыха занимает второе место (в выездном туризме — 27,6%, во въездном туризме — 14,0%).

Исходя из вышеприведенных  оценок, туристская мобильность населения  России, измеряемая соотношением общего числа туристских поездок граждан  страны к среднегодовой численности  ее населения, составляет порядка 40%. Согласно международным подходам массовый характер туризм приобретает, когда более 50% населения осуществляет хотя бы по одной туристской поездке в год. В Германии, к примеру, этот показатель превышает 75%. Туристская мобильность  населения является одним из факторов, способствующих развитию туристской индустрии  и международного туризма.

Как показывают расчеты на основании статистических данных за 2002 г., на долю организованного туризма  по числу обслуженных турфирмами туристов приходится только 3,1% российских и иностранных туристов (табл.4). Наибольшее число туристов обращается в турфирмы по выездному туризму (5,4%). По внутреннему  и въездному туризму доля организованного  туризма составляет соответственно 2,5 и 2,3%.

 

 

Таблица 6

Распределение числа туристов по видам туризма в 2002 г.

 

Число организованных туристов, тыс.чел.

Итого туристов, тыс.чел.<1>

Доля организованных туристов к итогу, %

Всего

2820,3

90 539

3,1

В том числе:

внутренний туризм

1182,3

46 900

2,5

въездной туризм

532,8

23 296

2,3

выездной туризм

1105,2

20 343

5,4


<1> Данные ФСБ России (Пограничная служба): здесь и  далее число въехавших иностранных  граждан показано без учета  въехавших на постоянное место  жительства, число выехавших за  рубеж российских граждан - без  учета выехавших на постоянное  место жительства и военнослужащих.

Повышение уровня платежеспособного  спроса на туристские услуги является одним из ключевых факторов внешней  среды, способных обеспечить дальнейший рост туристского оборота. Анализ экономической  деятельности туристических фирм, активное использование современных информационных и коммуникационных технологий, низкий коэффициент загруженности средств размещения показывают, что туристические предприятия имеют достаточный потенциал для увеличения своего оборота. Сдерживающим фактором их роста является ограниченный спрос. По всей видимости, для создания наилучших условий роста российского национального туризма необходимо предпринять дополнительные усилия для повышения спроса, имея в виду, что именно низкий уровень личных доходов большей части российского населения является сдерживающим фактором роста туризма.

Государственная социальная политика имеет большое значение для обеспечения доступности  туристских благ для большинства  российского населения. В России разрыв между уровнем дохода беднейших  и богатейших слоев общества столь  велик, что около 40% российского населения  не могут себе позволить воспользоваться  туристскими услугами без помощи и поддержки государства. Актуальной проблемой социальной политики является предоставление адресных льгот для  неимущих людей и отдельных социальных групп для реализации права человека на отдых.

До недавнего времени  распределение оздоровительных  путевок для незащищенных социальных слоев населения осуществлялось за счет средств фонда социального  страхования. Возможности этого  фонда весьма ограничены, а в последние  годы они даже сокращались[3].

 

 

4.Стратегия развития  российского турбизнеса.

 

Туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности.

 

4.1.Оценка потенциала  экономических регионов России.

 

В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом  для развития туризма. Прогноз количества туристических прибытий в регионы  РФ, по оценке экспертов  Strategy Partners(российский стратегический консультант, консалдинговая компания) в 2028 году вырастет в три раза при наихудшем сырьевом сценарии развития  российской экономики и почти в 5 раз при инновационном развитии.  При этом число туристов – жителей России – вырастет в 6 раз.  

По оценке экспертов Strategy Partners, среди российских регионов лидерами по конкурентоспособности для развития туризма являются следующие регионы:

1.       Развлекательный туризм. 27 российских регионов имеют благоприятные условия для развития делового туризма – Краснодарский край, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Ставропольский край, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Самарская область, Ростовская область.

2.       Деловой туризм. 20 российских регионов имеют благоприятные условия для развития делового туризма – г. Москва, Краснодарский край, г. Санкт-Петербург, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Кемеровская область, Красноярский край, Свердловская область, Омская область[4].

 

 

 

 

Таблица 7

Туристский потенциал  экономических районов России[1].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.Оценка потенциала  Вологодской области.

Наличие туристских ресурсов определяет привлекательность региона  для посещения его туристами. В этом отношении Вологодская  область имеет широкие возможности  как для внутреннего, так и  для въездного туризма (таблица  8).

Согласно проведенным  рейтинговым исследованиям (по данным «Эксперт-РА») по туристскому потенциалу Вологодская область занимала в 2005 году – 11 место в Российской Федерации, по итогам 2007 года - 9.

Информация о работе Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма