Современные теории потребительского поведения (микроэкономический подход)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Я выбрал эту тему, так как она мне показалась интересной, к тому же материал по этой теме, рассмотренный в лекционном материале, показался мне поверхностным, и я решил углубить полученные знания. Данную тему можно считать актуальной, потому что мы живем в условиях рыночной экономики, где действуют законы спроса и предложения. А в основе формирования рыночного спроса на любое благо лежат решения отдельных его потребителей, то есть индивидуальный спрос. В конечном итоге в условиях рыночной экономики производственная деятельность ограничивается и определяется поведением потребителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ………………………...…4
1.1 Суть теории потребительского поведения…………………………………4
1.2 Постулаты теории потребительского поведения………………………..…4
2 ЗАКОН СПРОСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ…………..….…5
2.1 Эффект дохода и эффект замещения…………………………………….…6
2.2 Концепция полезности……………………………………………………....9
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ….…12
3.1 Кардиналистская теория……………………………………………………12
3.2 Ординалистская теория……………………………………………………..15
3.2.1 Кривые безразличия и их свойства………………………………………16
3.2.2 Бюджетная линия и ее свойства…………………………………………19
3.2.3 Графическая интерпретация потребительского равновесия…………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………26

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Калита.docx

— 284.14 Кб (Скачать)

Рисунок 5 – Зона замещения (субституции)

Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка  АВ (зоне замены). Количество блага Х1представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y— минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:

 

где MRS — предельная норма  замещения; Q— количество товара X; Q— количество товара Y.

Предельная норма замещения  всегда отрицательная величина, так  как прирост потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого. Предельная норма  замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия — получая  в свое распоряжение все большее  количество данного блага и наращивая  его потребление, покупатель в обмен  готов отказаться от все меньшего количества другого блага, которое становится все более дефицитным. У потребителя, желающего остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага X должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара Y. Таким образом, предельная норма замещения блага X благом Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y:

 

 

 

Рассмотрим некоторые  свойства кривых безразличия:

• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;

• кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;

• абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;

• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;

• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.

3.2.2 Бюджетная  линия и ее свойства

В то время как кривые безразличия описывают систему  предпочтений потребителя, бюджетная  линия характеризует множество  доступных потребителю вариантов.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетное ограничение обычно описывается уравнением

 

где Рх и Р— цена товара Х и Y; Qи QY— количества товаров X и Y; М — располагаемый доход потребителя. Это условие означает, что сумма затрат на все блага не превышает дохода потребителя.

Бюджетное пространство представляет собой всю доступную потребителю область выбора. На рисунке 6 это заштрихованный треугольник, ограниченный бюджетной линией и осями координат.

Рисунок 6 – Бюджетная  линия

Линия бюджетного ограничения  в самом простом случае описывается  уравнением

 

Бюджетная линия пересекает оси координат в точках X=  и Yпоказывающих максимально возможные количества благ X и Y, которые может приобрести потребитель на данный доход при данных ценах.

Рассмотрим некоторые  свойства бюджетной линии:

1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Поскольку наборы благ, находящиеся на бюджетной линии, имеют равную стоимость, то увеличение покупок одного блага возможно только при сокращении покупок другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах.

2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо (рисунок 7 – а). Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево (рисунок 7 – б). Изменение дохода потребителя не меняет угла наклона бюджетной линии, но меняет координаты точек пересечения бюджетной линии с осями координат.

Рисунок 7 – Смещение линии  при изменении реального дохода

3. Коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком. Коэффициент наклона бюджетной линии представляет собой отношение цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к цене блага, отсчитываемого по вертикали, т. е. крутизна наклона равна

Знак "–" указывает на отрицательный наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар Х и Y являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара X, чтобы иметь для покупки единицы товара Y.

4. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклона бюджетной линии. Изменение цены одного блага приводит к изменению угла наклона бюджетной линии и изменению одной из точек пересечения бюджетной линии с осями координат. Изменение цены товара X и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано на рисунке. Изменение цены товара Y и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано на рисунке 8. Изменение цен обоих продуктов эквивалентно изменению реального дохода потребителя и перемешает бюджетную линию вправо или влево.

Рисунок 8 – Поворот бюджетной  линии при изменении цены блага  X (a) и блага Y (б)

3.2.3 Графическая  интерпретация потребительского  равновесия

Бюджетная линия несет  объективную информацию о величине дохода потребителя и ценах на товары. Она показывает все доступные потребителю комбинации благ Х и Y Кривые безразличия несут субъективную информацию о предпочтениях потребителя и строятся на основе наборов безразличия. Совмещая бюджетную линию и карту безразличия, можно найти оптимум потребителя.

Точка оптимума потребителя  не может лежать ниже бюджетной линии, так как это означало бы, что часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Это противоречит допущениям ординалистской теории потребительского поведения, в частности первому постулату о ненасыщаемости, который утверждает, что люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Следовательно, точка Е, лежащая на кривой безразличия Uне может быть точкой оптимума потребителя (рисунок 9).

Рисунок 9 – Графическая  интерпретация потребительского равновесия

Рассмотрим варианты, указанные  точками А, В и С, лежащими на бюджетной линии. Приобретая наборы, соответствующие этим точкам, потребитель расходует весь свой бюджет. Однако точки А и С, лежащие на кривой безразличия U2, не являются точками оптимального потребительского выбора, так как, перемещаясь по бюджетной линии вниз от точки А и вверх от точки С, можно перейти на кривую безразличия U3, которая обеспечивает более высокий уровень полезности. Точки А и С показывают доступные данному потребителю комбинации благ X и Y, соответствующие меньшим совокупным полезностям, о чем свидетельствует факт их расположения на более низких кривых безразличия. Комбинация благ, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. Точкой потребительского оптимума является точка B, так как она расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия — U3. Иными словам и, набор благ, соответствующий этой точке, приносит потребителю наиболее высокую полезность,

Равновесное положение потребителя  достигается в точке В, в которой бюджетная линия касается кривой безразличия. В точке потребительского оптимума совпадают углы наклона бюджетной линии (Px/Py) и кривой безразличия (MRS). Предельная норма замещения MRS показывает, в каком соотношении потребитель желает обменивать блага X и У. Соотношение Px/Pдемонстрирует, в какой пропорции потребитель действительно может обменивать эти блага, т. е. от приобретения какого-то количества товара X следует ему воздержаться, чтобы получить средства, необходимые для покупки единицы товара Y. Интерпретация предельной нормы замещения как соотношения предельных полезностей позволяет выразить условие равновесия потребителя в следующей форме:

 

Из уравнения видно, что  потребитель максимизирует свою полезность, если покупает товары Х и Y таким образом, что их предельные полезности в расчете на денежную единицу равны. Таким образом, в точке В достигается наилучшая, или оптимальная, из доступных потребителю комбинация продуктов Х и Y.

Точка D, расположенная на наиболее высокой кривой безразличия Uи соответствующая большей сумме полезности, чем точка В, не будет являться точкой оптимума, так как находится выше бюджетной линии и недоступна для данного потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы мною была изучена теория потребительского поведения и сделаны следующие обобщения и выводы:

В результате исследования было показано, что теория потребительского поведения отвечает на вопрос о том, сколько единиц каждого товара при тех или иных условиях будет приобретать потребитель и как изменяются его предпочтения при изменении этих условий.

Механизм потребительского поведения и теория потребительского поведения опирается на ряд положений (постулатов): множественность, суверенитет, рациональность.

Была показана связь между  законом спроса и потребительским  поведением. Нисходящая форма кривой спроса объясняется с помощью эффектов дохода и замещения или концепции полезности.

Так же в работе рассмотрены  две основные современные теории потребительского поведения кардиналистская и ординалистская теории, а так же инструменты, с помощью которых они объясняются:  кривые безразличия и бюджетная линия. 

Корме того я проанализировал  и изучил графическую интерпретацию потребительского равновесия.

В заключение, стоит отметить, что данная теория имеет фундаментальное значение при изучении микроэкономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журавлева Г. П., В. Е. Сактоев, Е. Д. Цыренова./ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: Учебник. Изд. 2-е доп. и перераб. / - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 2005. – 936 с.

2. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 1999. - XXXIV, 974 с.

3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. — 4_е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт_Издат, 2006. — 374 с. — (Университеты России).

4. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с. ISBN 5-89123-470-Х (НОРМА)

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов.-М, 1996.

6. Елецкий Н.О., Корниенко О.В. Экономическая теория: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002.

7. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учебное пособие, Серия « Краткий курс », Издательство Питер , 2000 г.

8.Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М., 1999.

9. http://www.glossary.ru/– Глоссарий.ru

10. http://biz-books.biz/ – бесплатная библиотека Бизнес–школа: книги о бизнесе

11. http://modern-econ.ru/ – Современная экономическая теория

 

 

 

 


Информация о работе Современные теории потребительского поведения (микроэкономический подход)