Этапы и механизм реализации Стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ тенденций развития мировой экономики 5
1.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 5
1.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 6
1.3 Цель, задачи и принципы осуществления Стратегии 11
Глава 2 Методы определения приоритетов индустриально-инновационной политики 14
2.1 Инициативы по координации инвестиций 14
2.2 Инициативы по развитию делового сотрудничества 14
Глава 3 Казахстанский инвестиционный фонд 15
3.1 Банк Развития Казахстана 16
3.2 Инновационный фонд 16
Глава 4 Государственное регулирование 18
4.1 Тарифная политика и защита конкуренции 18
4.1.1 Защита конкуренции 18
4.1.2 Тарифная ставка 18
4.2 Экологическая политика 19
Глава 5 Этапы и механизм реализации Стратегии 23
5.1 Этапы реализации 23
5.2 Механизм реализации 25
Список используемой литературы
Приложении

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 567.00 Кб (Скачать)

     Функционирование  Банка Развития Казахстана обусловлено  тем, что финансовая система не может  обеспечить предоставление долгосрочных и низкопроцентных кредитов экономике в силу значительных рисков и необходимости понижения процентных ставок в банковской системе. По мере того, как частный сектор будет способен в полной мере обеспечить эту функцию, Банк Развития Казахстана будет фокусировать свою деятельность в большей мере на инфраструктурных, социальных и региональных проектах.

     Решение об оказании такой финансовой поддержки  будет осуществляться после комплексного анализа по методологии ЦДС и  выявления наиболее важных элементов  цепочки. Анализ по методологии ЦДС должен также осуществляться в технологическом и иных важных для проекта аспектах. При этом одним из первоочередных критериев оценки проектов будет являться их коммерческая окупаемость.

     В ближайшей перспективе будет  осуществляться институциональное  укрепление Банка Развития Казахстана, предполагающее увеличение уставного  капитала, возможность создания дочерних специализированных финансовых организаций, в частности лизинговых. Кроме  того, Банку Развития Казахстана, возможно, будет предоставлено право финансирования проектов за пределами Республики Казахстан.  

     3.2 Инновационный фонд

     Инновационный фонд призван стимулировать венчурную  функцию рыночной экономики, которая  в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция особенно важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей экономики, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие. Таким образом, главной целью деятельности фонда должно стать содействие росту инновационной активности, развитию высокотехнологичных и наукоемких производств в Республике Казахстан.

     Создание  Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных  и рыночных механизмов внедрения  инноваций, присущую всем странам постсоветского пространства.

     Данная  проблема лежит в двух плоскостях. Во-первых, это необходимость внедрения  уже разработанных инноваций. Во-вторых, это финансирование прикладных научных  исследований и опытно-конструкторских  работ для разработки новых инноваций.

     Для решения данной проблемы основные усилия Инновационного фонда должны быть направлены на стимулирование и развитие венчурного финансирования в Казахстане со стороны  частного сектора и создание инновационной  инфраструктуры. На первоначальном этапе своей деятельности Инновационный фонд будет совместно с отечественными и иностранными партнерами осуществлять финансирование инновационных проектов и создавать венчурные фонды.

     По  мере возникновения и роста отечественного венчурного капитала Инновационный фонд будет сокращать деятельность по финансированию венчурных проектов и концентрировать свою активность на укреплении инновационной инфрастуктуры и финансировании прикладных научных исследований.

     Основными задачами фонда будут:

     - участие в создании элементов  инновационной инфраструктуры (технополисов  и технопарков, информационно-аналитических  центров и т.д.);

     - создание венчурных фондов совместно  с отечественными и крупными  венчурными инвесторами мирового  уровня;

     - участие в уставном капитале создаваемых и действующих предприятий с целью производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, разработки новых технологий;

     - финансирование отдельных научных  исследований и опытно-конструкторских  работ, направленных на создание  новых технологий, товаров, услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта и технологического развития экономики, путем предоставления грантов.

     Решение о выделении грантов Инновационным  фондом должно осуществляться только после проведения независимой научно-технической экспертизы с привлечением зарубежных ученых. Научные исследования, выбранные для финансирования, должны в целом соответствовать проектам в рамках финансирования через КИФ и Банк Развития Казахстана.

     Учитывая неразвитость венчурных институтов в стране, на первом этапе реализации Стратегии необходимо разработать и принять адекватную законодательную базу для стимулирования и регулирования венчурной деятельности.

     Зарубежный  опыт показывает, что в системе  генерации новых знаний все виды научных исследований имеют одинаковое значение и отдавать специальный приоритет только прикладным научным исследованиям нецелесообразно. Кроме того, повышение производительности труда и капитала, а значит, и конкурентоспособности экономики, невозможно без создания и укрепления собственного научно-технического потенциала.

     Поэтому финансирование фундаментальных научных  исследований будет осуществляться из государственного бюджета.

     4 Государственное регулирование

     4.1 Тарифная политика и защита конкуренции

     4.1.1 Защита конкуренции

     Конкуренция – главный механизм эффективного развития и функционирования экономики. Создание условий для эффективной  конкуренции, поддержка и защита добросовестной конкуренции должны способствовать реализации основных целей индустриальной и инновационной политики государства – диверсификации экономики и модернизации промышленности.

     Основой формирования конкурентной среды на товарных рынках являются разумная инвестиционная политика, а также биржевая торговля.

     Государственная политика в области конкуренции  направлена на решение проблем недопущения  недобросовестной конкуренции, чрезмерной концентрации и роста ограничительной  практики.

     Основными направлениями конкурентной политики будут:

     - недопущение злоупотреблений субъектами рынка, занимающими доминирующее положение, путем пресечения действий монополистов по: установлению монопольных цен, необоснованному сокращению производства и поставки монопольных товаров и услуг, включению в договоры дискриминирующих условий, созданию препятствий для входа на товарные и финансовые рынки другим предприятиям, а также осуществление контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией субъектов рынка и их объединений, приобретением акций (долей, паев) в уставном капитале субъектов рынка;

     - запрещение недобросовестной конкуренции  и антиконкурентных соглашений, устранение или ограничение конкуренции  путем пресечения согласованных  действий между конкурентами, направленных  на установление единых цен  и тарифов, раздел рынка по  территориальному принципу, ограничение доступа на рынок потенциальным конкурентам или сговор между конкурирующими субъектами рынка;

     - недопущение необоснованного вмешательства  государственных органов в предпринимательскую  деятельность. Пресечение действий  государственных органов, направленных на ограничение конкуренции путем предоставления льгот отдельным предприятиям, дачи указаний хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров и услуг определенному кругу покупателей, заказчиков.

     4.1.2 Тарифная ставка

     В целях успешной реализации Стратегии необходимо отказаться от существующей на сегодняшний день политики искусственного сдерживания тарифов и перейти к политике гибкого тарифного регулирования, направленного на достижение баланса интересов всех участников сферы естественных монополий: самих субъектов и потребителей их услуг.

     Сегодня развитие промышленного комплекса  невозможно без опережающего роста  сферы естественной монополии, которая  является инфраструктурой экономики.

     Современное состояние сферы естественных монополий характеризуется высокой степенью изношенности основных средств и оборудования.

     Практически во всех ее сферах уровень старения как морального, так и физического  достиг критического предела.

     Использование морально устаревшего оборудования приводит к снижению объёмов, ухудшению качества предоставляемых услуг и созданию аварийных ситуаций.

     Кроме того, недостаточность собственных  оборотных средств не позволяет  осуществить должные капиталовложения (инвестиции), направленные на замену оборудования. Обновление основных фондов является одним из главных факторов эффективности их использования, улучшения качественных характеристик оказываемых услуг и, в конечном итоге, экономического подъёма, устойчивого развития индустрии страны.

     Сегодня методы тарифного регулирования должны обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу естественной монополии и достижения опережающих темпов роста данного сектора экономики, основанного на модернизации производства.

     Поэтому для обеспечения устойчивого развития индустрии, функционирования субъектов естественных монополий, улучшения качества оказываемых ими услуг, снижения себестоимости и стабильности уровня тарифов на услуги необходимо дальнейшее совершенствование тарифной политики путем:

     - внедрения новых методов тарифообразования, стимулирующих инвестиции и обеспечивающих стабильность тарифов в среднесрочном периоде;

     - введения международных стандартов  учета и соответственно методов  раздельного учета затрат по  видам услуг и элементам затрат;

     - создания информационной базы  данных для анализа влияния  деятельности естественных монополий  на потребителей.

     Полномасштабная реализация данных мероприятий и  введение новых методов тарифообразования  должны обеспечить стимулирование инвестиций в предприятия, действующие в сфере естественной монополии, для их модернизации и внедрения новых ресурсосберегающих и малозатратных технологий, их возвратность и стабильность тарифов в перспективе до 5 лет.

     4.2 Экологическая политика

     Экологическая политика государства будет направлена на экологизацию промышленности.

     Охрана  окружающей среды является стратегической задачей, результат решения которой  влияет на все сферы экономики, а  также на политическое и социальное положение государства. Успех всех социально-экономических преобразований напрямую зависит от государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

     Состояние окружающей среды в республике остается неудовлетворительным, и основным фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье населения, является загрязнение воздуха, почвы и воды. Значительно усиливает этот фактор прогрессирующее накопление промышленных и бытовых отходов, загрязненных стоков.

     Присутствие в стране производств с устаревшими  технологиями дает основание предполагать, что уменьшения эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду в ближайшее время не произойдет.

     Восстановление  и развитие отраслей экономики должно осуществляться при стабилизации на одном уровне объемов выбросов и  сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Поэтому при разработке любых отраслевых программ развития промышленности, градостроительных и других масштабных программ обязательно должны рассматриваться вопросы оценки воздействия на окружающую среду. Таким образом должны осуществляться экологизация экономики и совершенствование системы управления окружающей средой.

     Для улучшения качества окружающей среды, регулирования процесса природопользования, адекватного потребностям общества, необходимо стабилизировать уровень  выбросов, сбросов и накопления отходов при росте производства и в дальнейшем, сохраняя это условие, последовательно осуществлять конкретные мероприятия по восстановлению объектов окружающей среды. Это, безусловно, потребует приведения действующего природоохранного законодательства в соответствие с международными требованиями.

     Для максимального сближения взаимных интересов экономики и экологии необходимо изменение экспортной политики, развитие высокотехнологичных производств, создание производств, менее емких по использованию природных ресурсов и наносящих минимальный ущерб окружающей среде.

     Для комплексного решения проблемы экологической  безопасности необходимо внедрять в  практику международные стандарты  ИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» с введением процедуры обязательного экологического аудита для предприятий, сверхнормативно загрязняющих окружающую среду.

Информация о работе Этапы и механизм реализации Стратегии