Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:26, курсовая работа
В последние 10 лет в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Экономика страны и связи ее с иностранным капиталом все еще находятся в стадии формирования, но основы этих отношений заложены уже давно, а нормативная база активно приводится в соответствие современным требованиям. Организационно-правовые формы работы и взаимодействие с иностранными партнерами российских предпринимателей определяются действующим на территории России Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 1545-1 от 4 июля 1991 г., а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий.
Также пересматриваются достоинства и недостатки народного хозяйства, промышленности, ищутся и изучаются новые перспективные направления и формы деятельности. В этих условиях особенного внимания заслуживают попытки привлечения в страну прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП).
Необходимость их создания обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры, и, как мы попробуем раскрыть в данной работе, для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая отдача прибылей и высокий уровень заработной платы. Все эти факторы несомненно положительно влияют на российскую экономику.
Много десятилетий в области отношений с иностранными партнерами в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей и отношений. Но с объявлением перестройки, с 1986 г. начинается постепенное реформирование в этой области, и к 1990 году права на образование предприятий с совместным иностранным капиталом получают не только государственные внешнеторговые организации, но и отраслевые, республиканские и региональные, муниципальные представители развивающегося бизнеса. Стали получать право непосредственного выхода на внешний рынок также и промышленные (и не только) производители экспортной продукции.
Введение______________________________________________2
1. Совместные предприятия (СП)_________________________4
1.1. Сущность, цель и этапы развития СП__________________4
1.2. Формы СП________________________________________9
1.3. Экономические основы функционирования СП_________11
1.4. Масштабы дейтельности СП_________________________14
2. Организация создания СП_____________________________16
3. СП: проблемы становления и развития__________________22
3.1. Правовые основы создания СП_______________________22
3.2. Экономические интересы сторон_____________________27
3.3. Масштабы развития и эффективность СП______________29
4. Управление международными СП в банковской сфере_____31
5. Иностранные инвестиции______________________________35
5.1. Иностранный капитал в экономике России______________35
5.2. Новые формы инвестиций____________________________40
Заключение_____________________________________________43
В целом возможности правовой базы СП, действовавшей на втором этапе, были вскоре исчерпаны. Она обеспечила быстрое, но экстенсивное развитие сети СП, не дающее весомого вклада в формирование эффективного регулируемого рынка. Только полная и комплексная реформа хозяйственного права, включающая более широкую деятельность совместных предприятий, принятие законодательства об иностранных инвестициях и их защите, которое может создать юридические предпосылки перехода к рынку, позволило бы снять преграды на пути эффективного развития.
Другие вопросы создания и деятельности СП должны регулироваться общим законодательством. В этой связи Закон об иностранных инвестициях в части СП должен взаимодействовать с Законом об акционерных обществах, банках и валютных операциях, с таможенным Кодексом. Такая реформа и явилась содержанием третьего этапа развития нашего законодательства, которая уже осуществилась в России.
Эффективное
развитие совместного
Формирование совокупности СП как внеплановой рыночной подсистемы хозяйства и дальнейшее развитие в условиях преобразования ее экономической среды в рыночное хозяйство вовсе не предполагают отказа от государственного регулирования этой сферы деятельности. Основные его направления: а) разработка правовых основ создания и функционирования СП, специфических для данного сферы "правил игры" в рамках более общих – хозяйственного права регулируемой рыночной экономики; б) воздействие на развитие сети СП на основе финансовых регуляторов, таких, как налоги, амортизационная политика, кредитные ставки, валютные курсы и т.д.; в) рекомендации по проведению государственной социально-экономической политики в данной области, нередко подкрепляемые финансовыми регуляторами, но имеющими право на существование и просто как рекомендации, не нарушающие суверенитета рынка (приоритетные сферы деятельности. Выбор партнера, методы оценки эффективности проектов).
Кризис правовой базы создания СП на ее втором этапе (1987-1991 гг.) привел к принятию Верховным Советом России 4 июля 1991 г. Закона об иностранных инвестициях в РСФСР, ознаменовавшего начало третьего этапа. Он значительно расширил правовое поле для иностранных инвесторов по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами и возможности создания СП. Во-первых, законодательно закреплена правовая защищенность иностранных инвестиций от таких произвольных действий властей, как национализация, конфискация и реквизиция. Во-вторых, резко расширены формы иностранного инвестирования в России, хотя доминирующей формой все-таки остаются совместные предприятия.
Казалось
бы, новый Закон создаст, наконец,
благоприятные условия для
Прежде чем анализировать деятельность иностранных партнеров, в первую очередь из капиталистических и развивающихся стран, надо осознать мотивы сторон, в том числе их экономические интересы, побуждающие к созданию совместных предприятий. Во-первых, стремление пока что закрепиться (а в дальнейшем при благоприятных обстоятельствах и освоиться) на огромном внутреннем рынке России и СНГ. Во-вторых, использовать богатые и дешевые природные ресурсы, следуя при этом четко просматривающейся стратегии сохранения сырьевого статуса экспортного потенциала, во избежание утверждения России на мировых рынках высокотехничной продукции как опасного потенциального конкурента. В-третьих, стремление использовать дешевую, хотя и неподготовленную к интенсивному и квалифицированному труду рабочую силу. В-четвертых, интерес к использованию достижений науки в нашей стране. В-пятых, практическое отсутствие природного законодательства и экологическая беспечность нашего общества позволяют экономить до 20% основного капитала и при прочих равных условиях снижать себестоимость продукции на 5-10%.
Интересы
России в развитии этого сектора
экономики как стран, предоставляющих
свои ресурсы и устанавливающих
в порядке государственного регулирования
"правила игры", очевидны. Наряду
с целями общества, отражающими его
объективные экономические
В эффективной рыночной экономике и в условиях функционирования правового государства экономические интересы российских участников совместных предприятий должны интегрироваться в общественные интересы. Но поскольку наша экономика в настоящее время носит в целом нерыночный характер, собственность остается "ничейной", а стимулы к принятию эффективных хозяйственных решений и их плодотворной реализации ослаблены, то СП имеют и свои обособленные интересы. Государственные предприятия, будучи, как правило, монопольными производителями определенных видов продукции, не заинтересованы в возникновении СП, выпускающих аналогичную продукцию. СП представляет собой по техническому уровню и качеству продукции конкурента, вытесняющего государственные предприятия с рынка, подрывающего их монополию. Поэтому государственные предприятия проявляют безразличие к СП, если они выпускают принципиально новые виды продукции, а активно участвуют лишь в организации производства комплектующих изделий, без которых они не могут наладить выпуск своей основной продукции. Органами управления, научно-исследовательскими и проектными институтами в большей мере движут общественные интересы, но и они не свободны от субъективных мотивов, таких как престиж данного предприятия, объединения или управляющего ими органа, личное стремление руководителей и ведущих специалистов к зарубежным поездкам, что отрицательно влияет на эффективность создания и деятельности совместных предприятий. Но наиболее общим и доминирующим для российских участников является стремление к быстрому личному обогащению и переводу прибыли в валютные средства, что происходит из-за нестабильности курса рубля, его обесценивания. Обеспечение укрепления рубля и роста его ценности относительно остальных валют должно быть одним из лейтмотивов построения цивилизованного рынка в России.
К середине 1992 года в России было зарегистрировано 2642 СП с совокупным уставным фондом 6,5 млрд. руб., из них 57,8% - вклады иностранных партнеров. В первые полгода из них работало 1721 предприятие. Почти 80% общего числа СП создано с участием фирм капиталистических стран (наибольшее их число приходится на США – 352, ФРГ – 368, Финляндию – 177, Австрию – 152, Великобританию – 141, Италию – 157). Польша создала в России 103 предприятия, Болгария – 74. Более половины совместных предприятий расположено было на тот момент с Москве. Но впечатляющие внешние масштабы развития СП в значительной мере носят номинальный характер, а результаты их деятельности пока недостаточно заметны.
По данным Госкомстата России, в 1992 г. (9 мес.) совместными предприятиями реализовано продукции и оказано услуг на сумму 101 млрд. руб., что составляет 1,2% валового продукта страны. В деятельности таких предприятий преобладают внешнеторговые посреднические операции, консалтинговые услуги. Численность работников составила 172 тыс. человек. Производительность труда на совместных предприятиях в среднем в 1,5 раза выше, чем в целом по народному хозяйству, а в некоторых – в 4-5 раз. Импорт продукции СП в 1 полугодии 1992 г. составил 732 млн. долл., а экспорт – 992 млн. долл., было достигнуто положительное сальдо платежного баланса.
По данным за 1991 г., средний уставный фонд одного предприятия – 2,2 млн. руб. Из 1478 предприятий только 91 (6,2%) имеет уставный фонд больше 10 млн. руб. (в среднем 23 млн. руб. с пересчетом иностранных вложений по официальному курсу). В то же время 695 предприятий, то есть почти половина от общего числа, располагают уставным фондом до 0,5 млн. руб. (при среднем в 186 тыс. руб.) Это говорит об очень низкой степени концентрации капитала в уставном фонде совместных предприятий, что вызвано большой осторожностью, боязнью риска иностранных инвесторов, их устремлением "зацепиться" за наш рынок.
С учетом всего сказанного выше можно отметить следующие причины недостаточных масштабов и низкой эффективности развития сети совместных предприятий.
В последнее десятилетие деятельность банков приобретает все более выраженный международный характер, и, например, в государствах Европейского союза имеют отделения и дочерние компании порядка 200 банков из 43 стран мира. Иногда даже крупнейшие из банков идут на создание СП с некоторыми своими конкурентами на мировом рынке, хотя это и влечет некоторые проблемы функционирования. Так, из 50 крупнейших банков мира 28 активно участвуют в совместных предприятиях акционерного типа. Для средних по размеру банков СП является практически единственным способом развертывания своей деятельности в другом государстве.
В
данном случае СП – дочерняя компания,
учреждаемая в какой-либо стране
двумя или более банками. Не менее
20% акций вновь учреждаемой
Вот основные типы совместных предприятий: СП с участием фирм из развивающихся стран и континентальное партнерство.
Существует три основные проблемы СП: его образование требует значительных затрат времени и сил, им непросто управлять даже после того, как СП начало функционировать; его деятельность трудно направлять на достижение поставленных целей. Руководители "родительских" компаний воспринимают СП как рискованный вид бизнеса, однако немногие осознают те проблемы, с которыми эти предприятия сталкиваются в действительности. Зависимость от партнеров делает процесс аккумуляции и инвестирования финансовых ресурсов достаточно неопределенным. Партнеры могут далеко не всегда понимать ближайшие и долгосрочные задачи друг друга, а в результате – и направление развития СП. Цели партнеров нередко со временем меняются вне зависимости от формально утвержденных документов о политике совместного предприятия.
В период организации СП до завершения переговоров о его создании высшие руководители и их аппарат должны определить четкую позицию и достичь согласия в вопросах, которые могут привести к возникновению конфликтных ситуаций: контракты с руководителями, организация технического содействия, определение общей политики СП и т.д. Потенциальными внутренними проблемами для банков-учредителей являются также состав и деятельность руководства СП, формальные и неформальные каналы связи, прием на работу и оплата труда руководителей и специалистов.
Очевидно, что СП нужно рассматривать, как долговременный проект, как предприятие, со временем способное превратиться в доминирующего партнера в этом союзе. Между партнерами не всегда существуют тесные связи. Важной особенностью СП является то, что они управляются практически как филиалы своих учредителей, но не являются в полной мере собственностью "родительских" компаний. Вместе с тем компания, занимающая пассивную позицию, может стремиться усилить свое влияние.