Электроэнергетика России и ее значение для экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать современное состояние электроэнергетики и ее.основные проблемы. Основная задача состоит в том чтобы дополнить уже имеющиеся исследования электроэнергетики России комплексным взаимосвязанным анализом состояния и перспектив развития, посмотреть по-новому на развитие электроэнергетики в условиях перехода к рыночной экономике и интеграции ее в мировое хозяйство.

Содержание

Введение 3
1 Электроэнергетика и ее основные функции 6
1.1 Понятие электроэнергетики -
1.2 Экономическая эффективность электрификации 9
1.3 Значимость, необходимость государственного
регулирования в электроэнергетике 10
2 Современное состояние электроэнергетики 15
2.1 Современное состояние электроэнергетики
и перспективы дальнейшего развития -
2.2 Программа развития ТЭК 17
2.3 Мировой опыт 20
3 Реформирование электроэнергетической отрасли 24
3.1 Программа реформирования электроэнергетической отрасли -
3.2 Реформирование РАО «ЕЭС России» 25
3.3 Программа развития электроэнергетики и роль государства 26
Заключение 30 Список использованной литературы 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Электроэнергетика и её основные функции.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

    Программа энергетического реформирования выделила три ключевые задач , на решения которых направлены все усилия и которые концентрируют суть энергетической политики страны.

    Первая  задача – коренное повышение энергетической эффективности экономики с тем, чтобы энергоемкость ВВП сократилась  на 26-28% в период до 2010 года и еще  на 25-30% в последующие годы. Из-за нашей энергетической расточительности даже при ее успешном решении удельная энергоемкость экономики страны 2020г достигнет лишь сегодняшнего среднемирового показателя, а не показателя лучших стран.

    Первым  и важнейшим средством повышения энергетической эффективности является структурная перестройка экономики. Россия не осилит 5 %-ных темпов роста при сохранении современной энергоемкой структуры экономики, ориентированной на отрасли первого передела. Необходимо развивать высокотехнологичные отрасли и сферу услуг, чтобы из 5-5,5 % среднегодового роста ВВП почти половину (2,3- 2,7 %) обеспечить структурной перестройкой экономики. Следующим средством повышения энергетической эффективности должна стать массовая реализация сначала организационных, а затем и технологических мер энергосбережения, то есть проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Для этого Россия располагает большим потенциалом.

    Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер экономии энергоресурсов способна понизить их расход в стране на 40-48 %, или на 360-430 млн т топлива в год. Большая и двоякая роль в этом отведена электроэнергетике. Во-первых, потенциал экономии электроэнергии в целом по России составляет более четверти ее современного потребления, что с учетом расхода топлива на ее производство составляет 20 % общего потенциала энергосбережения. Во-вторых, сегодня средний КПД электростанций (около 35 %) настолько ниже лучших технологических достижений (свыше 60 %), что в самом производстве электроэнергии возможности экономии топлива достигают 25 % общего потенциала энергосбережения. Таким образом, в целом совершенствование электроэнергетики призвано реализовать до 45 % всех организационно-технологических мер экономии энергоресурсов.  
      Вторая коренная задача программы реформирования - обеспечить ожидаемое наращивание потребления первичных энергоресурсов и их экспорт. При росте энергопотребления с темпом 1,5-1,7 % ежегодно и почти стабильном экспорте энергоресурсов (рост не более чем на 10 % за период) требования к наращиванию производственной базы энергетики на первый взгляд оказываются вполне приемлемыми - 11 % в период до 2010 г. и 23 % за весь период до 2020 г. Но специалисты предполагают, что в этот период потребуется восстановить до 80 % ресурсной базы и заменить не менее 70 % существующего оборудования.. Восстановление и наращивание производственной базы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) потребует огромных затрат - более 500 млрд долл. за 20-летний период.  

    Третья задача реформы - обеспечить энергетическую безопасность, потерей которой грозит стремительное скатывание страны к моногазовой структуре топливно-энергетического баланса. Доля природного газа в энергопотреблении России составляла 40 % в 1990 г., и за последние 10 лет она достигла 50 %. Если продолжится та же линия использования дешевого газа, то возникнет предельно опасная ситуация. Она уже четко обозначилась тем, что 80 % котельно-печного топлива (не включающего светлые нефтепродукты) в европейской части страны составляет газ, и при этом через Урал из Сибири в европейскую часть страны ежегодно подается почти 1 млрд т топлива. 

    3.2Реформирование  РАО ЕЭС 

    Реформа электроэнергетики в стране заканчивается  и с 1 июля 2008 года, когда РАО «ЕЭС России» как монополия прекращает свое существование. Реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России" станет логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой демонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность в качестве "государственной монополии" и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний.

    В соответствии с решениями совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России", реорганизация Общества проводится в два этапа:

  • Первый этап, в рамках которого из ОАО "РАО "ЕЭС России" выделены ОАО "ОГК-5" и ОАО "ТГК-5", завершен 3 сентября 2007 года. Эти компании были выбраны для обособления в ходе реорганизации, поскольку  в максимальной степени готовы к полноценному самостоятельному функционированию, а также реализации перспективных инвестиционных проектов  и успешному проведению эмиссий дополнительных акций.

    В ходе второго этапа (окончание – 1 июля 2008 г.) завершатся структурные преобразования активов энергохолдинга, произойдет обособление от ОАО РАО "ЕЭС России" всех компаний целевой структуры. В итоге она будет иметь вид указанный на рис.3; в ее состав будут входить следующие виды энергетических компаний:

    ФСК — Федеральная сетевая компания;

    МРСК  — межрегиональные распределительные  сетевые компании;

    МРСК-1 — компания, выделившаяся из РАО  «ЕЭС России» и владеющая акциями  МРСК;

    РСК — распределительные сетевые  компании;

    ОГК — оптовые генерирующие компании;

    ТГК — территориальные генерирующие компании;

    РГК — региональные генерирующие компании.

    

  • Рисунок 3. Целевая структура отрасли в 2008 г.

    Выбор двухэтапной схемы вызван необходимостью в ходе первой реорганизации оценить  способность крупных частных  генерирующих компаний самостоятельно привлекать инвестиции, управлять своим развитием, участвовать в работе оптового рынка электроэнергии, а для ТГК – и в сегменте тепловой энергии. Последовательное, в два этапа, реформирование ОАО РАО "ЕЭС России" также вызвано необходимостью отработки механизма реорганизации Общества. 

    3.3 Программа развития  электроэнергетики  и роль государства.

    Состояние энергетической отрасли требует  оперативных решений по корректировке  сложившейся ситуации. Среднесрочная  программа развития энергетики рассчитана на 5-7 лет и нацелена на развитие генерирующих мощностей и инфраструктуры для расшивки узких мест и обеспечения минимального инвестиционного задела на будущее, с учетом разрабатываемой Генеральной схемы размещения до 2020 года.  
 
В результате электроэнергетика должна превратиться из фактора, тормозящего рост экономики страны, в отрасль, обеспечивающую надежную энергетическую основу для устойчивого роста экономики. 
 
При формировании среднесрочной программы принимались во внимание только объекты, имеющие проектную проработку и обеспеченные строительными площадками, которые могут быть введены в строй к 2010 году. При этом, принимались во внимание и предварительные оценки инвестиций для необходимого задела до 2015 года. 
 
Оценка спроса для целей подготовки программы базируется на макроэкономических прогнозах развития экономики; на прогнозах энергетических компаний по территориальному изменению спроса, с учетом неравномерности регионального развития; на планах развития крупных предприятий, выявленных в ходе проводимого энергокомпаниями ежегодного анкетирования на базе заявок на присоединение новых мощностей. 
 
В качестве базового был принят сценарий среднего роста спроса на электроэнергию на 2,2% ежегодно до 2010 года. Этот прогноз следует считать консервативным, дающим минимальную оценку. Дополнительные сценарии будут проанализированы в процессе завершения работы над Генеральной схемой размещения до 2020 года. 
 
К 2010 году потребление электроэнергии по России в целом прогнозируется в объеме - 1045 млрд.кВт.ч.В синхронной зоне ЕЭС России спрос на электроэнергию к 2010 году достигнет 1029,9млрд.кВт.ч. 
 
Исходя из условий среднемноголетних зимних температур наружного воздуха, сформирован прогноз зимних максимумов нагрузки по ЕЭС и ОЭС России на период 2006-2010 годов.  

    Особое  внимание при прогнозировании уделено  ситуации, сложившейся в Москве, Санкт-Петербурге и Тюмени, где в  осенне-зимний период 2005-2006 годов был превышен исторический максимум потребления.  
 
В процессе разработки среднесрочной программы развития была поставлена задача оценить конкретные необходимые вводы, позволяющие достичь поставленных целей.  
 
Программа предусматривает комплексное развитие генерации и сетевой инфраструктуры.  
 
Новые генерирующие мощности, сетевые активы будут создаваться исключительно на основе современных технологий.  
 
Для поддержания баланса активной мощности с учетом потребности в расчетном резерве, прогнозируемой динамики действующих мощностей, объемов ограничений и "запертой" мощности требуется ввод до 2010 года новых генерирующих мощностей в объеме 21,8 ГВт. Для сравнения – за предыдущие пять лет, с 2001 по 2005 год, было введено 9 ГВт генерирующих мощностей.

    Программа развития сетевой инфраструктуры сформирована с учетом следующих критериев:  
- повышение надежности электроснабжения Московского, Ленинградского и Тюменского регионов;  
- обеспечение выдачи мощности новых генерирующих вводов;  
- снятие первоочередных сетевых ограничений и повышение надежности электроснабжения потребителей;  
- техническое перевооружение и реновация сетей. 
 
Программа развития сетевой инфраструктуры на 2007-2010 годы предусматривает строительство новых линий электропередачи и подстанций для обеспечения выдачи мощности строящихся объектов атомной, тепловой и гидрогенерации. 
 
Реализация разработанной программы позволит остановить процесс старения оборудования, а сохранение такой политики на ближайшие 10 лет позволит довести состояние магистральной сети до нормативного состояния, при котором средний уровень износа будет составлять порядка 40%. 
 
Среднесрочная программа развития распределительного сетевого комплекса направлена на решение двух основных проблем: высокого уровня износа основных средств, приводящего к повышенной аварийности и снижению надежности процесса передачи электроэнергии конечному потребителю и невозможности подключения новых потребителей из-за перегрузки центров питания.
 

    Реформа электроэнергетической отрасли  должна осуществляться при непосредственном участии и контроле государства  за ходом ее проведения. 
Принятие решений по отдельным направлениям реформирования и проведение государственной политики в этой области должно обеспечиваться Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а также представителями государства в органах управления энергокомпаний. 
При разработке нормативной базы приоритетными являются проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в параграф 6 Главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О естественных монополиях". 
Обеспечивая реализацию настоящих основных направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации, в развитие положений принимаемых федеральных законов Правительство Российской Федерации осуществляет: 
разработку и принятие комплексного нормативного акта, определяющего основы функционирования рынка электроэнергии; 
уточняет структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения на рынке электроэнергии, и деятельность его участников. 
Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с возложенными на них функциями по регулированию отношений на рынке электроэнергии обязаны обеспечить единство проводимой государственной политики и принятие нормативных актов по реформированию отрасли, руководствуясь настоящими Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации. 
Особую роль приобретает контроль государства за ходом проведения реформы, включая: 
контроль за соблюдением всеми участниками рынка электроэнергии требований федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в части поддержания договорной и финансовой дисциплины; 
контроль за соблюдением бюджетного законодательства при проведении расчетов за электроэнергию и оказываемые участникам рынка системные услуги; 
контроль за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами оптового рынка электроэнергии; 
контроль за соблюдением антимонопольного законодательства субъектами рынка.  
Заключение
 

    Энергетика  является основой развития производственных сил в любом государстве, обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики.

    На  данный момент электроэнергетика наряду с другими отраслями народного хозяйства рассматривается как часть единой народно-хозяйственной экономической системы. В настоящее время без электрической энергии наша жизнь немыслима. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйство, науку и космос. Без электроэнергии невозможно действие современных средств связи и развитие кибернетики, вычислительной и космической техники. Так же велико значение электроэнергии в сельском хозяйстве, транспортном комплексе и в быту. Представить без электроэнергии нашу жизнь невозможно. Столь широкое распространение объясняется ее специфическими свойствами:

  • возможностью превращаться практически во все другие виды энергии (тепловую, механическую, звуковую, световую и другие) с наименьшими потерями;
  • способностью относительно просто передаваться на значительные расстояния в больших количествах;
  • огромным скоростям протекания электромагнитных процессов;
  • способности к дроблению энергии и образование ее параметров (изменение напряжения, частоты).
  • невозможностью и, соответственно, ненужностью ее складирования или накопления.

    Основным  потребителем электроэнергии остается промышленность, хотя ее удельный вес  в общем полезном потреблении  электроэнергии значительно снижается. Электрическая энергия в промышленности применяется для приведения в действие различных механизмов и непосредственно в технологических процессах. В настоящее время коэффициент электрификации силового привода в промышленности составляет 80%. При этом около 1/3 электроэнергии расходуется непосредственно на технологические нужды. Отрасли, зачастую не использующие электроэнергию напрямую для своих технологических процессов являются крупнейшими потребителями электроэнергии.

    В результате исследования были выявлены следующие проблемы:

  • Проблема физического и морального старения оборудования электростанций и электрических сетей.

Информация о работе Электроэнергетика России и ее значение для экономики страны