Этапы и механизм реализации Стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ тенденций развития мировой экономики 5
1.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 5
1.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 6
1.3 Цель, задачи и принципы осуществления Стратегии 11
Глава 2 Методы определения приоритетов индустриально-инновационной политики 14
2.1 Инициативы по координации инвестиций 14
2.2 Инициативы по развитию делового сотрудничества 14
Глава 3 Казахстанский инвестиционный фонд 15
3.1 Банк Развития Казахстана 16
3.2 Инновационный фонд 16
Глава 4 Государственное регулирование 18
4.1 Тарифная политика и защита конкуренции 18
4.1.1 Защита конкуренции 18
4.1.2 Тарифная ставка 18
4.2 Экологическая политика 19
Глава 5 Этапы и механизм реализации Стратегии 23
5.1 Этапы реализации 23
5.2 Механизм реализации 25
Список используемой литературы
Приложении

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 567.00 Кб (Скачать)

     Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике  

     1.3 Цель, задачи и принципы осуществления Стратегии

     Под индустриальной политикой понимается комплекс мер, посредством которых  государство создает благоприятные  условия и оказывает поддержку  предпринимательству для формирования конкурентоспособной и эффективной национальной промышленности.

     Стратегия индустриально-инновационного развития должна обеспечить достижение целей, определенных в Стратегическом плане развития Республики Казахстан на период до 2010 года, а также создать основы формирования в последующие годы казахстанской экономики сервисно-технологической направленности.

     Главной целью Стратегии является достижение устойчивого развития страны путем  диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

     Производство  конкурентоспособных и экспортоориентированных  товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг  является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

     Под конкурентоспособностью понимается способность  казахстанских предприятий производить  продукцию на экспорт. Другими словами, продукция обрабатывающей промышленности должна соответствовать аналогичным мировым стандартам и быть конкурентоспособной по цене.

     Развитие  сырьевого сектора экономики  будет осуществляться по соответствующим  отраслевым и секторальным программам Правительства.

     Задачи  Стратегии состоят в следующем:

     - обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;

     - повышение производительности основных  фондов обрабатывающей промышленности;

     - создание предпринимательского  климата, структуры и содержание  общественных институтов, которые  будут стимулировать частный  сектор и совершенствовать конкурентное  преимущество, осваивать элементы  в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

     - стимулирование создания наукоемких  и высокотехнологичных экспортоориентированных  производств; 

     - диверсификация экспортного потенциала  страны в пользу товаров и  услуг с высокой добавленной стоимостью;

     - переход к мировым стандартам  качества;

     - наращивание интеграции с региональной  и мировой экономикой с включением  в мировые научно-технические  и инновационные процессы.

     Стратегия базируется на следующих принципах:

     - партнерство с частным сектором;

     - направленность инвестиционных  и инновационных предложений  на повышение конкурентоспособности  товаров и услуг, производимых  в несырьевых отраслях промышленности;

     - государственная финансовая и  иная поддержка реализации проектов, направленных на модернизацию промышленности, гласность и транспарентность процедур по ее оказанию;

     - комплексный характер мер государственной  поддержки отраслей, обеспечивающих  развитие цепочки добавленных  стоимостей;

     - обеспечение равных конкурентных  условий и здоровой конкурентной среды;

     - отказ от всяких льгот и  преференций индивидуального характера; 

     - нацеленность индустриальной политики  на формирование конкурентных  преимуществ. 

     Решение поставленных целей и задач при  соблюдении выделенных принципов и  серьезных качественных изменениях структуры экономики, ее диверсификации позволит достичь устойчивого экономического развития в Казахстане.

     Определение приоритетов индустриально-инновационной  политики

     Приоритетами  индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств.

     Данный  подход не закрывает для предпринимателей различных отраслей экономики путь к техническому и организационному совершенствованию действующих  производств и созданию новых  видов продукции экспортной ориентации.

     Конкретные  предложения должны возникать в  частном секторе, а банки второго  уровня и создаваемые инвестиционные государственные институты развития на основе специальных методик будут  анализировать предложения в  целях их потенциальной реализации в партнерстве с частным сектором. К работе по оценке предложений будут привлекаться отечественные и иностранные специалисты.

     Законодательство  стран с рыночной экономикой, в  том числе и Республики Казахстан, запрещает направлять бюджетные средства на оказание финансовой и инвестиционной поддержки частным предприятиям. В соответствии с этим финансовая поддержка конкретных частных компаний расценивается как проявление государственной коррупции. Практика показала правильность данного подхода.

     Как правило, государство не может и  не должно заниматься непосредственной финансовой поддержкой конкретных компаний, но оно может и должно выступать  катализатором и инициатором  в вопросах повышения конкурентоспособности  экономики и способствовать модернизации частных предприятий, вовлекая их в инновационные процессы и тем самым создавая и улучшая производственный и конкурентный потенциал.  

 

      2 Методы определения приоритетов индустриально-инновационной политики

     Мировая практика показывает, что государство с рыночной экономикой может сотрудничать с частным сектором в осуществлении структурных преобразований в экономике. Наиболее удачные примеры этого сотрудничества имеются в Японии, Южной Корее, Малайзии и других странах, сделавших за последние тридцать лет крупный прорыв в области своего экономического развития.

     Современный Китай также проводит политику сотрудничества с частным сектором в области  развития стратегических направлений  индустриального развития.

     Исследования  Всемирного Банка показывают, что все подходы к государственной индустриальной политике могут быть сведены к трем категориям: координация инвестиций, развитие делового сотрудничества и замещение рынка.

     2.1 Инициативы по координации инвестиций

     В условиях недостаточно развитых рынков фирмы не в состоянии оценить величину спроса на новую и более качественную продукцию, которая будет создаваться по мере расширения производства. Государство берет на себя функцию координатора инвестиций, которые лишь при совместном осуществлении инвестиционных проектов приносят компаниям выгоду.

     Следование  этой модели координации инвестиций предполагает наличие у государственных  и частных институтов определенного  потенциала, что недоступно для большинства  развивающихся стран.

     2.2 Инициативы по развитию делового сотрудничества

     Инициативы  в рамках активной государственной  политики по деловому сотрудничеству могут быть нацелены непосредственно  на укрепление деловых контактов  с предпринимателями в следующих  направлениях:

     - специализированные категории покупателей формируют новые рыночные ниши и являются источником информации по стандартам продукции;

     - поставщики оборудования передают  вместе с ним производственный  опыт;

     - поставщики ресурсов способствуют  появлению новых идей и методов  производства, а конкуренты представляют собой богатый источник новых идей.

     Группы  фирм, покупателей, поставщиков оборудования и ресурсов, услуг, отраслевые ассоциации, конструкторские бюро и другие специализированные организации, работающие на принципах  кооперации, действуют совместно в рамках одного и того же региона.

     Странам с недостаточно развитым рынком может  потребоваться катализатор (по своей  природе он может быть государственным  или частным) для приведения в  движение кумулятивного процесса углубления рынка и развития делового сотрудничества.  
 

     3 Казахстанский инвестиционный фонд

     Целью Казахстанского инвестиционного фонда (КИФ) является оказание финансовой поддержки  инициативам частного сектора в  несырьевом секторе экономики путем  долевого и неконтрольного участия  в уставном капитале предприятий как в Казахстане, так и за рубежом.

     Необходимость создания КИФ обусловлена неразвитостью  фондового рынка, низкой капитализацией отечественных компаний, а также  отсутствием на отечественном рынке  адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность. Создание КИФ станет сигналом для финансового сектора о необходимости перехода к качественно новому уровню функционирования. Партнерство КИФ с банками и другими финансовыми институтами станет активным толчком для развития новых производств и фондового рынка.

     По  мере появления частных инвестиционных фондов роль КИФ как государственного финансового института будет  сокращаться. КИФ будет приватизирован, когда на финансовом рынке возникнет 3-5 равнозначных частных инвестиционных фондов.

     Решение об оказании финансовой поддержки будет  осуществляться после комплексного анализа по методологии ЦДС и  выявления наиболее важных элементов  цепочки. Если выводы анализа ЦДС  будут показывать на необходимость  создания ряда производств в ЦДС, то будет поощряться создание всех необходимых ключевых производств. Анализ по методологии ЦДС должен также осуществляться в технологическом и иных важных для проекта аспектах. При этом одним из первоочередных критериев оценки проектов будет являться их коммерческая окупаемость.

     Другими критериями оценки будут экспортоориентированность  или направленность проекта на замещение  импорта. Предметом анализа должны стать все инициативы частного сектора, относящиеся к несырьевому сектору экономики.

     Для облегчения финансирования проектов в  случае недостаточности средств  у частного сектора КИФ будет  осуществлять софинансирование путем  участия в уставном капитале (выкупе акций), но без получения контрольного пакета. Более того, должно быть установлено четкое положение, что государственный пакет будет продан после реализации проекта.

     Это даст возможность КИФ содействовать  не только созданию новых производств, в том числе и высокотехнологичных, но и развитию рынка ценных бумаг.

     КИФ должен работать в полной кооперации с Банком Развития Казахстана. Эти два института должны дополнять друг друга в работе по финансированию проектов через кредитование и первоначальное размещение капитала.

     В ближайшей и среднесрочной перспективе  будет рассмотрен вопрос о привлечении к деятельности КИФ зарубежных специализированных финансовых организаций. Сотрудничество будет осуществляться как в направлении привлечения зарубежных специалистов, так и участия в уставном капитале КИФ.

     3.1 Банк Развития Казахстана

     Основной задачей Банка Развития Казахстана будет финансовая поддержка инициатив частного сектора и государства (в части инфраструктурных проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами.

Информация о работе Этапы и механизм реализации Стратегии