Элавстичность спроса по цене

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить понятие «эластичность спроса».
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятия «спрос» и определить факторы, его регулирующие;
- указать факторы, изменяющие спрос;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3
1. СПРОС И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЕГО ФАКТОРЫ…………………………….5
Понятие спроса…….……………………………………………………5
Изменение спроса……..……………………………………………....10
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА………………………………………………....14
Измерение эластичности спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………………………………..14
Виды эластичности спроса………………………..………………….19
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
СПРОСА……………………….……………………………………………..23
3.1. Анализ социологического опроса, анкета
3.2. Эластичность спроса по цене
3.3. Эластичность спроса по доходу
3.4. Перекрёстная эластичность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа содержит 1 файл

ЭЛАСТИЧНОСТЬ 1.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

           ,                                                     (2.2)

     Примечание: [9, с. 215]                                                

     Из  формулы (2.2) видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

     Есть  еще одно обстоятельство, которое  следует учитывать при определении  эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует  использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

     Пример 1. Допустим, что небольшая кондитерская выпекает пирожные и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество пирожных кондитерская сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа.

     Таблица 2.1

     Расчет  коэффициента ценовой

     эластичности  спроса [11.с.315]

     Количество проданных пирожных, шт.      Цена, руб.      Выручка, руб.      Коэффициент

     эластичности

     500      3,5      1750      
     1000      3,0      3000      4,3
     1500      2,5      3750      2,2
     2000      2,0      4000      1,3
     2500      1,5      3750      0,8
 

     Как измерить изменение величины спроса? Возьмем второй интервал — от 1000 до 1500 пирожных. Величина спроса изменилась на 500 пирожных, или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 1500 до 1000 пирожных, то в процентном отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому для измерения процентного изменения каждой рассматриваемой величины используется средняя точка выбранного интервала. В нашем примере это (1000+1500):2= 1250 пирожных.

     Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 пирожных составит 500:1250=0,4 (или 40%).

     «В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса  ∆Q  будет выглядеть:

      ,                                                                      (2.3)

     где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.»[10, с. 285].

     «Аналогично для определения процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:

      ,                                                                         (2.4)

     где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.»[11, с. 310].

     «Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:

         ,             (2.5)

     Рассчитав коэффициенты эластичности, получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале — неэластичен»[11, с. 325].

     На  участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

     Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

     Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

     Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.

     Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

     Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.  
 

    1. Виды эластичности спроса
 
 

     Кроме ценовой эластичности спроса, существует также перекрестная эластичность  и  эластичность спроса по доходу.

     «Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:  

            ,                               (2.6) 

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross) »[12, с. 201].

    Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

    Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

    Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

    Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

    «Эластичность спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                           ,                                       (2.7) 

    где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

           ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода»[13, с. 314].

    Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна.

    Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает - это товары низкого  качества — например, продовольственные недиетические товары. На западе к ним относят цельное молоко, сливочное масло и т. п.

    Для товаров качественных - чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность.

    В табл. 2  приведена эластичность товаров  по доходу в США (1990-е гг.) На рис. П.Г.1, (см. приложение Г) представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. П.Г.2, (приложение Г) — на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. П.Г.3, (приложение Г) — на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины).

                                                                                                                Таблица  2.2

Эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг.) [13, с.310]

Группа  товаров

Наименование  товаров

Значение

Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью     
Цельное молоко
Свинина

Картофель

-0,5

-0,2

-0.2

Неэластичные  товары      Кофе 

Птица

Сыр

Говядина 

Сигареты

    
0,0

0,3

0,4

0,5

0,8

Эластичные  товары     

Бензин 

Вино 

Товары длительного  пользования

    
1,1

1,4

1,8

 
 

    «Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей»[14, с. 271].

    Значение  эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом  Еd  таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка.

    Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния. В настоящее время не менее 70% населения страны не могут полноценно удовлетворить даже физиологические нужды в продовольственных товарах. Большая часть населения страны живет ниже черты нищеты, в чем оно, естественно, не виновато. 
 
 
 

    3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА 

3.1 Анализ социологического опроса. 

     Мы  провели научно-исследовательскую  работу по теме «Эластичность спроса на рынке», Целью нашей работы являлось выявление эластичности спроса на кофе. Мы опросили 15 покупателей. Им был задан ряд вопросов. Территорией, на которой мы проводили социологический опрос, был Октябрьский рынок. Некоторые вопросы и ответы представлены в таблице (приложение).

     Опрошенные  нами люди покупают кофе примерно 1 раз в месяц фасовкой 95 грамм, по цене в среднем около 140 рублей за банку.  Большинство людей не замечают изменение цены на кофе, если изменение не значительное.  Колебание цен на чай происходит раз в 1-2 месяца. Для большей части потребителей кофе является товаром первой необходимости, такой вывод мы сделали на основании нашего опроса. На вопрос «Чем бы вы могли заменить кофе?» 61% опрошенных нами людей ответили «чай», следующий по популярности ответ – «сок» - 12%. Также были ответы: вода или ничем не будут заменять.

Информация о работе Элавстичность спроса по цене