Экономическое учение К. Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:00, реферат

Описание работы

Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1983) оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически переходящую систему. В силу противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Биография К. Маркса и теоретическая база его учения……………….5
Основные положения общей теории К. Маркса………………………...7
Концепция общественного развития…………………………………….10
Обзор «Капитала» К. Маркса…………………………………………….12
Значение теории К. Маркса………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………….……

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике.docx

— 50.95 Кб (Скачать)

     Следует подчеркнуть, что в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма  главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов  между классами общества, а то, что  эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Общественным идеалом он считает социализм  и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу.

     Впрочем, убежденность К. Маркса в торжестве  идеалов бесклассового общества - прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита. Считая себя последователем “классиков”, он действительно занимался “в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами”, т.е. между классами. Но центральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.

       Еще в “Манифесте Коммунистической партии” К. Маркс писал: “История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов”. 

         3. Концепция общественного развития 

     Исходные  положения марксовой концепции состоят в том, что способ производства материальных благ определяет процесс социального, духовного, политического развития. Основой существования и развития общества является материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил. 

     Формы производства имеют свою специфику, свою внутреннюю логику. С развитием  производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис определяют формы сознания, юридическую и  политическую надстройку общества. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами  общественного организма необычайно сложна, многогранна, противоречива. Экономика  отнюдь не является единственным определяющим фактором.

     Действующие в обществе социологические законы выражают принцип соответствия между  производительными силами и производственными  отношениями, а также между идеологической и политической надстройкой и  базисом. Принцип соответствия между  уровнем развития производства и  формой организации общества объясняет, почему происходят изменения в общественных отношениях. Производственные отношения  становятся тормозом развития производительных сил. Они должны уступить место и согласно диалектике общественного процесса преобразованы революционным путем. «С изменением экономической основы, - писал Маркс, - более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

     Теоретическая концепция, представленная и конкретизированная Марксом, выглядит весьма логично. Ее воздействия  не избежали многие экономисты, историки, обществоведы, в том числе крупные  представители теоретической мысли  Запада.

     Научное наследие, оставленное Марксом, прочитывается  по-разному и считается предметом  непрекращающихся дискуссий, обсуждений, споров. Одни пытаются опровергнуть Маркса, другие отстаивают справедливость, а  порой и незыблемость его основных положений и выводов. Встречается  и более объективная, возвышенная  оценка марксова наследия - стремление уточнить и переосмыслить идеи, содержащиеся в его трудах, с позиций происходящих перемен, выводов экономической науки, достижений общечеловеческой культуры.

       Ускорение прогресса, динамичное развитие общества внесли немало нового в понимание основных тенденций социального, экономического, политического плана, и теорию Маркса не следует отождествлять с «марксистским» истолкованием его последователей и популяризаторов. Многие из них рассматривают марксизм не как определенную систему взглядов (в том числе не оправдавшихся или даже ошибочных), а как отдельные абстрактные или искаженные тезисы, нередко превратно понимаемые.

       Влияние Маркса, который был одновременно и экономистом, и историком, и политиком, и революционером, создавшим вместе с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) международное товарищество рабочих, не ограничено лишь «школой» его сторонников и приверженцев. Как мыслитель и ниспровергатель авторитетов, он был, возможно, самым удачливым из когда-либо живших «возмутителей умов».

       «Маркс был, безусловно, гением, - пишут Р. Хейлбронер и Л. Туроу, - человеком, изменившим характер нашего мышления об обществе столь же радикально, как Платон изменил характер мышления философского, а Фрейд - психологического. Очень немногие экономисты сегодня прорабатывают всю необъятную массу работ Маркса; но, так или иначе, его воздействие затронуло большинство из нас. Марксу мы обязаны фундаментальной идеей о том, что капитализм - развивающаяся система, вышедшая из конкретного исторического прошлого и медленно, неравномерно двигающаяся к иной, неясно различимой форме общества». 

       4. «Капитал» К. Маркса: замысел и реализация 

     «Предметом  моего исследования в настоящей  работе, - писал Маркс в предисловии к первому изданию «Капитала», - является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена».

       Пересказать содержание «Капитала» практически невозможно - это десятки глав, более трех тысяч страниц далеко непростого, довольно емкого текста. Второй и третий тома при жизни Маркса не были завершены. Рукопись расшифровал и отредактировал Энгельс, ограничившись самыми необходимыми, по возможности незначительными исправлениями и дополнениями.

       «Капитал» состоит из четырех томов. В первом томе («Процесс производства капитала») исследуется процесс производства, взятый сам по себе, применительно к условиям свободной конкуренции, без учета внешних воздействий. Второй том называется «Процесс обращения капитала». Задача третьего тома («Процесс капиталистического производства, взятый в целом») - найти и описать те конкретные формы, которые возникают из процесса движения капитала, рассматриваемого как целое. Имеются в виду те конкретные формы капиталистических отношений, в которых они выступают на поверхности общества в результате взаимодействия и конкуренции капиталов. Четвертый том называется «Теории прибавочной стоимости». Он занимает особое место, в нем рассматривается история экономических концепций, дается их критических обзор.

       Такая структура «Капитала» в целом соответствует методу движения от абстрактного к конкретному, которого придерживается Маркс. Основную цель исследования Маркс видел в выяснении тех законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие и разложение рассматриваемого им социально-экономического организма.

       Первый том можно рассматривать как самостоятельное (по значимости) произведение. Анализ системы экономических отношений начинается не с богатства как слишком общей категории, присущей любой форме хозяйства, а с товара - «элементарной клеточки» капиталистического производства. 

     В капиталистическом обществе равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются в соответствии с размерами капитальных издержек и средней прибыли. Если товары продаются  по ценам производства, то тем самым  в несколько измененном виде сохраняется  действие закона стоимости и «снимается»  противоречие, которое не смог разрешить  Д. Рикардо.

       В какой мере Марксу удалось реализовать свой замысел? Ответы на этот вопрос пытаются дать многие исследователи, но их выводы оказываются далеко не однозначными. Бесспорно одно, интерес к теории и работам Маркса не пропадает. Почти каждого, кто знакомится с «Капиталом», поражает глубина обобщений, логическая строгость аргументации, удивительная способность проникать в сущность процессов, скрывающихся за их внешней оболочкой.

       Производство прибавочной стоимости - узловая проблема первого тома «Капитала», фундаментальное положение теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов: наемных рабочих и капиталистов - собственников средств производства.

       Марксова теория прибавочной стоимости тесно связана с его трактовкой теории стоимости. В основе стоимости товара лежит только один источник (один производственный фактор) - труд. Все товары - продукты человеческого труда.

       По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т. е. обладает потребительской стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т. е. обладает стоимостью.

       В основе этого двуединого свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. Как создатель потребительной стоимости, труд производителей всегда конкретен. Это - труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением.

       Как создатель стоимости, тот же труд есть труд вообще, труд абстрактный, иначе говоря, полезный обществу, является общественно необходимым трудом, его продукция может быть реализована на рынке посредством обмена.

       Положение о двойственном характере труда - теоретическое обобщение Маркса, которое он считал самым важным теоретическим открытием, сделанным им в процессе разработки экономической теории, в ходе работы над «Капиталом».

       Экономисты до Маркса не соглашаются с этим утверждением, объявляют его слишком оторванным от реальной практики, заявляют, что это чистая абстракция. Настойчивые возражения других экономистов, возможно, и объясняются тем, что анализ двойственного характера труда тесно связан с выводами, серьезно задевающими практические интересы людей.

       Наемный рабочий получает за свой труд заработную плату. Она покрывает издержки, необходимые для поддержания физических и моральных сил, для нормального функционирования работника.

       Заработная плата оплачивает не труд, она служит формой оплаты специфического товара «рабочая сила». Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т. е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и членов его семьи.

       «Тайна» эксплуатации, по Марксу, кроется в том, что рабочая сила, как любой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Прибавочная стоимость - не «вычет из труда рабочего» (так считал Рикардо), а результат эквивалентного обмена. Рабочая сила продается и покупается по стоимости, но ее стоимость ниже, чем стоимость создаваемого ею предмета.

       Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала - предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента.

       Критики Маркса считают, что его теория прибавочной стоимости представляет своего рода теоретическую конструкцию, которая не учитывает, что предпринимательский труд, труд по управлению, организации производства, также является источником ценности товара, создает доход. Лежащая в ее основе трудовая (однофакторная) теория стоимости не согласуется с практикой, т. к. труд разнороден и отличается не только по затраченному времени, но и по результатам, и создание ценности возможно без непосредственного участия труда (в случае полного автоматизированного производства). Обращается внимание на то, что формы эксплуатации возможны и существуют также в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами отношений собственности.

       К проблеме эксплуатации Маркс подходил с научной, теоретической точки зрения, связывая эксплуатацию с присвоением части неоплаченного труда наемных рабочих со стороны капиталистов. При этом важно разграничить присвоение прибавочного продукта (или его доли) в виде неоплаченной части труда рабочего со стороны собственника средств производства и в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами экономических отношений собственности. Во втором случае имеет место иная форма эксплуатации.

       Заслугой и достижением Маркса, как писал Шумпетер, «было то, что он понимал слабость различных аргументов, с помощью которых духовные наставники трудящихся масс до него пытались показать, как возникает эксплуатация, и которые по сей день поставляют этот товар для среднего радикала… Он хотел доказать, что эксплуатация возникает не из индивидуальных ситуаций, случайно или неожиданно; что она есть результата самой логики и капиталистической системы, неизбежный и независящий от индивидуальных намерений». «В конце концов, - заключает комментатор, - термин «эксплуатация» «был включен в круг научных аргументов и в этом качестве служит опорой ученикам, ведущим борьбу за дело своих учителей».

Информация о работе Экономическое учение К. Маркса