Система налогооблажения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Важность налоговой системы в государственном регулировании экономики.

2. Основная часть…………………………………………………………………….4

2.1. Понятие и общая сравнительная характеристика налоговой системы России………..……………………………………………………………………….4

2.2. Налоговая политика государства на современном этапе развития Российской Федерации…………………………………………………………….22

2.3. Проблема переложения налоговой нагрузки………………………………...29

2.4. Специальные налоговые режимы…………………………………………….33

3. Заключение……………………………………………………………………….38

4. Список используемой литературы……………………………………………...40

5. Приложения……………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ1.docx

— 70.75 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Введение…………………………………………………………………………...3

Важность  налоговой системы в государственном  регулировании экономики.

2. Основная  часть…………………………………………………………………….4

2.1. Понятие и общая сравнительная характеристика налоговой системы России………..……………………………………………………………………….4

2.2. Налоговая политика государства на современном этапе развития Российской Федерации…………………………………………………………….22

2.3. Проблема  переложения налоговой нагрузки………………………………...29

2.4. Специальные налоговые режимы…………………………………………….33

3. Заключение……………………………………………………………………….38

4. Список  используемой литературы……………………………………………...40

5. Приложения……………………………………………………………………...41

 

Введение

     Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государственности, как     взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

       В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства. Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

       Цель  данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения  и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России. 
 
 

       2.1. Понятие и общая сравнительная характеристика налоговой системы России. 

       В действующем налоговом законодательстве понятие налоговой системы не раскрывается (как, впрочем, многих других терминов). В налоговой литературе также нет устоявшегося определения  налоговой системы. Во многих источниках, очевидно, по инерции заимствуется ее понятие, данное в ст.2 ФЗ "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации", в которой она представлена совокупностью налогов, пошлин и  других платежей, взимаемых в установленном  порядке с плательщиков - юридических  и физических лиц на территории Российской Федерации. Ряд авторов считают, что налоговая система включает в себя кроме системы налогов и сборов совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Близкий этому подход в определении содержания налоговой системы просматривается в ряде правовых актов субъектов Федерации. К примеру, в Законе Тюменской области в ред. от 10 ноября 1998 г. №52 "О налоговой системе Тюменской области" определено, что налоговая система области представляет собой совокупность предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Законом федеральных, областных и местных налогов, взимаемых на территории области, отношений по установлению, уплате или взиманию этих налогов и сборов. А также комплекс прав, обязанностей и ответственности участников правоотношений по налогам и сборам.

       Наиболее краткое и чрезвычайно емкое определение дано Пепеляевым С.Г.: "Налоговая система - это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения" Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, по его мнению, являются:

         - принципы налогообложения;

       - порядок установления и введения налогов и сборов;

       - система налогов;

       - порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;

       - права и обязанности участников налоговых правоотношений;

       - формы и методы налогового контроля;

       - ответственность участников налоговых отношений;

       - способы защиты прав и интересов участников налоговых правоотношений.

       Анализ  положений ст.1 НК РФ позволяет сделать вывод, что федеральный законодатель понимает налоговую систему как сложное многоэлементное экономико-правовое системное образование включающее:

       - виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации;

       - основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

       - принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов Российской  Федерации и местных налогов  и сборов;

       - права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

       - формы и методы налогового  контроля;

       - ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

       - порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  их должностных лиц.

       Приведенный краткий анализ развития научной мысли и законодательного установления одного из важнейших системообразующих понятий налогового права, позволяет определить налоговую систему как совокупность базовых принципов и правовых актов, определяющих порядок и правила налогообложения, осуществления налогового контроля, ответственности его субъектов, их правовой статус, способы и порядок защиты прав налогоплательщиков, других участников налоговых правоотношений и законных интересов государства.

       При этом налогообложение понимается как  определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективно необходимого процесса принудительно-властного  изъятия части доходов организаций  и индивидуальных собственников  в общегосударственное пользование. Проще говоря, это законодательно оформленный процесс обобществления совокупного дохода общества, который  включает в себя формы обобществления части доходов физических и юридических  лиц (виды налогов), размер налоговых  изъятий (налоговой нагрузки) и способы  их (изъятий) осуществления (налоговый  механизм).

       Система налогообложения рассматривается, прежде всего, как экономический  механизм перераспределения части  произведенного совокупного продукта, налоговая система - это правовая конструкция, включающая наряду с подсистемой  налогообложения правовые основы обеспечения  баланса интересов государства  и налогоплательщиков через систему  базовых принципов, гарантий, закрепление  правового статуса участников правоотношений, ответственности и защиты их прав.

       Исходным, базисным материалом конструирования  подсистемы налогообложения являются конкретные носители стоимости: капитал, рента и заработная плата, выступающие  первоосновой объектов всех видов налогов. Основой построения налоговой системы  выступает совокупность актов законодательства о налогах и сборах.

       Налоговая система являет собой сложную  экономико-правовую конструкцию, каждый элемент которой представляет самостоятельный  предмет исследования отдельной темы курса лекций. В данной теме рассматриваются лишь общие системообразующие особенности и признаки налоговой системы России, наиболее существенные аспекты ее налоговой политики.

       Налоговые системы абсолютного большинства  государств формировались столетиями под воздействием совокупности политических, экономических и социальных условий  и, по сути, являются продуктом их исторического развития, поэтому каждая из них обладает целым рядом особенностей, отражающих своеобразие национального развития этих стран. Не является исключением и налоговая система Российской Федерации, история развития которой рассматривалась в предыдущих темах. Однако, в современных ее формах она закладывалась и развивалась стремительно, поспешно чуть более 10 лет, с конца 1991 года. Отразила в себе многие негативные последствия политических баталий 90-х годов прошлого века, крайней поляризации общества и по сути своей является продуктом скорее политического компромисса, нежели объективного процесса исторического и экономического развития. Отсюда - множество "болезней", которыми страдает наша налоговая система, о чем пишут и говорят экономисты, юристы, политики и особенно главные действующие лица – налогоплательщики.

       Вот некоторые из основных недостатков  и проблем:

       - высокая налоговая нагрузка, особенно  на прибыль в сфере производства;

       - фискальная направленность налогообложения;

       - множественность налогов и их  неадекватная структура;

       - нестабильность, непредсказуемость  и противоречивость;

       - субъективизм и игнорирование  закономерностей социально-экономического  развития в налоговой политике;

       - множественность льгот, их недостаточная  экономическая и социальная обоснованность, нередко откровенная личностная  направленность;

       - невысокое качество актов законодательства  о налогах и сборах. В них  множество пробелов, противоречий  и неопределенностей, терминологических  неточностей и новаций, которые  не увязаны с общепринятой  терминологией в других отраслях  права и т.д.

       В основном - это естественные издержки роста, поиска оптимального соотношения  интересов государства, МСУ и  налогоплательщиков, но многие из них  технические ошибки, неточности и  др. являются результатом отсутствия необходимого профессионализма и ответственности депутатов и других ответственных работников законодательных, административных и муниципальных органов власти.

       Однако  недостатки не являются определяющими  факторами налоговой системы  России. В качестве основных критериев  сравнительной оценки ее качества и  характера можно выделить:

       1. Её экономическую модель.

       2. Уровень налоговой нагрузки.

       3. Совокупность налогов и сборов (их система и виды).

       4. Структуру налогов и сборов.

       5. Федерализм в системе налогообложения.

       Рассмотрим  их подробнее.

       В системе мирового рыночного хозяйства  выделяются две основные экономические  модели: либеральная и социально-ориентированная, которые являются базисом построения налоговых систем и определяют их характер.

       Социально-ориентированная модель отличается большей степенью государственного регулирования экономики: здесь довольно значительный госсектор; рыночные "правила игры" отличаются высокой степенью регламентации; государством регулируются не только макроэкономические процессы, но и отдельные сферы деятельности хозяйствующих субъектов; государственный патернализм охватывает практически всех членов общества, гарантируя определенный уровень удовлетворения потребностей населения в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры, обеспечение занятости.

Информация о работе Система налогооблажения в РФ