Этапы и механизм реализации Стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ тенденций развития мировой экономики 5
1.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 5
1.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 6
1.3 Цель, задачи и принципы осуществления Стратегии 11
Глава 2 Методы определения приоритетов индустриально-инновационной политики 14
2.1 Инициативы по координации инвестиций 14
2.2 Инициативы по развитию делового сотрудничества 14
Глава 3 Казахстанский инвестиционный фонд 15
3.1 Банк Развития Казахстана 16
3.2 Инновационный фонд 16
Глава 4 Государственное регулирование 18
4.1 Тарифная политика и защита конкуренции 18
4.1.1 Защита конкуренции 18
4.1.2 Тарифная ставка 18
4.2 Экологическая политика 19
Глава 5 Этапы и механизм реализации Стратегии 23
5.1 Этапы реализации 23
5.2 Механизм реализации 25
Список используемой литературы
Приложении

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 567.00 Кб (Скачать)

     Использование системы управления окружающей средой по ИСО серии 14000 будет способствовать улучшению природоохранного законодательства, стимулировать рациональное использование природных ресурсов, способствовать выполнению экологических обязательств промышленными предприятиями и в итоге вступлению в ВТО, с которым связано решение многих проблем по импорту и экспорту продукции.

     Экономическое развитие, построенное на получении  высокотехнологичной продукции, товаров, услуг, обеспечит снижение нагрузки на окружающую среду.

     Во  всех экономических действиях должен быть принцип рационального использования  природных ресурсов. Безотходные технологии должны поощряться государством.

     Воздушный бассейнВысокое загрязнение воздушного бассейна городов республики обусловлено  выбросами вредных веществ от загрязнителей - предприятий металлургической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также климатическими условиями, неблагоприятными для рассеивания примесей.

     Значительное  загрязнение воздушного бассейна городов  республики происходит от использования  автомобильного транспорта.

     Для предотвращения и ликвидации отрицательного антропогенного воздействия на окружающую природную среду, создания нормальной среды обитания человека необходима в первую очередь достоверная, объективная и своевременная оценка экологического состояния в стране. Только в этом случае возможно обоснованное принятие решений по регулированию качества природной среды.

     Проблемы  безопасности, имеющие глобальный социальный характер, наиболее ярко проявились в  нефтеперерабатывающей отрасли. К  началу 1999 года человечество сожгло около 90 млрд.т нефти. При этом следует отметить, что нефтеперерабатывающая промышленность использует в производстве невозобновляемые сырьевые источники, что приводит к дополнительному нагреву поверхности атмосферы Земли, развитию парникового эффекта, уменьшению озонового слоя, предохраняющего биосферу Земли от поступления дополнительной солнечной энергии.

     Решение этой проблемы требует в первую очередь  углубленной переработки сырья, что приведет к рациональному  его использованию. А также в  случае ратификации Республикой Казахстан Киотского протокола создание для страны возможности торговать квотами на выбросы парниковых газов, что в настоящее время вполне реально.

     Водные  ресурсы. Качественное состояние всех водных объектов республики остается неудовлетворительным. Основные загрязнения поступают в водные объекты со сбросами от предприятий нефтехимической, машиностроительной отраслей промышленности и цветной металлургии.

     Учитывая  острую потребность соседних государств в ресурсах, имеющихся в Казахстане, и транзитный потенциал страны, необходимо искать комплексное компромиссное решение проблемы использования трансграничных вод.

     Воды  рек поступают на территорию нашей  страны уже загрязненными с территории Китая, Кыргызстана, Узбекистана. Ни одна из этих стран не присоединилась к Конвенции по трансграничному загрязнению водных ресурсов. Недостаточно эти вопросы отражаются и в двусторонних договорах с данными странами, в которые необходимо включать положения по совместному мониторингу и предотвращению загрязнения трансграничных водных ресурсов.

     Возвратные  воды являются основным источником загрязнения  природных вод и окружающей среды, утилизация и очистка их не получили пока решения. Объем возвратных вод  составляет около 4,0 куб.км, возвращаемый в водоисточники не превышает 2,0 куб.км, остальной сток рассеивается или теряется.

     Для охраны и рационального использования  водных ресурсов необходимо:

     - использование передовых зарубежных  и отечественных технологий и  опыта по очистке загрязненных  вод, предотвращению истощения, засорения и загрязнения вод;

     - использование имеющегося хозяйственного  потенциала, кадров, проектных и  научных проработок;

     - ограничение темпов и объемов  развития водоемких производств  в остродефицитных по воде  регионах;

     - повсеместное внедрение водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водопользования;

     - осуществление мер по снижению  удельного водопотребления на  единицу продукции в промышленности;

     - снижение эксплуатационных потерь  воды в сфере водопользования;  оснащение водохозяйственных систем современными средствами водоизмерения и водорегулирования;

     - разработка показателей использования  вод и сбросов с жестким  нормированием и последующим  переходом от нормирования сбросов  к их исключению. Строительство  новых предприятий должно осуществляться с полным исключением сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

     Управление  отходами. Использование природных  ресурсов регионов страны крайне неэффективно.

     Практически отсутствует система управления отходами производства и потребления, в том числе опасными и радиоактивными, несовершенство системы сбора, хранения, утилизации и переработки бытовых отходов приводит к загрязнению природной среды.

     В связи с этим требуется осуществить  мониторинг отходов производства и  потребления, оценить воздействие захоронений вредных отходов на окружающую среду.

     Необходимо  активно внедрять ресурсо- и энергосберегающие  технологии, стимулировать деятельность по переработке и использованию  отходов.

     Необходимы  формирование и реализация программ экологической сертификации жизненного цикла продукции и совершенствования платежей.

     Создание  замкнутых технологических циклов с комплексным использованием сырья  и отходов позволит производить  конкурентоспособную продукцию, утилизировать  ценные компоненты и одновременно уменьшить нагрузку на окружающую среду.

     Механизмы взаимоотношений государства и  частного сектора 

     Как отмечалось ранее, исходя из мирового опыта, основной упор при реализации Стратегии будет сделан на осуществление  инициатив по координации инвестиций и развитие делового сотрудничества. Финансовая поддержка будет оказываться только на принципах долевого (неконтрольного) участия через институты развития. При этом частный сектор, включая банки второго уровня, должен брать на себя основные риски.

     Взаимоотношения государства с частным сектором будут основываться на принципах партнерства, равного доступа к государственной поддержке и транспарентности. Для установления и поддержки постоянного диалога между государством и частным сектором относительно обсуждения хода реализации Стратегии и выработки предложений для ее совершенствования на периодичной основе будут проводиться семинары, форумы и конференции. Организаторами этих мероприятий будут в первую очередь институты развития.

     Государство будет также содействовать функционированию общественных объединений предпринимателей, являющихся посредником между государством и предпринимателями.

     Функционирование  государственных органов и институтов развития будет полностью нацелено на реализацию Стратегии и предоставление качественных услуг в пределах их компетенции.  

     5 Этапы и механизм реализации Стратегии

     5.1 Этапы реализации

     В целом реализация Стратегии будет  осуществляться в три этапа: первый – 2003-2005 гг., второй – 2006-2010 гг., третий – 2011-2015 гг.

     Первый этап (2003-2005 годы) будет связан главным образом с реализацией мероприятий подготовительного характера. В целях успешной реализации Стратегии предполагаются внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан, выработка новых законов, создание государственных институтов, обеспечивающих участие государства в инвестиционных и инновационных проектах, подготовка специалистов по проведению анализа ЦДС, определение эффективных проектов, реализуемых с участием государства.

     В этот период планируется внести изменения  в действующее законодательство Республики Казахстан относительно существенного снижения налогового бремени, присоединение Казахстана к Метрической конвенции и  вступление в Международную электротехническую комиссию и т.п.

     На  этом этапе необходимо сформировать капитал предполагаемых к созданию фондов, увеличить уставный капитал  Банка Развития, значительно усовершенствовать  государственную систему инвестирования проектов.

     Предполагается  начать реформы в области развития науки, образования и подготовки профессиональных кадров, сориентировав их на индустриально-инновационное развитие, совершенствовать стандартизацию и сертификацию, завершить процесс вступления Казахстана в ВТО.

     Развитие  экономики в этом периоде будет  происходить в соответствии с прогнозом индикативного плана.

     По  прогнозу на 2003-2005 годы, с учетом фактической  динамики ВВП в прошлые годы будет  обеспечиваться достижение стратегической цели, связанной с удвоением ВВП.

     Прогнозируемое исполнение графика по удвоению ВВП в 2010 году по сравнению с 2000 годом (в %)

     

     Источник: Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по статистике

     Одновременно  с количественным ростом производства традиционных товаров и услуг для экспорта и внутреннего потребления в планируемом периоде необходимо заложить основы для обеспечения устойчивого развития экономики за счет модернизации промышленности и аграрного сектора, коренного изменения всего инвестиционно-строительного цикла работ.

     В среднесрочном периоде необходимо продолжить структурно-институциональное  развитие систем научной и научно-технической  деятельности, образования, здравоохранения, системы оплаты труда государственных  служащих и работников бюджетных  организаций, совершенствование межбюджетных отношений, развитие и либерализацию финансового сектора. Должна быть заложена основа эффективной инновационной инфраструктуры.

     Как и в последние годы, рост производства товаров и услуг будет обеспечиваться за счет опережающего развития горнодобывающей промышленности, и прежде всего за счет наращивания добычи нефти и газа. В этой ситуации макроэкономическая политика должна быть ориентирована на обеспечение низкой инфляции, создание стимулирующих условий для увеличения экспорта и притока прямых инвестиций в экономику Казахстана.

     В соответствии с этим монетарная политика должна обеспечивать среднегодовой  рост инфляции между 5,5 и 4%. Девальвация  тенге по отношению к доллару  США при благоприятной для  Казахстана конъюнктуре цен на нефть соответственно должна колебаться между 4,5 и 3% в год.

     Второй  этап (2006-2010 годы) станет периодом активной реализации мероприятий Стратегии  во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания мощностей на основе достижений науки и техники по международным стандартам, а также подготовки нужных специалистов.

     Будет в основном сформирована научно-инновационная  инфраструктура.

     Финансовые  ресурсы частного сектора, иностранных  инвесторов, государственного бюджета  и финансовых институтов государства будут работать в едином направлении и комплексно решать проблемы развития инфраструктуры, реконструкции, расширения действующих предприятий и создания новых производств. При этом будет обеспечиваться пропорциональное развитие крупных, средних и малых предприятий.

     С учетом норм строительства некоторые  предприятия уже получат первые результаты от реализации Стратегии.

     Будет начата реализация многих проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.

     Несмотря  на некоторый прогресс в области  диверсификации экономики, развитие экономики  будет обеспечиваться в основном за счет прироста добычи и экспорта нефти и газа.

Информация о работе Этапы и механизм реализации Стратегии