Экономическое учение К. Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:00, реферат

Описание работы

Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1983) оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически переходящую систему. В силу противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Биография К. Маркса и теоретическая база его учения……………….5
Основные положения общей теории К. Маркса………………………...7
Концепция общественного развития…………………………………….10
Обзор «Капитала» К. Маркса…………………………………………….12
Значение теории К. Маркса………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………….……

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике.docx

— 50.95 Кб (Скачать)

         Министерство образования и науки Российской Федерации

                                 Федеральное агентство по образованию

             ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет                             

                                  имени И.И. Ползунова»  
 

                                   Вечерний факультет 

         Кафедра:  Экономическая теория  и предпринимательство          
 
 

                                       Реферат  

                   По дисциплине: « Экономика »

                  На тему: Экономическое учение К. Маркса 
 
 
 
 
 

                                                             Выполнил:

                                                             Проверил:  
 

                                                      
 

                                      Барнаул 2011 

                                   Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………….3

     Биография К. Маркса и теоретическая база его  учения……………….5

     Основные  положения общей теории К. Маркса………………………...7

     Концепция общественного развития…………………………………….10

     Обзор «Капитала» К. Маркса…………………………………………….12

     Значение  теории К. Маркса………………………………………………21

     Заключение………………………………………………………………..23

     Список  литературы………………………………………………….……24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Введение 

     Немецкий  экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1983) оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил  теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой  исторически переходящую систему. В силу противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе.

     Учение  Маркса вышло на общественную арену  в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и  укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных  регионах Азии, получает распространение  в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах  складывались неодинаково: в одних  он был несколько оттеснен другими  типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей  идеологической силой. Но во всех случаях  он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны  жизни общества. Особенно зримо оно  проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие  марксизм как свою теоретическую  базу, действуют в большинстве  стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория.

     Высшая  цель марксизма - разработка и теоретическое  обоснование освобождения порабощенного  человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством  изучения, анализ исследования, с одной  стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой - всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

     Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений  человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой  и природы (или сущности) человека вообще. Это - мировоззренческое “ядро” любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

 

      1. Биография Маркса  и теоретическая  база его учения 

     Карл  Маркс, как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической  мысли. Его идеи выходят за рамки  непосредственно экономических  проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.

     Карл  Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца  из семьи раввинов, перешедших в 1816 г. из иудейства в протестантизм.

     В 1830-1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в 1841г. получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Но традиционные формы философской деятельности, (университетское преподавание и сочинение ученых трактатов), Маркса не удовлетворяли. Он решил обратиться к философской публицистике. Недолгая работа в “Рейнской газете” (1842-1843) - статьи о свободе печати цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сельского малоимущего населения, о бедственном положении кресты Примозельского края, о бюрократизме чиновников - вызвала преследования правительства. Марксу пришлось уйти с поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе Германии.

     Свой  первый опыт в решении практических проблем Maркс счел неудачным. Ему  стало ясно, во-первых, что государство (по Гегелю государство - воплощение разума) руководствуется интересами “привилегированных сословий” и отнюдь не настроены прислушиваться к голосу философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что неудовлетворительным оказался и сам уровень исследования практических проблем Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти в материальных, экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого уровня не доходил. В-третьих, общественный отклик на публикации “Рейнской газеты”, конечно, был очень ограниченным.

     Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав  в Париж (1843), с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Марксу удалось за короткий срок стать одним из лидеров данного  направления, что и привлекло  пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в  Европе стало для него излишне  опасным и К. Маркс на всю остальную  свою жизнь с 1850 по 1883 находит убежище  в Лондоне.

     В лондонский период жизни К. Маркс  пишет в числе многих произведений и “Капитал”, который рассматривал как труд всей своей жизни. Что  касается финансовой стороны его  жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение  десяти лет К. Маркс является сотрудником  газеты «Нью-Йорк дейли трибюн», но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852-1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу “К критике политической экономии”, и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.

     Однако  в 1862 г. разрыв с Ф. Лассалем, прекращение с началом гражданской войны в США сотрудничества в “Нью-Йорк дейли трибюн” вызвали значительные финансовые затруднения, затянувшиеся до 1869 г., когда друг и соратник Ф. Энгельс решил эту проблему, обеспечив К. Маркса ежегодной рентой. Именно в этот период, ценою неимоверных усилий и будучи нездоровым, в 1867 г. он окончательно отредактировал и в том же году в Гамбурге издал I том “Капитала”. Два других тома (с самого начала было задумано выпустить “Капитал” в трех томах) ко времени издания первого не были готовы к публикации как ввиду болезни и финансовых затруднений, так и, скорее всего, из-за осознания автором незавершенности этой работы. При жизни К. Марксу так и не удалось завершить II и III тома “Капитала”. Еще в ноябре 1878 г. в письме Н. Даниельсону он писал, что к концу 1879 г. подготовит к печати второй том “Капитала”, но 10 апреля 1879 г. сообщал ему же, что этот том опубликует не ранее, чем изучит развитие и завершение кризиса английской промышленности. К. Маркса не стало 14 марта 1883 г. Весь труд по сбору и подготовке к публикации II, который вышел в свет в 1885 г. и III (издан в 1894 г.) томов “Капитала” взял на себя Энгельс. По-видимому, в самом деле, довольно трудно установить, какая часть приходится на долю Энгельса в произведениях Маркса, но, очевидно, она немаловажная. Но что касается “Капитала”, несомненно, и другое: эти тома посмертные. Их содержание было извлечено Энгельсом из рукописей Маркса, далеко не законченных. 

       2. Основные положения общей теории Маркса 

     По  признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных  источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых - идеи диалектики и материализма, у третьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества. К. Маркс является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно - следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.

     Однако  центральное место в методологии  исследования К. Маркса занимает его  концепция базиса и надстройки, о  которой он заявил еще в 1859 г. в  работе “К критике политической экономии”. Основная идея в этом произведении была сформулирована так: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые от их воли и не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”. Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстройки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом развития производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо “буржуазной общественной формацией, - пишет он, - завершается предыстория человеческого общества”. По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными, не позволили понять представителям классической политической экономии, которые собственно открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

     Обращаясь к сути рассматриваемой концепции  К. Маркса, следует заметить, что  идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении. Например, “производительные  силы зависят одновременно от технической  оснащенности и от организации совместного труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но “право - это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки”. Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, “для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому”.

     По  убеждению К. Маркса, капитализм, эра  которого “берет свое начало в XVI веке”, исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, “мерилом богатства” станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора “Капитала” действительно “нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функционировать". Маркс представил определенное число доводов, позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат его.

Информация о работе Экономическое учение К. Маркса