Система внебюджетных фондов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Реформирование системы государственных финансов 90-х годов XX века в России, связано с появлением системы внебюджетных фондов. Их создание было продиктовано необходимостью решения отдельных жизненно важных для общества задач, как социального, так и экономического характера.

Содержание

Содержание:
Введение 3
1. Сущность внебюджетных фондов 7
1.1. Необходимость и причины возникновения внебюджетных фондов 7
1.2. Роль внебюджетных фондов в РФ 12
2. Анализ развития государственных внебюджетных фондов на современном этапе 34
2.1. Основные направления развития внебюджетных фондов 35
2.2. Пенсионная система РФ 36
2.3. Система Обязательного Медицинского Страхования РФ 41
2.4. Система Фонда Социального Страхования 44
Заключение 50
Список использованных источников информации 53

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     При введении единого социального налога были также приняты важнейшие  решения в отношении социального  страхования как экономической  системы - в частности были снижены  тарифы на обязательное социальное страхование, введена регрессивная шкала по взиманию взносов с заработной платы. Декларируемые при этом цели в целом совпали с целями либерализации экономики и облегчения налоговой нагрузки на работодателя и на социальные группы, имеющие более высокий доход:

     - упрощение для работодателя перечисления взносов;

     - повышение собираемости налогов; 

     - снижение налоговой нагрузки  на фонд оплаты труда;

     - стимулирование работодателя не  уходить от уплаты налогов.

     Понижение ставки единого социального налога имеет и негативную сторону. В  условиях переходного периода, это усугубляет несбалансированность финансовой системы. Отчисления в фонды существенно сократятся, а это в первую очередь скажется на социальной защищенности граждан. Уменьшится финансирование бесплатных медицинских услуг. Снижение поступлений в ФСС в связи с введением регрессивной шкалы по взиманию страховых взносов с заработной платы, резко ограничило возможности фонда по выполнению возложенных на него функций. Под угрозой ликвидации оказалась традиционная функция социального страхования в нашей стране по финансированию отдыха застрахованных и их детей [22, с.156].

     Изменения в налоговом законодательстве существенно  ухудшили текущее финансовое положение  распределительной составляющей пенсионной системы и неблагоприятно отразятся  на состоянии бюджета Пенсионного фонда России. Важнейшими ориентирами при построении национальных систем пенсионного обеспечения, по мнению специалистов Международной организации труда, являются: экономическая и финансовая доступность, индивидуальная справедливость и социальная эффективность.

     Анализ  свидетельствует о том, что ни одному из вышеуказанных принципиальных подходов пенсионная система России в настоящее время не соответствует. Так, финансовое бремя несут только работодатели, для многих категорий  которых платежи являются чрезмерными. Особенно это проявляется по отношению к законопослушным плательщикам взносов по единому социальному налогу, выплачивающим приличную заработную плату. И, напротив, до 40-50% либо пользуются льготами (малый бизнес, сельхозпроизводство), либо выплачивают большую часть зарплаты (до 60-80%) «в конвертах». Это позволяет им «экономить» на пенсионном страховании, но при этом их работники не смогут заработать приемлемую по размерам пенсию, поскольку вовсе освобождены от финансового участия в формировании своих пенсионных прав.

     Таким образом, анализ текущего финансового  состояния исполнения бюджета Пенсионного  фонда РФ и прогноз на долгосрочную перспективу показывает резкое углубление негативных тенденций в развитии пенсионной системы, обусловленных, прежде всего угрозой потери финансовой устойчивости и самостоятельности в связи с несовершенством ее финансового механизма.

     Требуется сформировать пенсионную систему, которая  бы гарантировала для наемных  работников со средними и высокими заработками размер пенсий после 35-40 лет страхового стажа не менее 50-60% от их заработной платы. Без решения этой задачи экономическое и социальное развитие страны обречено на неудачу.

     Изменения в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности, порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества.

     Государство обязано нести субсидиарную ответственность  перед фондами. Снижая налоги, осуществлять финансирование социального обеспечения за счет средств бюджета.

     Дальнейшее  реформирование сферы пенсионного  обеспечения, определенное стратегией социально-экономического развития России на период до 2010 года, осуществляется преобразованием  системы предоставления досрочных  пенсий в связи с особыми условиями труда путем перехода к накопительным механизмам финансирования досрочных пенсий за счет дополнительных страховых взносов, обеспечивающих необходимый размер пенсии на период с момента достижения льготного пенсионного возраста и до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

     Государство должно принимать все необходимые  меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия  труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

     В настоящее время пенсионеров  содержат работающие граждане: за счет их налогов выплачиваются пенсии. Раньше работающих было в несколько раз больше пенсионеров, поэтому налоги были посильными, а размер пенсии достойным. Сейчас ситуация изменилась: общее число трудящихся значительно сократилось. [7, с.56].

     Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

     Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

     Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и занятости населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой - приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был - и по форме, и, по сути -страховым фондом под патронажем профсоюзов.

     Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

     Федеральные внебюджетные фонды формируются  за счет следующих источников:

     - специальные целевые налоги и  сборы, установленные для соответствующего  фонда;

     - отчисления от прибыли предприятий,  учреждений и организаций;

     - средства бюджета;

     - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим  лицом;

     - займы, полученные фондом у  Центрального банка РФ или  у коммерческих банков.

     В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

     - Пенсионный фонд Российской Федерации;

     - Фонд социального страхования  Российской Федерации;

     - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

     [1, с. 134].

     Федеральный фонд Обязательного  Медицинского Страхования РФ

     Федеральный фонд Обязательного Медицинского Страхования создается Верховным Советом Российской Федерации и Советом Министров - Правительством Российской Федерации для выполнения Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

     Федеральный фонд является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово - кредитным  учреждением. Федеральный фонд является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

     Федеральный фонд подотчетен Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

     Основными задачами Федерального фонда являются:

     1) обеспечение реализации Закона  Российской Федерации "О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации";

     2) обеспечение предусмотренных законодательством  Российской Федерации прав граждан  в системе обязательного медицинского страхования;

     3) достижение социальной справедливости  и равенства всех граждан в  системе обязательного медицинского  страхования;

     4) участие в разработке и осуществлении  государственной финансовой политики  в области обязательного медицинского страхования;

     5) разработка и осуществление комплекса  мероприятий по обеспечению финансовой  устойчивости системы обязательного  медицинского страхования и созданию  условий для выравнивания объема  и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации.

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:

     1) осуществляет выравнивание условий  деятельности территориальных фондов  обязательного медицинского страхования  по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

     2) проводит финансирование целевых  программ в рамках обязательного  медицинского страхования;

     3) утверждает Типовые правила обязательного  медицинского страхования граждан;

     4) организует разработку нормативно - методических документов, обеспечивающих реализацию Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

     5) совместно с органами исполнительной  власти, профессиональными медицинскими  ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

     6) вносит в установленном порядке  предложения о страховом тарифе  взносов на обязательное медицинское  страхование;

     7) осуществляет сбор и анализ  информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

     8) организует подготовку специалистов  для системы обязательного медицинского  страхования;

     9) участвует в создании территориальных  фондов обязательного медицинского  страхования;

     10) осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования;

     11) вносит предложения по совершенствованию  законодательных и нормативных  актов по вопросам медицинского  страхования;

     12) изучает и обобщает практику применения нормативных актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

     13) осуществляет международное сотрудничество  по вопросам обязательного медицинского  страхования;

     14) обеспечивает организацию научно - исследовательских работ в области  обязательного медицинского страхования;

     15) аккумулирует финансовые средства  Федерального фонда и осуществляет  финансово - кредитную деятельность  для выполнения задач, предусмотренных  настоящим Положением;

     16) осуществляет другие мероприятия  по вопросам, относящимся к обязательному медицинскому страхованию.

     Финансовые  средства Федерального фонда находятся  в государственной собственности  Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат.

Информация о работе Система внебюджетных фондов в РФ