Совместные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

В последние 10 лет в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Экономика страны и связи ее с иностранным капиталом все еще находятся в стадии формирования, но основы этих отношений заложены уже давно, а нормативная база активно приводится в соответствие современным требованиям. Организационно-правовые формы работы и взаимодействие с иностранными партнерами российских предпринимателей определяются действующим на территории России Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 1545-1 от 4 июля 1991 г., а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий.
Также пересматриваются достоинства и недостатки народного хозяйства, промышленности, ищутся и изучаются новые перспективные направления и формы деятельности. В этих условиях особенного внимания заслуживают попытки привлечения в страну прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП).
Необходимость их создания обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры, и, как мы попробуем раскрыть в данной работе, для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая отдача прибылей и высокий уровень заработной платы. Все эти факторы несомненно положительно влияют на российскую экономику.
Много десятилетий в области отношений с иностранными партнерами в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей и отношений. Но с объявлением перестройки, с 1986 г. начинается постепенное реформирование в этой области, и к 1990 году права на образование предприятий с совместным иностранным капиталом получают не только государственные внешнеторговые организации, но и отраслевые, республиканские и региональные, муниципальные представители развивающегося бизнеса. Стали получать право непосредственного выхода на внешний рынок также и промышленные (и не только) производители экспортной продукции.

Содержание

Введение______________________________________________2
1. Совместные предприятия (СП)_________________________4
1.1. Сущность, цель и этапы развития СП__________________4
1.2. Формы СП________________________________________9
1.3. Экономические основы функционирования СП_________11
1.4. Масштабы дейтельности СП_________________________14
2. Организация создания СП_____________________________16
3. СП: проблемы становления и развития__________________22
3.1. Правовые основы создания СП_______________________22
3.2. Экономические интересы сторон_____________________27
3.3. Масштабы развития и эффективность СП______________29
4. Управление международными СП в банковской сфере_____31
5. Иностранные инвестиции______________________________35
5.1. Иностранный капитал в экономике России______________35
5.2. Новые формы инвестиций____________________________40
Заключение_____________________________________________43

Работа содержит 1 файл

Совместные предприятия. Проблемы развития, недостатки и т.д..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

  После того, как сформулированы конкретные цели создания СП, необходимо убедиться в том, что рассматриваемая форма хозяйствования является эффективным инструментом их достижения. Необходимость этого этапа обусловлена тем, что на практике в условиях активной пропаганды международного сотрудничества у ряда хозяйственных руководителей складывается впечатление, что создание СП – универсальное средство решения всех проблем, стоящих перед нашей экономикой. На самом деле совместное предприятие имеет как преимущества, так и недостатки, а, следовательно, и определенные границы для эффективного применения.

  Итак, лишь убедившись в том, что создание СП является эффективной формой достижения поставленных целей, можно переходить к следующему этапу, связанному с  поиском и выбором иностранного партнера.

  В мировой практике распространено создание СП как бы в продолжение ранее уже существовавших форм более простых форм сотрудничества. При этом, естественно, не возникает проблема поиска партнера.

  Большинство российских учредителей СП сталкивается с проблемой поиска иностранного партнера, а в случае, когда поступает несколько предложений, - и с проблемой выбора наилучшего партнера. Решение указанных проблем может осуществляться собственными силами либо с помощью организаций-посредников, специализирующихся в этой области. Возникающие при этом альтернативы представлены на рис.1

  Достаточно  простой путь – прибегнуть к услугам  организации, оказывающей услуги по созданию СП. Более сложный –  самостоятельное осуществление  поиска, активного или пассивного. 

   Рис.1. Возможные  альтернативы в организации поиска иностранных партнеров

  При активном поиске учредитель сам тем  или иным образом выходит на иностранные  фирмы, которые являются потенциальными партнерами для создания СП. Наиболее благоприятная для этого среда  – форумы, ярмарки, выставки и т.п. При пассивном поиске учредитель объявляет о желании создать СП и ждет предложений от возможных партнеров.

  Эффективность активного поиска во многом зависит  от возможности получения информации о зарубежных фирмах, которые могут  представлять интерес в качестве партнера. Количество фирм огромно, и возникает проблема сужения области поиска по географическому признаку, по стране нахождения, по отраслевой промышленности и т.д.

  Организация пассивного поиска связана с подготовкой  информации о предполагаемом проекте  создания СП и выбором способа ее распространения. Объем передаваемых сведений может колебаться от краткого предложения заинтересованным фирмам вступить в контакт с учредителем до развернутой информации по проекту, представленной в специальной форме.

  Предложения в краткой форме обычно готовятся для передачи с помощью средств массовой информации. Развернутая информация по проекту доводится до конкретных фирм и включает: название проекта, общие сведения о проекте (организация-учредитель, предмет деятельности, степень проработанности проекта учредителем, наличие необходимых согласований, место расположения СП), основные показатели проекта (расчетная мощность предприятия, примерная производительная программа, сведения о поставках сырья и полуфабрикатов, потребность в электроснабжении, воде и др.), характеристику внутреннего и внешнего рынков, предполагаемую структуру сбыта продукции (доля продукции, поставляемой на внутренний и внешний рынок), какой вклад ожидается от иностранного партнера (инвестирование  денежных средств, передача технологии, предоставление лицензий), поставка оборудования и т.п.

  Если  характер проекта позволяет рассчитывать на большой интерес со стороны  иностранных фирм, например, проект совместной добычи полезных ископаемых, можно организовать тендер, международный торг, проведение которого даст возможность учредителю создать предприятие на более выгодных условиях.

  Если  претендентов на роль партнера в совместном предприятии оказывается больше, чем необходимо, возникает проблема выбора самых предпочтительных. Решение этой проблемы целесообразно начать с оценки финансового положения каждого из претендентов, чтобы иметь дело с фирмами, внушающими доверие. Для этого необходимо навести справки, используя возможности внешнеторговых организаций, загранаппарата, банковские каналы.

  После того, как произведен выбор иностранного партнера (партнеров) для создания СП, начинается процесс переговоров  и подготовки учредительных документов, необходимых для регистрации. Поскольку  СП представляется собой союз, основанный на балансе интересов участвующих в нем сторон, то важно в начальной стадии переговоров выяснить интересы иностранного учредителя СП. Мировой опыт подсказывает, что более частыми мотивами участия иностранных инвесторов в создании СП являются:

    • долгосрочная гарантия сбыта продукции на внутреннем рынке, обеспечиваемая местным партнером;
    • использование свободных капиталов для увеличения получаемой прибыли;
    • снижение издержек производства и укрепление конкурентных позиций на внешних рынках;
    • установление более тесных связей с местным партнером, обеспечивающих получение льгот и защищающих от возможных дискриминационных действий властей;
    • благоприятные финансовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности.

  Однако, как показывает практика создания СП в нашей стране, не всеми иностранными предпринимателями движут благовидные мотивы, и вместо баланса интересов они стремятся к получению односторонней выгоды и достижению целей, не связанных с предметом деятельности СП. В качестве примеров таких действий могут быть названы:

    • осуществление своего вклада в уставный фонд за счет некачественной, залежавшейся продукции;
    • использование неинформированности партнера для завышения денежной оценки своего вклада в уставный фонд и т.д.

  Важно выявить мотивы иностранной фирмы, противоречащие интересам российской стороны, на начальной стадии переговоров, с тем, чтобы предотвратить возможный ущерб в будущем.

  Если  переговоры между партнерами заканчиваются  успешно, то они готовят протокол о намерениях. Этот документ не имеет  юридической силы, однако к его  подписанию надо подходить со всей ответственностью. Форма протокола  о намерениях – произвольная. На практике встречаются как очень короткие протоколы, в которых лишь констатируется намерение сторон создать совместное предприятие, так и достаточно развернутые,  с указанием основополагающих моментов создания и деятельности совместного предприятия, по которым достигнуто согласие сторон. Общий подход к подготовке протокола о намерениях должен основываться на том, что  больше принципиальных вопросов, которые необходимо решить при создании СП, найдет отражение в протоколе, тем в дальнейшем потребуется меньше взаимных согласований при подготовке учредительных документов.

  После подписания протокола о намерениях в соответствии с согласованной  организацией работ по разработке проекта  СП партнеры приступают к разработке технико-экономического обоснования  и учредительных документов. Технико-экономическое обоснование, так же, как и протокол о намерениях, не имеет юридической силы и не накладывает обязательств на учредителей СП.

  Параллельно с проведением технико-экономических  исследований ведется работа по подготовке договора (соглашения) о создании СП и устава СП.  Подготовку указанных документов может вести любой из партнеров.

  Форма договора и устава произвольна, однако эти документы должны включать в  себя ряд обязательных статей. Вот  они:

    • предмет и цели деятельности предприятия;
    • местонахождение предприятия;
    • состав участников (учредителей СП);
    • уставный фонд (размер уставного фонда, размер доли каждого участника, порядок формирования уставного фонда);
    • органы управления (состав, компетенция и структура, порядок принятия решений, круг вопросов, по которым требуется единогласие участников);
    • порядок ликвидации предприятия.

  Обязательные  статьи учредительных документов могут  дополняться специфическими для  данного проекта, важно лишь, чтобы  они не противоречили советскому законодательству.

  При подготовке учредительных документов следует исходить из того, что договор  должен отражать основные принципы и  положения создания и деятельности СП, а устав должен их конкретизировать и дополнять, как бы раскрывая  механизм реализации этих принципов;

  Подготовка  учредительных документов и ТЭО  позволяет приступить к осуществлению  заключительного этапа создания СП – его регистрации.

  После регистрации СП считается созданным  и приобретает статус юридического лица, учредители получают справку  о том, что  СП внесено в реестр совместных предприятий.

 

  1. Совместные предприятия: проблемы становления  и развития

3.1. Правовые основы  создания совместных  предприятий

 

  Термин  "совместное предприятие" соответствует  распространенному в мировом  хозяйстве понятию "джойнт венчурс", и его признаки – участие фирм, расположенных в разных странах, конституирование совместного предприятия как самостоятельного юридического лица, на паях принадлежащего участникам и действующего под совместным управлением, создание СП для регулярной, а не разовой деятельности.

  В 1986 году постановлением "О мерах  по совершенствованию управления экономическим  и научно-техническим сотрудничеством  с социалистическими странами" были впервые установлены следующие  формы хозяйства: а) совместные предприятия, создаваемые на территории СССР или других стран социалистического содружества (двух- или многосторонние) на базе общей социалистической собственности участников; б) международные объединения и организации, формируемые на принципах сохранения национальной собственности и осуществления их деятельности на основе плановой организации.

  Этим  постановлением не разработаны правила  образования, функционирования, но сформулированы основные принципы их деятельности, (существенно  пересмотренные уже через два  года): свою деятельность СП осуществляют на основе разрабатываемых и утверждаемых ими планов; самостоятельно выполняют экспортно-импортные операции по договорным ценам.

  Это был только первый шаг, и такая "конструкция" новой формы хозяйства, основанная на неразгосударствленной совместной собственности нескольких стран, на решающей роли централизованного планирования при недостаточной мере рыночной свободы, выключении из сферы ее развития капиталистических и развивающихся стран, оказалась не только непривлекательной для потенциальных партнеров, но и нежизнеспособной.

  На  втором этапе (с 1987г. по 1991г.) были предприняты  меры локального правового регулирования  совместных предприятий как рыночного  сектора хозяйства. Для данного  периода перестройки характерны попытки создания "локальных" рынков без комплексной и глубокой реформы административно-командной системы (такими же "локальными" рынками стали кооперативы и НИОКР). Это правовое регулирование нашло отражение в постановлениях Совета Министров СССР о порядке создания на территории СССР и деятельности СП, отчасти скорректированном последующими постановлениями правительства и целым рядом "подзаконных" ведомственных инструкций финансовых, банковских, таможенных, статистических, других государственных служб.

  В постановлениях были сформулированы цели развития этой новой формы хозяйства: более полное удовлетворение потребностей страны в определенных видах промышленной продукции, сырьевых и продовольственных товарах; привлечение в народное хозяйство передовой зарубежной техники и технологии; использование управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов; развитие экспортной базы и сокращение нерационального импорта.

  Сама  постановка государством целей перед  рыночным сектором экономики оправдана  и укладывается в концепцию регулируемого рынка. Но эти цели не должны быть столь общими, а тем более противоречивыми. Как показали первые итоги деятельности СП, одни из них для так называемого развития экспортной базы вывозят (в условиях развала внутреннего рынка продовольствия) ценные пищевые продукты, что противоречит цели удовлетворения потребностей страны в тех или иных видах продукции, другие СП, построенные на базе новейших технологий ни малейшим образом не заботятся о распространении передового технического опыта и т.д.  Поставленные цели должны обрести форму рекомендуемой государством системы приоритетов (как это делается в США) с обязательными налоговыми льготами и преференциями, иначе в условиях рыночной экономики они так и останутся благими пожеланиями.

  Одно  не рыночное, а государственно-правовое предписание деятельности совместных предприятий, специфическое для бывшего СССР, к сожалению, сохранилось и в настоящее время в России. Это закрепленное постановлениями о порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий и рядом нормативных актов требование валютной самоокупаемости СП. Оно связано с неконвертируемостью советского рубля, отрицательным сальдо внешнеторгового баланса, инфляцией.

Информация о работе Совместные предприятия