Электроэнергетика России и ее значение для экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать современное состояние электроэнергетики и ее.основные проблемы. Основная задача состоит в том чтобы дополнить уже имеющиеся исследования электроэнергетики России комплексным взаимосвязанным анализом состояния и перспектив развития, посмотреть по-новому на развитие электроэнергетики в условиях перехода к рыночной экономике и интеграции ее в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1 Электроэнергетика и ее основные функции 6
1.1 Понятие электроэнергетики -
1.2 Экономическая эффективность электрификации 9
1.3 Значимость, необходимость государственного
регулирования в электроэнергетике 10
2 Современное состояние электроэнергетики 15
2.1 Современное состояние электроэнергетики
и перспективы дальнейшего развития -
2.2 Программа развития ТЭК 17
2.3 Мировой опыт 20
3 Реформирование электроэнергетической отрасли 24
3.1 Программа реформирования электроэнергетической отрасли -
3.2 Реформирование РАО «ЕЭС России» 25
3.3 Программа развития электроэнергетики и роль государства 26
Заключение 30 Список использованной литературы 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Электроэнергетика и её основные функции.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

    Следует отдавать отчет, что нынешняя ситуация контрпродуктивна, когда энергетическая безопасность является, прежде всего, «безопасностью спроса».  Концентрация всех рисков на стороне поставщика, в конечном счете, не способствует безопасности поставок. Поэтому важную роль в разделении рисков призвано сыграть, в том числе, взаимное участие в активах между энергетическими компаниями. Это – один из инструментов повышения устойчивости глобального энергообеспечения.

    Понимание проблематики глобальной энергетической безопасности является во многом производной  от стратегии развития российского  нефтегазового комплекса. Политика в энергетической сфере сформулирована в документе, который называется Энергетическая стратегия России.

    Определены  долговременные приоритеты. Объявлены  принципы, которыми государство будет  руководствоваться, решая, как в  той или иной ситуации двигаться к достижению целей, и, на этой основе, определены основные направления и шаги.

    Базис нашей Энергостратегии образуют три «стержневых принципа»:

  • энергобезопасность,
  • энергоэффективность,
  • экологичность.

    Определены  механизмы ее реализации: 

  • развитие рыночной среды,
  • стратегическое планирование,
  • техническое регулирование.

    На  сегодняшний день в России сложилась  реальная ситуация, при которой отставание в развитии электроэнергетики может  стать тормозом экономического и  социального роста. Ввод ограничений электропотребления, практиковавшийся этой зимой в Москве и Московской области, проблемы не решит. Вводить следует не ограничения, а новые объемы мощностей, которых по плану, утвержденному Правительством РФ до 2010 года нужно почти 22 тыс. МВт. Для сравнения, в Китае этот объем мощностей вводится ежегодно.

    Исходя  из прогнозируемого роста энергопотребления  в 4,1% сформированы инвестиционные программы  РАО "ЕЭС" и “Росэнергоатома”. Они предусматривают к 2010 г. среднегодовой  ввод 8,4 ГВт новых мощностей, а к 2015 году – 14, 5 ГВт. И даже до 20,3 ГВт к 2015 г., если исходить из прогноза ежегодного роста электропотребления в 5,2%. Тепловая энергетика России располагает уникальной, потенциально эффективной структурой топлива, в которой 63% составляет природный газ, 28% - уголь и 9% - мазут. В ней заложены огромные возможности энергосбережения и охраны окружающей среды.

    В тоже время эффективность топливоиспользования на ТЭС, работающих на газе, недостаточна. Она значительно уступает топливной  экономичности современных парогазовых установок (ПГУ). Однако из-за трудностей с финансированием до настоящего времени не введен первый парогазовый блок ПГУ-450 на Северо-Западной ТЭЦ Ленэнерго.

    Низкие  темпы реновации во многом обусловлены  дефицитом финансовых ресурсов, как из-за неплатежей потребителей энергии, так и вследствие недостаточности источников финансирования этих работ (амортизационных отчислений).

    Атомная промышленность и энергетика рассматриваются  в Энергетической стратегии (2005-2020гг.) как важнейшая часть энергетики страны, поскольку атомная энергетика потенциально обладает необходимыми качествами для постепенного замещения значительной части традиционной энергетики на ископаемом органическом топливе, а также имеет развитую производственно-строительную базу и достаточные мощности по производству ядерного топлива. При этом основное внимание уделяется обеспечению ядерной безопасности и, прежде всего безопасности АЭС в ходе их эксплуатации. Кроме того, требуется принятие мер по заинтересованности в развитии отрасли общественности, особенно населения, проживающего вблизи АЭС.

    Нетрадиционные  возобновляемые энергоресурсы (биомасса, солнечная, ветровая, геотермальная  энергия и т.д.) потенциально способны с избытком обеспечить внутренний спрос  страны. Однако экономически оправданное применение нетрадиционных технологий использования возобновляемых энергоресурсов ещё будет составлять единицы процентов от общего расхода энергоресурсов.

    Намечаемые  уровни развития и технического перевооружения отраслей энергетического сектора страны невозможны без соответствующего роста производства в отраслях энергетического (атомного, электротехнического, нефтегазового, нефтехимического, горношахтного и др.) машиностроения, металлургии и химической промышленности России, а также строительного комплекса. Их необходимое развитие - задача всей экономической политики государства. 
 

    2.3. Мировой опыт

    В последние годы в разных развитых странах мира идет активный процесс  эволюции методов регулирования, прав собственности и рыночной институциональной среды электроэнергетики, что обусловлено рядом объективных обстоятельств, в первую очередь, экономическими и технологическими особенностями ее как одной из важнейших инфраструктурных отраслей и естественных монополий. В той или иной степени указанные процессы захватили к настоящему времени более чем 50 стран мира.

      Исторически в странах с рыночной  экономикой сложилось два типа  институциональных структур в  электроэнергетике:1. общественная  собственность (государственная  вертикально-интегрированная монополия); 2. частная собственность, государственное регулирование деятельности функционирующих в отрасли компаний.

    Во  многих странах энергетика находится  в общественной собственности. Например в Ирландии, Франции, Греции, Италии, Португалии. При этом государство взяло на себя обязательство, во-первых, не стремится к максимизации прибыли, а, во-вторых, обеспечивать в полном объеме потребности общества. Вариантом такого подхода служит региональная монополия, когда энергетика является общественной собственностью на региональном уровне, например в Германии.

    В случае частной регулируемой монополии  фирмы стремятся к максимизации прибыли, а регулирование используется государством в целях сокращения негативного воздействия такой  монополии на благосостояние потребителей. Регуляторами являются цена, тариф, иногда – норма прибыли, другие экономические показатели. США и Япония представляют собой примеры стран, в которых электроэнергетика преимущественно в частных руках, а регулируется на региональном уровне. Но в тоже время в США правительство штатов сохраняет значительную часть энергетических мощностей в своих руках.

    Независимо  от того, являются ли энергетические мощности преимущественно общественными  или частными, общегосударственными или региональными в конце 80-х годов в большинстве развитых стран мира началось реформирование электроэнергетики.

      Создание рынка электроэнергии, являясь составной частью процесса  либеризации отрасли, далеко не  всегда выступает приоритетной  целью программ реструктуризации

    Большинство развитых стран осуществили отделение производства электроэнергии от ее передачи относительно недавно, в рамках процесса либерализации отрасли: Великобритании (Англия и Уэльс) – в 1990г., Норвегия – в 1991, Швеция и США – в 1996, Германия – в 1998г. Вертикально-интегрированные структуры остаются доминирующими в странах, где электроэнергетика находится в государственной собственности (Франция, Финляндия, Дания, Греция, Италия).

      Некоторые страны сформировали  у себя рынки производителей  электроэнергии, на которых цены определяются свободным колебанием спроса и предложения. Первые рынки электроэнергии были созданы в Англии и Уэльсе в 1990г.

    Скандинавские страны внедрили свою модель либерализации  отрасли. В 1996г. Начал функционировать  объединенный электроэнергетический норвежско-шведский рынок – Nordpool. В 1998 г. К нему присоединились Финляндия и Дания.

    Новая Зеландия и несколько австралийских  штатов также создали общий энергетический рынок. В Австралии рынки штатов объединены в единый национальный рынок  в 1997 г.

    Участие в рынке электроэнергии является обязательным для компаний в Великобритании и желательным – в странах  Северной Европы.

    Тем не менее, в большинстве стран  ОЭСР рынка электроэнергии идо сих  пор не сформировалось. 

    Крайне  незначительное число стран полностью отказались от регулирования тарифов и цен на передачу электроэнергии. К ним относятся Великобритания, Норвегия, Италия. Большинство же стран ОЭСР в той или иной степени регулируют тарифы. В мировой практике сложились две основные формы регулирования тарифов: «cost-based rate of return regulation» (регулирование нормы прибыли на основе издержек) и «price caps regulation» (регулирование верхнего предела цен). Система «cost-based» предполагает, что государство устанавливает такие цены на электроэнергию на таком уровне, который гарантирует компании справедливую норму прибыли. Этой системы придерживается большая часть стран – ОЭСР.

    В системе «price caps» цены привязываются к какому-либо изменяющмуся индикатору, например, индексу потребительских цен за вычетом скидки, стимулирующей инновации и рост эффективности. При этом компания имеет возможность компенсировать непредвиденные потери, возникающие в краткосрочном плане.

    Как свидетельствует мировой опыт, либерализация  электроэнергетики не обязательно  сопровождается приватизацией и наоборот. Например, есть страны, где наивысший уровень либерализации сочетается с отсутствием всякой приватизации отрасли (Норвегия).

    В 1991 году производство электроэнергии в РСФСР составляло около 1 070 млрд. кВт.ч. К 1998 объемы генерации упали до 820 млрд. кВт./ч. В 2007 году производство достигло уровня 1 016 млрд. кВт.ч. Сопоставим динамику ВВП и энергопотребления в РФ на отрезке 1998 - 2007 гг. (рис. 1), в период возобновления экономического роста в РФ. Средний рост электропотребления за этот период составил 2,3%, рост ВВП - 6,8%. Коэффициент эластичности в среднем - 0,3 (рис. 2). Его величина оставалась практически неизменной как в пятилетке 1998-2002 гг., так и в период 2003-2007 гг. Постоянство этого показателя показывает, что структура экономики России мало изменялась в это последнее десятилетие.

    Эластичность  энергопотребления относительно ВВП - один из фундаментальных показателей  национальной экономики. Коэффициент  эластичности равный 1 был характерен для советской экономики в 1950-1970-е годы, когда активно строились капитало- и энергоемкие индустриальные объекты. Схожая ситуация наблюдается сегодня в Китае, который демонстрирует фантастический рост ввода генерирующих мощностей. Так, в 2005 г. при росте ВВП на 12% прирост генерирующих мощностей составил 15,9ё%, а коэффициент эластичности – 1,3%, в 2006 г. – 21,6 и 1,8%, в 2007 г. - 14,6 и 1,2% соответственно. Рост российского ВВП не сопровождается теми же темпами роста потребления, они в три раза ниже.

    Правительство РФ в марте текущего года утвердило Генеральную схему размещения генерирующих мощностей. Как ожидается, до 2020 года в стране должно появиться 11 новых атомных станций. Одна из них — в Томской области: эту идею все-таки удалось пролоббировать региональным властям.

    Лобби основывалось на том, что существующие ныне два реактора, вырабатывающие оружейный плутоний на базе Северского химического комбината (СХК), будут заглушены уже в текущем году. Такова основа российско-американского соглашения, в соответствии с которым помимо северских будут заглушены и реакторы, расположенные в Красноярском крае на базе Железногорского горно-химического комбината. Между тем СХК обеспечивает теплом и электроэнергией не только Северск, но и часть Томска. Выпадающие мощности лишь частично компенсирует реконструируемая ТЭЦ. Остальное ляжет на плечи активов «Томскэнерго», а и без того энергодефицитная Томская область увеличит закупки энергии на стороне.

    Росатом такие доводы, а также наличие кадрового потенциала атомщиков, атомной инфраструктуры в Северскеми убедили. В соответствии с предварительным проектом начало строительства предполагается в 2011 году. Пуск первого энергоблока запланирован на 2016 год, второго — на 2020 год. Мощность станции составит 1 150 МВт.

    Проект  для Томской области мегакрупный. Естественен и вопрос по поводу будущей безопасности атомной станции, что вполне может подтолкнуть экологические организации к различного рода демаршам. Но на удивление — томские экологи готовы на конструктивный диалог. 

 

     3. Реформирование электроэнергетической отрасли

    3.1 Программа реформирования  электроэнергетики

    В 2000 г. Правительство РФ одобрило программу реформирования электроэнергетики на период до 2020 года

Информация о работе Электроэнергетика России и ее значение для экономики страны