Система налогооблажения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Важность налоговой системы в государственном регулировании экономики.

2. Основная часть…………………………………………………………………….4

2.1. Понятие и общая сравнительная характеристика налоговой системы России………..……………………………………………………………………….4

2.2. Налоговая политика государства на современном этапе развития Российской Федерации…………………………………………………………….22

2.3. Проблема переложения налоговой нагрузки………………………………...29

2.4. Специальные налоговые режимы…………………………………………….33

3. Заключение……………………………………………………………………….38

4. Список используемой литературы……………………………………………...40

5. Приложения……………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ1.docx

— 70.75 Кб (Скачать)

       Наиболее  легко и мягко перекладываются  на потребителей НДС, налог с продаж, таможенные пошлины и другие косвенные  налоги. Повышение доли косвенных  налогов в формировании доходов  федерального бюджета, создает представление  активного бюджетного регулирования. На самом деле это свидетельство  пассивной роли государства в  осуществлении инвестиционной политики. И несмотря на то, что косвенное  налогообложение создает (особенно в условиях постоянного роста  инфляции) достаточно надежную и легко  контролируемую доходную базу, не следует  забывать, что косвенные налоги перекладывают  налоговое бремя на плечи конечного  потребителя. Причем, главным образом, это бьет по наименее обеспеченным слоям населения, подрывает платежеспособность предприятий, приводит многих из них  к ситуации всеобщей задолженности, вызывает прогрессивное удорожание инвестиций и рост производственных затрат. Сложная ситуация с состоянием платежеспособного спроса (потребительского и производственного) является одной  из причин экономического спада производства в России. Косвенное налогообложение  выступает фактором сужения внутреннего  рынка, ограничения спроса и роста  внутренних цен.

       Для осуществления реального бюджетного регулирования инвестиционных процессов  необходима структурная переориентация доходов бюджета на прямое налогообложение  доходов и имущества.

 

       2.4. Специальные налоговые режимы 

       В соответствии со ст.18 НК РФ специальным  налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях и в порядке, установленных  НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Основная экономическая цель создания специальных  налоговых режимов заключается  в стремлении привлечь инвестиции, дать "толчок" развитию экономической  активности предпринимателей. Цель создания режима налогового акцизного склада несколько иная и состоит в  том, чтобы ужесточить налоговый  контроль и контроль качества алкогольной  продукции.

       Налоговые режимы создаются в соответствии с федеральным законодательством, но не исключено установление стимулирующего режима налогообложения и законодательством  субъекта Федерации.

       В налоговой правовой и экономической  литературе вместо довольно многословного  термина "специальные налоговые  режимы" получило распространение  английское off-shore, что в буквальном переводе означает "вне побережья, за границей".

       Оффшор - это государство или иная юридически обособленная территория (субъект Федерации, ЗАТО и др.), привлекающая под свою налоговую юрисдикцию предпринимателей зарубежных стран посредством установления максимально возможных налоговых  льгот. Оффшор - это по сути режим  наибольшего налогового благоприятствования  для потенциальных инвесторов.

       Для российских предпринимателей оффшорами (как и для иных иностранных  компаний) являются такие страны-территории как Каймановы и Бермудские острова  в Карибском море, Гибралтар в  Средиземном море, Гренада, Барбадос, Ямайка, Кипр, Панама, Белиз и другие, всего более 60 зон. За счет привлечения  иностранных капиталов, взимания регистрационных  и ежегодных сборов с нерезидентских компаний страны-оффшоры имеют немалые  доходы. Так, например, в Лихтенштейне доход от поступления регистрационных  и ежегодных сборов уплачиваемых 40 тыс. зарегистрированных на территории этого княжества оффшорных компаний составляет до 30% всех бюджетных поступлений. На Кипре от 20 тыс. зарегистрированных компаний ежегодно поступало более 200 млн. долларов США. Примерно такой  же доход получают Антильские острова  от примерно 30 тыс. зарегистрированных на их территории компаний.

         В зависимости от предоставляемых налоговых льгот различают несколько типов оффшорных юрисдикций:

       - доходы не облагаются никакими  налогами;

       - налоговые освобождения предоставляются  по видам деятельности и предприятий;

       - территории с пониженными ставками  налогов;

       - от налогов освобождаются компании  только определенной организационной  формы;

       - налоговые освобождения предоставляются  только организациям резидентам;

       - освобождаются от налогов доходы, полученные резидентами от источников  за пределами данного оффшора.

       Доходы  иностранных организаций, полученные от источников в Российской Федерации  облагаются по пониженным ставкам (ст. ст. 306-309 НК РФ).

       Российские  оффшоры (свободная экономическая  зона) получили распространение в 90-х  годах прошлого века в различных  организационно-правовых формах:

       - зона льготного налогообложения  "Калмыкия";

       - эколого-экономический регион "Алтай";

       - центр международного бизнеса  "Ингушетия";

       - особые и свободные экономические  зоны "Калининградская область,  Находка, Сахалин, Даурия";

       - зона свободного предпринимательства  г. Санкт-Петербург;

       - регион интенсивного экономического  развития "Осетия";

       - зона свободной торговли "Шереметьево";

       - свободные таможенные зоны и  территории и т.д.

       Многие  из них со временем превратились в  квазиоффшоры - место осуществления незаконного бизнеса, отмывания теневых капиталов, коррупции и были закрыты.

       Льготный  налоговый режим ЗАТО также претерпел  в 2000 году существенные ограничения  в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 1999 №227-ФЗ "О федеральном  бюджете на 200 год", в ст.58 которого установлено, что в части полномочий по предоставлению льгот по налогам  и сборам местных органов самоуправления на территории закрытых административно-территориальных  образований с 1 января 2000 года приостановлено действие абзаца второго п.1 ст.5 Закона РФ "О ЗАТО", а также действие п. 1 ст. 142 Бюджетного кодекса РФ, за исключением ЗАТО, на территории которых  расположены федеральные ядерные  центры. Иными словами, фактически приостановлено действие законодательных норм, которыми разрешается зачисление в бюджеты  ЗАТО сумм всех налогов и сборов, собираемых на территории этих ЗАТО, Статьей 58 Федерального закона №227-ФЗ было установлено, что:

       1. суммы налогов и сборов, в части,  зачисляемой в федеральный бюджет, подлежали зачислению в федеральный  бюджет, за исключением ЗАТО, на  территории которых расположены  федеральные ядерные центры;

       2. суммы налогов и сборов, зачисляемые  в бюджеты субъектов РФ, должны  зачислятся в эти бюджеты в  соответствии с законодательством  субъектов РФ;

       3. суммы налогов и сборов, зачисляемые  в бюджеты субъектов РФ, должны  зачислятся в эти бюджеты в  соответствии с законодательством  субъектов РФ;

       4. сумма дополнительных льгот, предоставляемая  организациям, зарегистрированным  в ЗАТО, на территории которых  расположены федеральные ядерные  центры, ограничена суммой в 2 млрд. руб.

       Таким образом, налоговые отношения, которые  содержали предоставление налоговых  льгот в 2000 году и заключены до вступления в силу ФЗ "О федеральном  бюджете на 2000 год" с 1 января 2000 года не должны были применяться, а их положения  подлежали приведению в соответствие с ФЗ №227-ФЗ.

       Указанные требования Закона воплощают в себе реализацию на практике основных направлений  бюджетной политики России. В Бюджетном  послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу" среди первоочередных задач бюджетной  политики указана необходимость  завершения процесса ликвидации льгот, предоставленных ЗАТО.

       В качестве примера разумного и  взвешенного подхода региональных властей к созданию специальных  налоговых режимов можно привести "режим стимулирующего налогообложения" в Ханты-Мансийском Автономном округе, созданный в соответствии с законом  ХМАО от 9 апреля 1999 года №23-03.

         Стимулирующее налогообложение - это специальный налоговый режим, при котором источником инвестиций выступают средства бюджета округа, учитываемые в доходной и расходной части, но остающиеся в распоряжении налогоплательщика в целях фиксирования освоения новых месторождений, реанимации старых и других инвестиционных проектов, обеспечивающих прирост добычи нефти (новой нефти). Льготы предоставляются по налогам: на имущество, прибыль, на пользователей автомобильными дорогами, за добычу нефти, НДС в части подлежащей направлению в бюджет округа.

       Задачей льготного режима является создание налоговых условий в целях  ускорения ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории автономного округа. Стимулирующее  налогообложение применяют Недропользователи, осуществляющие производственную деятельность на вводимых и введенных в разработку месторождениях в пределах лицензионных участков недр.

       Стимулирующее налогообложение распространяется только на налоговые отношения, возникающие  у Недропользователя в связи с производственной деятельностью, на вводимых и введенных в разработку месторождениях в пределах лицензионных участков недр.

       Специальный налоговый режим распространяется на все вводимые и введенные в  разработку месторождениях в пределах лицензионных участков недр, по которым  период добычи "новой нефти" не превышает шестидесяти месяцев  с начала добычи первой тонны "новой  нефти" и не могут быть использованы в части иных введенных в разработку лицензионных участков.

       Особенности режимов налогообложения в системе  малого предпринимательства и по договорам с соглашениях о  разделе продукции являются предметом  рассмотрения отдельных тем курса  лекций, поэтому ограничимся лишь кратким пояснением их сути, которая  заключается в том, что упрощенная и вмененная система налогообложения  субъектов малого предпринимательства  предполагают замену множества налогов  уплатой стоимости ежегодного патента  или единого налога на вмененный  доход, в режиме соглашения о разделе  продукции денежная форма уплаты налога заменяется передачей государству  или МСУ части добытой продукции (нефти, газа).

       В заключении темы можно сделать вывод, что поиск путей оптимизации  налоговой системы процесс непрерывный  и длительный, скорее бесконечный, однако каждая из них должна иметь ряд  свойств, обеспечивающих ее эффективность:

       - она не должна противоречить  объективным и необходимым распределительным  процессам в экономике;

       - ей должны быть свойственны:

       а) административная простота: административная система должна быть простой и  относительно недорогой в применении;

       б) гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать  на изменяющиеся экономические условия;

       в) прозрачность, открытость и гласность: граждане имеют право знать на что и как рачительно используются Правительством их средства, насколько  политическая система в целом  отражает их интересы и предпочтения;

       г) справедливость: налоговая система  должна быть нейтральной по отношению  к различным налогоплательщикам и обеспечивать прогрессивное обложение  доходов населения;

       В настоящее время Российское налогообложение  приобретает признаки если не хорошей, то удовлетворительной налоговой системы.

 

   Заключение

       В курсовой работе исследовалась тема «Налоговая система России». Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

       Налоги  одна из древнейших финансовых категорий. Налоги – законодательно установленные  государством в одностороннем порядке  обязательные денежные платежи в  бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный  и безвозмездный характер. Экономическое  содержание налогов состоит в  том, что они представляют собой  часть производственных отношений  по изъятию определенной доли национального  дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций  и задач.

Информация о работе Система налогооблажения в РФ