Экономическое значение безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Так, целью данного исследования является изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучение понятия безработицы и ее экономических составляющих;
- определение и анализ особенностей безработицы в Республике Беларусь;
- изучение политики государства по обеспечению занятости и трудоустройства населения.

Содержание

Введение
Сущность, виды, уровень безработицы
Потери от безработицы
Понятия. Закон Оукена
Издержки циклической безработицы
Издержки структурной безработицы
Затраты на социальную защиту безработных
Неодинаковое бремя безработицы
Безработица, уровень цен, кривая Филипса
Безработица в Республике Беларусь: причины, структура, динамика, тенденции
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     Негативные  стороны влияния скрытой безработицы  на деятельность субъектов хозяйствования и трудовой потенциал в целом  заключаются в нерациональном использовании  имеющихся трудовых ресурсов,   снижении производительности труда,  низкой заработной плате, высоком уровне текучести кадров, консервации занятости низко квалифицированной рабочей силы. Все это в конечном итоге приводит к снижению конкурентоспособности работников (и, как следствие, к снижению качества продукции), трудовой мотивации, росту теневой экономики, трудностям с внедрением новых технологий (в результате снижения квалификации работников).  Низкий доход на основном рабочем месте формирует соответствующее отношение к труду, вынуждает искать дополнительный заработок, как правило, не по специальности,  а иногда и нелегальный.  Необходимость поддержки скрытых безработных снижает реальную оплату труда эффективных работников,  что подрывает стимулы к труду у этой части занятых.

     Скрытая безработица, по сути, генерирует существующие экономические потери, как на макроуровне, так и на уровне отдельного субъекта хозяйствования. На уровне экономики наличие скрытой безработицы затрудняет структурные сдвиги в производстве, ибо они предполагают необходимость сокращения излишней численности работников. Не следует преуменьшать и инфляционное воздействие скрытой безработицы за счет как роста себестоимости, так и прямого бюджетного финансирования и льготного кредитования нерентабельных производств [12, 156-158].

      Однако наличие скрытой безработицы и содержание избыточной численности работников является неоспоримой реальностью нашего времени.  Существует ряд причин,  препятствующих сокращению избыточной численности работников. К ним можно отнести, прежде всего, заинтересованность руководства предприятий в сохранении основного состава работников.  Надежда руководителей предприятий на увеличение спроса на их продукцию и скорое улучшение финансового положения предприятия предполагают наличие гибкого и дешевого резерва рабочей силы,  функции которого и выполняет вынужденная неполная занятость. Кроме того, в случае действительного улучшения экономической ситуации данный трудовой резерв поможет сэкономить издержки, связанные с подбором, наймом и расстановкой кадров; при отсутствии улучшения предоставит дополнительную возможность манипулировать персоналом,  неформально поддерживая своего рода конкуренцию на лучшие рабочие места. Сами работники «согласны» оставаться не полностью занятыми по ряду причин. К ним прежде всего следует отнести трудности с трудоустройством в другом месте, надежду на улучшение экономической ситуации на предприятии и возможный возврат в нормальный режим работы, а также довольно широкие возможности для поиска другого места работы и гарантированную (хотя и минимальную) социальную защищенность.  

2.4. Затраты на социальную  защиту безработных 

     Политика  занятости в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства и направлена на снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке.

     Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся  в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

     Данным  категориям населения государство  гарантирует занятость путем  создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

     С целью снижения молодежной безработицы  и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

     Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение. Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

     В рамках реализации государственной  и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

     Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые  длительное время не работали в связи  с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

     Для снижения остроты женской безработицы  в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

     В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

     Проблемы  трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для  них приспособленных рабочих  мест, организации профессионального  обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

     Одной из существенных проблем в сфере  занятости населения является структурный  и территориальный дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы. За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

     Для обеспечения количественного и  качественного соответствия между  предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

     Решению проблемы занятости в сельской местности  способствует реализация Государственной  программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

    Основными мерами, принятыми для достижения целей политики в сфере занятости  населения являются:

  • организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости;
  • развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения;
  • содействие развитию предпринимательской инициативы безработных;
  • развитие системы оплачиваемых общественных работ;
  • содействие территориальному перемещению рабочей силы;
  • содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;
  • информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства;
  • социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи (средний размер пособия на одного безработного в декабре 2010 г. составил 54,2 тыс. рублей [16]).

     Так, можно сделать вывод, что правительство ведет активную политику занятости и трудоустройства граждан. Реализуются соответствующие государственные программы, оказывается помощь в поиске работы более уязвимым на рынке труда группам населения, организуется бесплатное профобучение и переквалификация. Таким образом, государство стремится создать условия для максимальной занятости, тем самым повышая и общий уровень жизни населения. 

     2.5. Неодинаковое бремя  безработицы 

     Уровень безработицы и соответственно ее тяготы, в частности потеря доходов, снижение жизненного уровня, продолжительность безработицы, неодинаково распределяются между различными группами населения.

     Существуют  группы с большим уровнем безработицы, несущие большие издержки и группы с меньшим уровнем безработицы, несущие меньшие издержки. В таблице 2.1. перечислены основные такие группы: 

Таблица 2.1 

Группы  с большим уровнем безработицы Группы с  меньшим уровнем безработицы
- рабочие;

- до 20 и  старше 40 лет;

- национальные, религиозные и прочие меньшинства;

- женщины;

- не  имеющие работу более 15 недель

- с высшим  образованием;

- взрослые  от 20 до 40 лет;

- национальное, религиозное и прочее большинство;

- мужчины;

- не  имеющие работу менее 15 недель

     3. Безработица, уровень  цен, кривая Филлипса

 

    Простейшая  кейнсианская модель показывает, что  в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция, но инфляция и безработица возникнуть одновременно не могут. Однако в 50-х и 60-х гг. на основе эмпирических исследований экономисты подтвердили существование новой зависимости, которая стала известна как кривая Филлипса: между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая обратная связь.

     Наблюдая  за соотношением величин безработицы  и инфляции, британский экономист  А. У. Филипс в 1958 году установил, что  между уровнем безработице в стране и темпами роста цен наблюдается обратно пропорциональная зависимость.

     Согласно  кривой Филипса, повышение уровня безработицы  может не только сбить темпы инфляции до нуля, то есть подавить рост цен, но и достичь отрицательной инфляции (снижения цен), именуемой дефляцией.

     Кривая  Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции (рис. 1.1).

       

Рис. 1.1 Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах 

     Зависимость первоначально показывала связь  безработицы с изменениями зарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствии была преобразована в зависимость между ценами и безработицей.

     В долгосрочном периоде представляет собой вертикальную прямую, иначе говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

     4. Безработица в  Республике Беларусь: причины, структура,  динамика, тенденции

 

     В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах, наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Некоторые предприятия были признаны банкротами, что прямым образом повлияло на число людей, оставшихся без работы. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы, что также является основной причиной так называемой, скрытой безработицы в Беларуси на данный период. [19]

     Процессы  увеличения уровня безработицы также  тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных  институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.

Информация о работе Экономическое значение безработицы