Этапы становления экономики труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

Фундаментальными закономерностями экономической жизни человечества есть поступательное развитие общественного производства, его постоянное совершенствование, основанное на прогрессе науки и техники. Наука - это особый вид человеческой деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении. Техника - совокупность средств труда, используемых в производственных целях и для удовлетворения личных потребностей человека.

Содержание

1.Эволюция труда как фактора производства………………………………..3

2.Общие понятия об экономике труда………………………………………..6

3. Этапы становления экономики труда……………………………………....8

4.Формирование научных основ экономики труда………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат 1.docx

— 48.12 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

1.Эволюция труда как  фактора производства………………………………..3

 

2.Общие понятия об экономике труда………………………………………..6

 

3. Этапы становления экономики  труда……………………………………....8

 

4.Формирование научных основ экономики труда………………………….10

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюция труда как фактора производства

 

Фундаментальными закономерностями экономической жизни человечества есть поступательное развитие общественного  производства, его постоянное совершенствование, основанное на прогрессе науки и техники. Наука - это особый вид человеческой деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении. Техника - совокупность средств труда, используемых в производственных целях и для удовлетворения личных потребностей человека.

Научно-технический прогресс является непрерывным процессом  развития науки, техники, технологии, производства и потребления; в рамках этого  процесса новые знания превращаются в новые средства труда, удовлетворение одних потребностей порождает другие, возникают новые идеи и разработки, создаются совершенные техника и технология, предметы потребления. Эти процессы формируют предпосылки для дальнейших количественных и качественных сдвигов в сфере научных исследований, технических разработок, производства и потребления. Научно-технический прогресс осуществляется в эволюционной (техника и технология совершенствуются на основе уже известных научных знаний) и революционной (переход к технике и технологии, основанные на принципиально новых научных идеях) формах. Когда изобретения и внедрения в производство принципиально новых научно-технических разработок приводят к существенным изменениям в трудовом процессе, расширение производительных возможностей человечества, тогда речь идет о таком явлении как научно-техническая революция.

Научно-техническая революция  является качественным скачком в  развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в научных  знаниях. Такие сдвиги происходят регулярно, и последний из них начался с развитием и распространением компьютерной техники и глобальной сети Internet. Главными особенностями современной научно-технической революции является универсальность, комплексность.

Под влиянием научно-технического прогресса меняются все составляющие производственного процесса, в частности изменения в предметах труда выражаются в применении новых синтетических материалов со специально сконструированной ими свойствами, преобразования в средствах труда и знаниях, связанные с появлением автоматической техники и компьютерных технологий . Меняется и сам труд человека: его содержание и харакер.

Сдвиги в содержании труда  под влиянием научно-технической  революции касаются всех ее элементов. Так, автоматизация и компьютеризация существенно расширяют производственные возможности работников, повышают плодотворность их усилий, то есть происходит развитие производительной силы труда.

Что касается влияния НТР на интенсивность труда, то замена ручного труда механизированным и автоматизированным не всегда приводит к уменьшению объема затрат труда на единицу времени.

Технический прогресс предполагает вытеснение человека из непосредственного  процесса производства, переход от преимущественно физического к  умственному труду. Рост сложности труда требует от работников повышение профессиональной и общеобразовательной подготовки, развития широкого спектра личных и деловых качеств. Изменяется и содержание понятия "квалификация": сейчас первостепенное значение имеют не физическая сила и выносливость, и даже не уровень узкоспециализированной подготовки, а знание технологического процесса, самостоятельность и осознанность действий, способность к овладению новой информацией и быстрого перехода к новым видам деятельности.

Такие революционные изменения  закрепляют новую роль человека в  производстве, из простого элемента производственного процесса он превращается в творца и организатора этого процесса. С передачей рутинных исполнительных функций машинам, человек имеет возможность включиться в производственный процесс как активная творческая сила. Учитывая это, к основным факторам трансформации социально-трудовых отношений можно отнести изменения в структуре и качестве рабочей силы.

Это предполагает и увеличение времени, и использование всех возможностей профессиональной подготовки кадров, их переподготовки и повышения квалификации, поскольку работа значительно усложняется, а работник должен понимать сущность технологических процессов, уметь работать с дорогим и сложным оборудованием, и развивать различные личностные и деловые качества. Воля, инициативность, творческий подход, сознательное участие в управлении, стремление к совершенствованию процесса труда, восприятия изменений на производстве, самостоятельность, развитое чувство долга, коммуникабельность - главные составляющие производственного процесса. Индивидуальность человека становится его важнейшим экономическим свойством.

Под влиянием научно-технической  революции также изменяется и  характер труда человека, поскольку  труд является не только естественным, но и общественным явлением. Общественный характер труда подвергался изменениям в процессе исторического развития, начиная от зарождения человеческой цивилизации и эпохи натурального хозяйства, когда труд имел коллективный характер в рамках определенных социальных групп, использовались преимущественно ручные орудия труда, а с повышением степени разделения труда он становился все более общественным. В условиях товарного производства характер труда становится косвенно общественным под влиянием усиления кооперации, применение машин и функционирования рынка в рамках национальной экономики. Непосредственно общественный характер труд приобрел в условиях расширения различного вида прямых кооперационных связей на национальном и международном уровнях, широкого использования компьютерной техники, технологического разделения труда, функциональной специализации на межпроизводственные уровне и целенаправленного регулирования трудовых отношений как на национальном, так и на интернациональном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие понятия об экономике труда

 

1)Экономика труда — это динамичная общественно-организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.

Как наука экономика труда изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов. Понятие труд является ключевым при изучении данного предмета.

Экономика труда занимается подробным анализом рынка труда, трудовых ресурсов и занятости, долгосрочным анализом трудовых отношений, исследует доходы работников и оплату труда, изучает проблемы производительности и эффективности труда, разрабатывает методы обоснования численности работников, разбирает понятия человеческого капитала.

Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

В реальной жизни  проблемы экономики труда глубоко  социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.

Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Следовательно, правомерно говорить о социально-трудовых отношениях как о предмете экономики труда.

 

При становлении и развитии рыночных отношений в экономике можно полагать, что развитие предмета «Экономика труда» будет исходить из основополагающей категории «эффективность труда», т.е. соотношения между его затратами и результатом, затрагивая следующие направления:

-исследование содержания социально-трудовых отношений, рынка труда, занятости, механизма, регулирующего и обеспечивающего эффективное функционирование трудовых ресурсов и трудового потенциала общества;

-формирование экономических условий для роста производительности и эффективности труда в ходе осуществления экономических реформ;

-изучение трудовой мотивации и стимулов, обеспечивающих плодотворную и эффективную трудовую деятельность в процессе развития рыночных отношений;

-определение принципов управления воспроизводством и использованием ресурсов для трудовой деятельности применительно к различным уровням хозяйствования с выделением 
микро-, мезо- и макроэкономики труда: на микроуровне предмет экономики труда — изучение развития и использования  трудового и творческого потенциала работников, повышения эффективности и доходности труда, уровня его оплаты на основе применения рациональных форм организации нормирования и стимулирования персонала;

- на мезоуровне предметом экономики труда является исследование и решение проблем занятости, рынков труда, социальной реабилитации и социальной защиты работников на территориальном уровне, формирования эффективной системы управления социально-трудовыми отношениями в конкретном регионе;

-на макроуровне предмет экономики труда — выработка стратегии развития социально-трудовой сферы, прогнозирование социально-трудовых показателей развития национальной экономики, формирование и развитие эффективного экономико-правового механизма регулирования трудовых отношений в обществе в интересах повышения эффективности, национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.

Таким образом, можно  определить, что в современных  условиях предметом экономики труда является изучение социально-трудовых отношений в вопросах трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в целях повышения эффективности национальной экономики, непосредственно обусловливающей жизнеобеспечение человека и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы становления экономики труда

 

Первый  этап становления и развития экономики труда охватывает период последнего десятилетия XIX в. и до  20-х гг. XX в. К началу этого периода окончательно состоялось устранение тотального регулирования хозяйственной жизни со стороны государства (характерное для средневековья), была разрушена система ремесленных гильдий с присущей для них регламентацией трудовых отношений. С другой стороны, работа стала намного строже поддаваться технологическому регулированию. Параллельно с этим появились ориентированные прежде всего на охрану труда профсоюза, коллективные договоры, социальное законодательство и т.п. Экономика труда в этот период  тесно была связана с социальной политикой, трудовым правом. На этом этапе был сформирован понятийно-терминологический аппарат, который отделил новую науку от общей экономической теории, это позволило сделать описание специфического предмета его исследования.

Второй  этап развития экономики труда характеризуется становлением экономики труда как науки, которая использует экономические исследовательские приемы для выявления экономических закономерностей. Следует отметить, что в странах Запада ее основным содержанием было исследование рынка труда. Во второй половине 20-х гг. Пол Дуглас (1892-1976) начал количественные исследования в области предложения труда, спроса на него и реальной заработной платы. Эти исследования  базировались на закономерностях и подходах, которые содержались в роботах экономистов классической школы А.Смита и их неоклассических последователей. Тогда ученые начали рассматривать социальные вопросы с использованием экономического анализа, тем самым существенным образом расширив  объект исследования. В Советском Союзе этот этап протекал в совсем других исторических условиях. На первый план здесь выдвинулась теория трудового процесса, не связанного непосредственно с функционированием рынка труда. Исследовательские приемы во многом заимствовались из неэкономичных наук. Результатом этого этапа появилось становление ряда научных дисциплин, связанных с организацией труда на уровне предприятия.

Третий  этап развития экономики труда наступил в конце 60-х – годов XX ст. и связан, прежде всего, с изменением фундаментальных основ управления трудовой деятельностью. Если прежде, ее основные параметры определялись руководством предприятия, исходя из системы примененных технологий и характеристик самых носителей рабочей силы, то теперь труд регулировался при помощи системы государственного управления и регулирования. Причинами этого принципиального изменения было: рост степени мобильности рабочей силы, осложнение проблем защиты окружающей среды, глобализация экономики, усиление конкуренции на внешних рынках, структурная перестройка экономики. Сама внешняя среда стала движущей силой трансформации системы управления трудом. Все эти факторы учитывались и отечественными исследователями. Вторым важным направлением стало изучение институтов рынка труда и его инфраструктуры, которые  были тесно связаны с исследованиями социальных процессов.

Информация о работе Этапы становления экономики труда