Совместные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

В последние 10 лет в России сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Экономика страны и связи ее с иностранным капиталом все еще находятся в стадии формирования, но основы этих отношений заложены уже давно, а нормативная база активно приводится в соответствие современным требованиям. Организационно-правовые формы работы и взаимодействие с иностранными партнерами российских предпринимателей определяются действующим на территории России Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 1545-1 от 4 июля 1991 г., а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий.
Также пересматриваются достоинства и недостатки народного хозяйства, промышленности, ищутся и изучаются новые перспективные направления и формы деятельности. В этих условиях особенного внимания заслуживают попытки привлечения в страну прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП).
Необходимость их создания обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры, и, как мы попробуем раскрыть в данной работе, для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая отдача прибылей и высокий уровень заработной платы. Все эти факторы несомненно положительно влияют на российскую экономику.
Много десятилетий в области отношений с иностранными партнерами в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей и отношений. Но с объявлением перестройки, с 1986 г. начинается постепенное реформирование в этой области, и к 1990 году права на образование предприятий с совместным иностранным капиталом получают не только государственные внешнеторговые организации, но и отраслевые, республиканские и региональные, муниципальные представители развивающегося бизнеса. Стали получать право непосредственного выхода на внешний рынок также и промышленные (и не только) производители экспортной продукции.

Содержание

Введение______________________________________________2
1. Совместные предприятия (СП)_________________________4
1.1. Сущность, цель и этапы развития СП__________________4
1.2. Формы СП________________________________________9
1.3. Экономические основы функционирования СП_________11
1.4. Масштабы дейтельности СП_________________________14
2. Организация создания СП_____________________________16
3. СП: проблемы становления и развития__________________22
3.1. Правовые основы создания СП_______________________22
3.2. Экономические интересы сторон_____________________27
3.3. Масштабы развития и эффективность СП______________29
4. Управление международными СП в банковской сфере_____31
5. Иностранные инвестиции______________________________35
5.1. Иностранный капитал в экономике России______________35
5.2. Новые формы инвестиций____________________________40
Заключение_____________________________________________43

Работа содержит 1 файл

Совместные предприятия. Проблемы развития, недостатки и т.д..doc

— 187.00 Кб (Скачать)

  Банкам  – учредителям следует с самого начала определить свое отношение к  проблемам, которые возникают из-за неравного соотношения сил. В  развивающихся странах оно часто  проявляется в заключении неравноправного  контракта, который до конца не устраивает одного или нескольких партнеров. В результате банки – учредители СП часто остаются безмолвными или даже фиктивными партнерами, которые через несколько лет лишаются рычагов реального воздействия на СП.

  Существует  еще одна форма неравенства. Банки-учредители могут значительно различаться как по размеру, так и по опыту ведения бизнеса за рубежом. И именно "дополняющий" характер партнерства зачастую и является привлекательным моментом, и в сфере бизнеса очень много примеров такого рода "естественного" неравенства. СП организационного привязвно к банкам-учредителям и общему правлению, выступающему в качестве его законного представителя. Поэтому контролю соотношения сил в таком многоугольнике обычно придается очень большое значение. Банки-учредители могут вести свой бизнес независимо друг от друга и совместного предприятия, а последнее может стать относительно самостоятельным. Это отличает организационную форму СП от таких видов функционирования, как слияние банков или их участие в кационерном капитале дочерних компаний. С другой стороны, будучи отдельной корпоративной и организационной единицей, СП отличается и от менее жестких форм сотрудничества – синдицированного кредитования или установления корреспондентских отношений с открытием счета.

  Руководители  материнских компаний должны постоянно  выверять критерии принятия решений, относящихся  к различным сферам деятельности совместного предприятия. Можно  выделить следующие основные диллемы: использовать или инвестировать; формировать  деятельность СП или позволять предприятию расти самостоятельно; бороться или сотрудничать; назначать собственных представителей в руководстве предприятия или предоставить руководителю СП возможность самостоятельно подбирать кадры. Международное совместное предприятие имеет настолько сложную организационную структуру, что его успех зависит от способности руководства мыслить не только в рамках задач, стоящих перед банком, но и в тех областях, где трудно обеспечить взвешенный подход и оптимальные решения.

  Важнейшей задачей каждого из банков-учредителей является получение прибыли по окончании периода первоначального финансирования. Но даже самый строгий анализ не даст ответ на вопрос о точном рамере прибыли на инвестированный капитал и реальном периоде его окупаемости. Во-первых, невозможно запланировать различные цели с достаточной степенью точности. Во-вторых, деловые интересы партнеров могут отличаться настолько разительно, что рано или поздно это приведет к отсутствию единства в политике СП и повышенной вероятности его краха. Для достижения успеха совместному предприятию необходимы как управленческие ресурсы, так и адекватный капитал. Если материнской компанией является небольшой транснациональный банк, не способный поддержать возможный быстрый рост СП, ему придется или использовать предприятие в том виде, в каком оно существует, либо сокращать капиталовложения на стадии формирования новых направлений деятельности СП. Второй же партнер – более крупный банк – может иметь реальную возможность решить вопрос в пользу инвестиционной стороны данной диллемы. Помимо расхождений во взглядах на проводимую СП политику, материнские компании могут быть несопоставимы в финансовом отношени. Партнерам необходимо как можно более последовательно определить верхнюю и нижнюю границы распределения прибылей и финансовых рисков.

  СП  обычно является удобной формой для  передачи ценной информации и для  распространения среди партнеров  опыта работы в области некоторых  ноу-хау. При совместном использовании  ноу-хау, также, как и при совместном финансировании, банки-учредители должны четко сформулировать свои цели. Преуспевающие банки могут вести сложную игру, пытаясь с помощью СП получить доступ к новым рынкам, с тем, чтобы впоследствии продолжить дело самостоятельно. Однако успех СП зависит не столько от конкретных планов банков-учредителей, сколько от осознания ими общих интересов.

  Диллема "использовать-инвестировать" по сути представляет собой стратегическое балансирование и является прерогативой головных оффисов банков-учредителей  и небольшой группы руководителей СП. У "родительских" банков и СП могут с самого начала возникнуть серьезные проблемы и разногласия по вопросам управления, если партнеры существенно отличаются по степени децентрализации и делегирования оперативных задач.

  Диллема назначать собственного представителя в руководстве предпирятия или предоставить руководителю СП возможность самостоятельно подбирать кадры также имеет большое значение. Совершенствование управления является стратегической задачей высшего руководства, поэтому оно вправе назначать руководителя. Другой партнер, в свою очередь, может оговорить себе право назначить своего бухгалтера. Это представляется весьма логичным, но становится малоприемлемым, когда партнер, не принимающий участия в управлении, требует равных прав в контроле за деятельнсотью СП. Способ решения этой проблемы – передача управления наиболее компетентному партнеру или же предоставление всей полноты власти директору СП. Но, очевидно, любое из этих решений сопряжено с риском.

  Начальный период создания международного совместного предприятия обычно бывает весьма длинным. В это время позиция руководителей по отношению к диллемам обуславливает в значительной степени и решения, которые будут приниматься в дальнейшем. Поэтому этот период считается самым непредсказуемым и опасным. Процесс приятия решений по стратегии СП можно облегчить и ускорить, если руководители будут четко представлять, какие основные позиции им следует занять. В этом случае они будут действовать более оперативно и более независимо.

 

  1. Иностранные инвестиции

5.1. Иностранный капитал  в экономике России

 

  С начала 90-х гг. привлечение иностранных  инвесторов становится важнейшей тенденцией международной политики. Импорт предпирнимательских  инвестиций характеризуется ежегодным  колебанием капиталопотоков. Например, в 1990 г. объем мирового импорта прямых инвестиций составлял 194 млрд. долл., а в 1995 г. - 180 млрд. долл. Большая часть часть инвестиций связана с концентрацией капитала, слиянием, приобретением зарубежных компаний, особенно в сфере финансовых услуг, энергетики, средств связи и телекоммуникаци, фармацевтики.

  Странам Центральной и Восточной Европы, а также странам СНГ за период с 1991 по 1995 г. удалось привлечь около 64 млрд. долл. Иностраных инвестиций, которые  вложены в 2500 проектов; ежегодный приток капитала в этих странах составляет около 2,6 % мирового импорта предпринимательских инвестиций.

  Россия  же по импорту капитала занимает весьма скромное место в мире, но при  этом просматривается тенденция  роста. Ежегодные капиталовложения выросли с 0,4 млрд. долл. В 1991 г. до 2,8 млрд. дол. в 1995г, в 1996 г. – около 4 млрд. долл. Накопленный же объем иностранных инвестиций в экономику России к середине 1996 г. составлял 10,7 млрд.долл. (примерно 15-е место в мире). На ее долю приходилось около 1% общего объема мировых прямых зарубежных инвестиций.

  Помимо  долларовых инвестиций иностранные  компании с 1994 г. начали осуществлять капиталовложения в российских рублях. Объем рублевых капиталовложений иностранных фирм составли в 1994 г. – 84 млрд. руб., а в 1996 г. – более 687 млрд. руб. Большая часть (85%) их приходилась на прямые инвестиции, в которых в свою очередь доминировали взносы в уставные фонды совместных предприятий.

  Наша  страна привлекает капитал в форме  прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

  Прямые  инвестиции, обеспечивающие иностранным  инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно  взносы в уставные фонды СП и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.

  С приватизацией государственной  собственности, акционированием предприятий  в стране были соданы предпосылки  для иностранных портфельных  капиталовложений. Максимального уровня объем заказов западных фирм на покупку акций российских приватизированных предприятий достиг в 1994 году, составив 500 млн. долл.

  В настоящее время для западных инвесторов данная форма капиталовложений в нашу экономику относится к  рисковым инвестициям, но портфельные  инвестиции остаются одной из самых прибыльных и перспективных форм капиталовложения в отдельные отрасли нашей экономики, прежде всего в связь, телекоммуникацию, пищевую, деревообрабатывающую, цементную.

  В последние годы в мировой экономике  просматривается тенденция к росту привлечения капитала в ссудной форме. Экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частныой линиям, но льготных и коммерческих условиях. Это государственная помощь, кредиты на осуществелние конкретных инвестиционных проетов, техническая помощь, экспортыне кредиты, облигационные займы и др. Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации, крупные банки, международные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др. С точки зрения коммерческих условий (срок кредита, льготный период, уровень процентной ставки), наиболее предпочтительны именно их кредиты и двусторонняя помощь развитию. С учетом этого строится привлечение ссудных инвестиций нашим государством.

  В июне 1992 г. Россия вступила в Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Кредитное сотрудничество МБРР со странами-заемщиками строится на основе утверждаемой для каждой страны стратегии. Ныне действующая стратегия для России была прията в 1995 г. Она предусматривает возможность получения ежегодно 6-7 кредитов на сумму от 1,2 до 1,5 млрд. долл. На начало 1996 г. между Россией и МБРР было подписано 20 соглашений о займах для финансирования проектов в различных секторах экономики.

  Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – единственная международная финансовая организация, членом и одним из учредителей которой был СССР. Официально банк приступил к операциям в апреле 1991 г. Деятельность его направлена на содействие структурной перестройке экономики в государствах Восточной Европы, России и других странах СНГ. К приоритетным направлениям деятельности банка относится содействие приватизации, объединение транспортных, энергетических и телекоммуникационных сетей Европы, реформе банковских сисетм, защите окружающей среды. Стратегией банка в отношении России определены: содействие развитию промышленных предприятий; поддержка финансового сектора; разработка энергетических ресурсов; поддержка инфраструктурных объектов.

  В Международный валютный фонд (МВФ) Россия вступила в 1992 г., а в 1993 г. получила свой первый кредит на поддержку экономических реформ в размере 1,5 млрд. долл. Средства были использованы для финансирования дефицита госбюджета и создания золотовалютных резервов. В 1996 г. была соглассована сумма кредитов в 10,2 млрд. долл.

  Появляется  новая форма привлечения иностанного  капитала – выпуск и размещение еврооблигаций (евробондов). Еврооблигации  служат тем же целям, что и Государственные  казначейские облигации (ГКО) и Облигации  Федерального займа (ОФЗ), с их помощью финансируется дефицит государственного бюджета. Привлечение финансовых ресурсов путем эмиссии еврооблигаций значительно выгоднее для России, чем выпуск ГКО и других видов долговых обязательств для внутренних инвесторов.

  Отраслевое  распределение зарубежных вложений в экономику России свидетельствует об определенной диверсификации сферы приложения иностранного капитала и изменении приоритетов для инвесторов. В первой половине 1996 г. на первое место в отраслевом распределении иностранных инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера и страхование (23,3 %), на долю пищевой промышленности пришлось 7, 9%, топливно-энергетического комплекса – 7,8%, торговли и общественного питания – 6,7%, машиностроения и металлообработки – 5%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 4,6 %, науки и научного обслуживания - !%, строительства – 0,5%.

  Анализ  регионального распределения импорта  иностранного капитала показывает, что  наиболее привлекательными в 1993 г. были Москва (26,2%), Красноярский край(14,2%), Омская обл.(8,1%), Архангельская обл. (7,9%) и т.д. К тому же сохранилась тенденция к концентрации иностранных инвестиций в столице, доля Москвы в общем объеме иностранных инвестиций увеличилась до 56,6 %, в то время, как в других регионах – сократилась. Практически все регионы, объявившие о создании свободных экономических зон, не всходят в состав приоритетных для иностранных инвесторов, поскольку создание этих зон не подкрепляется реальными экономическими стимулами и правовыми гарнтиями для зарубежных вкладчиков.

  К концу 1996 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 65 стран  мира. В Государственный реестр было внесено около 3 тыс. совместных российско-американских компаний, или 17% общего количества зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала.  На втором месте – немецкие фирмы, которые вложили в 1996 г. 132 млн. долл. Накопленный объем немецких инвестиций оценивается примерно в 1 млрд. долл. У нас зарегистрировано около 1200 СП с участием немецкого капитала. На долю СП приходится около 10% товарооборота России с Германией.

  Несмотря  на все возрастающую роль, зарубежные капиталовложения пока не стали катализатором  экономического роста страны, их удельный вес в общем объеме внутренних долгосрочных капиталоволжений все еще остается небольшим.

  На  протяжении 90-х гг. Россия относилась к странам с наиболее высокой  степенью риска для иностранных  инвесторов, занимая примерно 120-е  место в мире. Для  привлечения  иностраного капитала и взаимодействия с зарубежными предпринимателями при Правительстве в 1994 г. был создан Консультационный совет по иностранным инвестициям. В его состав входят представители ЕБРР, крупнейших транснациональных компаний мира; однако кардинальное изменение инвестиционного климата в ближайшее время представляется весьма проблематичным.

  Перспективы импорта иностранного капитала. Экспортные возможности мирового рынка прямых инвестиций составляют в среднем около 200 млрд. долл. Для преодоления кризисных явлений и поддержания реформ в российской экономике, по различным оценкам, необходимо ежегодно от 15 до 20 млрд. долл., то есть следовало бы перераспределить в пользу России примерно десятую часть всего потока международных предпринимательских инвестиций. Но чтобы получить эти средства, России придется конкурировать на достаточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат.

Информация о работе Совместные предприятия