Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрения роли экономического анализа в финансовой реструктуризации в условиях банкротства предприятия.
     Задачами  данной работы является: 
- Определение реструктуризации
    - Финансовое оздоровление предприятия в кризисное время
    - Финансовая реструктуризация
Выходом из кризисного состояния для таких предприятий (организаций) может быть их реструктуризация:
- формирование 
системы управления 
-ликвидация отдельных нерентабельных 
производств; 
- продажа, сдача в аренду, передача в залог 
неиспользуемых активов; 
- выделение из имущественного комплекса 
предприятия подразделений, не участвующих 
в его основной деятельности, в качестве 
самостоятельных юридических лиц;
- ввод 
новых производственных 
- приобретение, аренда оборудования;
- освоение новых технологий;
- перепрофилирование предприятия;
- освобождение 
предприятия от содержания 
- образование 
или вхождение в финансово-
- сокращение 
избыточного персонала, 
Решение о реструктуризации принимается собственниками активов предприятия или его кредиторами, сообразуясь со смыслом и задачами реструктуризации. Собственниками активов и кредиторами (инициаторами реструктуризации) в условиях рынка являются: государство, в лице тех или иных органов исполнительной власти, частные предприятия и организации, банковские структуры, в том числе и зарубежные.
Рассмотрим более подробно финансовую реструктуризацию.
    Финансовая 
реструктуризация — это меры по расчистке 
баланса предприятия, упорядочению активов 
компании по критериям рыночной экономики. 
В отличие от организационной, финансовая 
реструктуризация не может растягиваться 
на годы. Финансовое оздоровление должно 
проводиться быстро, иначе оно просто 
потеряет смысл. 
  Этот тип реструктуризации не обязательно 
сразу приводит к банкротству или ликвидации 
проблемных предприятий. Главное - расчистить 
активы, достигнуть приемлемой для всех 
заинтересованных лиц договоренности 
по долгам. В Польше еще в 1993 г. был принят 
Закон о финансовой реструктуризации 
предприятий и банков, предусматривающий 
несколько моделей оздоровления финансов 
— от "полюбовной" договоренности 
до публичной распродажи долгов. Кредиторы 
могут требовать процедуры банковского 
(несудебного) урегулирования при задолженности 
в размере 20% обязательств. Долги могут 
быть проданы по рыночной цене с аукциона 
на основе публичного предложения. Их 
можно обменять на акции. Благодаря такому 
широкому выбору вариантов финансового 
оздоровления кризисных предприятий реальной 
процедуре банкротства с распродажей 
активов подверглись только 15% потенциально 
неплатежеспособных фирм. 
Финансовая реструктуризация проявляется в следующих формах:
В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.
     В 
этой области достигнуты определенные 
успехи: проведена либерализация 
экономики, осуществлена приватизация 
объектов госу-дарственной 
Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.
     Реформирование 
экономики России началось и продолжается 
на фоне глубокого кризиса всех ее 
сфер и отраслей. Низкая эффективность 
производства, неконкурентоспособная 
продукция, отсутствие действенных 
стимулов предпринимательской 
Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.
     Причины 
неплатежеспособности предприятий. Эффективное 
преодоление кризиса 
В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:
- неэффективное управление;
- неразвитость 
маркетинговых, финансовых 
- недостаточное планирование;
- неудачу 
проникновения на ключевые 
- недостаточное обновление продукции;
- ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;
- низкие стимулы для сохранения ценных кадров;
- нехватку управленческих информационных систем;
- отсутствие 
своевременной внутренней 
- недостаточную капитализацию доходов;
- избыточный долг.
Среди внешних можно выделить следующие причины:
- неразвитое законодательство;
- нестабильная политическая ситуация;
- отраслевые условия;
- общие экономические условия;
- проблемы с трудовыми ресурсами;
- иностранная конкуренция;
- изменение вкусов потребителей;
- сокращающийся рынок;
- разрыв 
экономических связей после 
Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.
Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.
Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
     С 
момента принятия арбитражным судом 
заявления о признании должника 
банкротом с целью обеспечения 
сохранности имущества и 
Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества.
Директор предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.
Особенностью проведения инвентаризация при арбитражном управлении является необходимость создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке:
-основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства и обращения;
-недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли отно-сятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от не-достач и порчи также списываются на издержки производства и обращения.
Второй 
этап. Составление реестра 
Для целей участия в первом собрании кредиторов их требования принимаются арбитражным управляющим в течение одного месяца со дня получения кредитором уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним должны прилагаться документы, подтверждающие данные требования.
Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд и кредитору в недельный срок с момента их получения.
Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве.
Третий этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.
Выявленным по результатам инвентаризации дебиторам направляются письма с требованиями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.
Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия. Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
Основными элементами финансово-экономического анализа являются:
- анализ бухгалтерской отчетности;
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- расчет финансовых показателей;
- экономический анализ.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в ней.