Система государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности в России на примере «Фонда содействия и развития мал

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Одна из задач государства - формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности. Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса.
В данной курсовой работе в первом разделе изложены общетеоретических основ государственного регулирования экономики. Какова экономическая ситуация в стране, т. е. исторические предпосылки возникновения сложившейся экономической обстановки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. О государственной поддержке предпринимательства в России…………………..

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. 4
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ 5
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ. 7
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА 8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА 8
ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА 9
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕШАЮЩАЯ ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 13
РЫНОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ 15
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
РЕКЛАМНАЯ СТРАТЕГИЯ 16
ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 16
ЦЕЛЕВЫЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПОСТУПЛЕНИЯ 16
ФИНАНСЫ И ИМУЩЕСТВО ФОНДА 17
ИЗДЕРЖКИ ФОНДА 18
ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая по.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургская государственная  академия сервиса и экономики


Кафедра «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Государственное регулирование национальной экономики

Тема: Система государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности в России (на примере «Фонда содействия и развития малого предпринимательства МО «Город Пикалёво»)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из задач государства - формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности.  Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса.

В данной курсовой работе в первом разделе изложены общетеоретических основ государственного регулирования экономики. Какова экономическая ситуация в стране, т. е. исторические предпосылки возникновения сложившейся экономической обстановки. Какие политические и экономические идеи оказали влияние, на то или иное управленческие решение в регулировании экономики государства.

Во втором разделе рассмотрена работа «Фонда содействия и развития малого предпринимательства МО «Город Пикалёво» и его цели и задачи.

  • Ознакомление с организацией: его структурой, основными функциями управленческих подразделений;
  • Формирование представления о сущности разных видов управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики через применение и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения;

В ходе работы были изучены исторические, теоретические разработки, статистические источники, официальные документы, законодательные акты.

Структура курсовой состоит из введения, основных глав, заключения, списка использованной литературы.

Информационную базу составляют данные отчетности предприятия,  законы Российской Федерации, постановления Правительства, материалы, опубликованные в периодической и специальной литературе, внутренние документы предприятия.

  1. О государственной поддержке предпринимательства в России

Государственная поддержка предпринимательства  представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а  также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство  стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные  интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение  различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного  самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности  и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения целей  и интересов государства и  бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

1.1.Организационные аспекты 
поддержки предпринимательства

 

Формирование целостной системы  государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

• законодательная и нормативная  база, определяющая специфические условия  деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его  поддержки и процедуры принятия решения;

• правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

• обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

• система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке  предпринимательства (органы государственной  власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала - фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес- инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

• государственные программы, программы  социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграцонные потоки и т.д.;

• ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и  финансовое обеспечение (в том числе  бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой. Последняя является "головной организацией" и по реализации государственной промышленной политики.

Следует отметить, что теоретики неолиберализма отказывают государственным служащим в ее проведении. Д.Сакс, советник Президента РФ в начале 90-х годов, так обосновывает этот тезис:

чиновник хуже разбирается в  устройстве рынка, чем предприниматель;

чиновники России плохо осведомлены о состоянии мировых рынков;

промышленная политика нередко  создает обильную почву для коррупции.

Однако не каждому государственному служащему требуется знать детально устройство рынка, состояние мировых  рынков. Что касается коррупции, то ее уровень зависит не только от возможности государства влиять на экономику. Главное же в том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных органов иным чем прежде путем. Она выполняет прежде всего следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы, контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спрос на информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многих случаях обладает низким качеством.

Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса.

В то же время структура органов  государственного управления в сфере  поддержки бизнеса как на федеральном  уровне, так и в субъектах Федерации, на наш взгляд, сформирована без  учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органы исполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающие в результате этого затруднения, параллелизм и дублирование при выполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений, распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями, а также на организации международных контактов и подготовке проектов.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку  и взаимодействие  с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации законодательством  отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Представляется, что в перспективе  будет преобладать тенденция  к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере. Эффективность децентрализованных подходов подтверждает опыт развитых стран. Так, особенностью Германии как федерального государства является высокая степень политической и хозяйственной самостоятельности федеральных земель. Детально отработанная система распределения компенсации позволяет, в частности, правительствам земель выполнять специальные программы развития, в то время как федеральное правительство реализует собственные мероприятия и программы федерального уровня на той же территории. В определенных случаях возможно, например, долевое финансирование того или иного проекта одновременно в рамках федеральных и земельных программ.

Свои особенности имеет распределение  полномочий в сфере малого бизнеса и соотношение централизованных и региональных мер его поддержки и в таких странах, как США, Япония, Испания. Зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании распределения функций между центральными и местными органами власти и управления в России.

Программа действий правительства  РФ на 1995-1997 гг. впервые включает меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике. Предполагается, что устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста могут быть достигнуты при быстром росте малого конкурентоспособного сектора экономики, использовании присущей ему инициативы.

Переключение ресурсов государства  с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимы сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства и введение упрощенной системы налогообложения, помощь со стороны субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также формирование системы объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и подготовки кадров, поощрение самоорганизации малого предпринимательства и др.

Между тем ни федеральный закон "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации", ни программа действий правительства, ни федеральная программа  поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития.  Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами.

Важное значение для развития предпринимательства  имеет кадровое укрепление частных предприятий за счет вышедших в отставку государственных служащих. Так, в Японии в 1990 г. восемь бывших высокопоставленных работников государственного Японского банка развития служили директорами крупнейших судоходных фирм. Представители министерства внешней торговли и промышленности Японии "парашютируют" чаще всего в средние по экономической значимости компании. Фирмы используют эти переходы для усиления полезных контактов и получения государственной информации.

В ряде стран подобную практику пытаются поставить под контроль. В Великобритании, например, переход высокопоставленного  сотрудника после отставки из государственной  службы в фирму, которую он раньше курировал как государственный служащий, связывают с определенными выгодами. Как носитель конфиденциальной информации о планах правительства, характере предстоящих заказов и т.п. такой сотрудник дает фирме неоценимые преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому введены нормативные ограничения: служащие трех высших ступеней в течение двух лет после отставки имеют право поступать на работу вне государственного аппарата только с разрешения правительства. Служащие более низких рангов также обязаны получить разрешение, если поступают на работу в фирму, с которой были ранее связаны по службе, либо имели доступ к конфиденциальной информации о конкурентах своих нанимателей.

Информация о работе Система государственной поддержки и регулирования предпринимательской деятельности в России на примере «Фонда содействия и развития мал