Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:03, реферат
Благотворительность – явление древнее, как само общество. Ее объектом традиционно принято считать страдающих от тяжелых недугов, больных, увечных, инвалид, сирот, престарелых, нищих…
В благотворительной деятельности дореволюционной России можно выделить три ее составляющие: частную, общественную и государственную. При этом очевидно, что первые две возникли раньше государственной, еще в догосударственный период.
Введение
1. Благотворительность в период Древней Руси…………………….…...3
2. Функции церкви в период монгольского нашествия…………….…...5
3. Зарождение благотворительности при Петре I…..……………….……7
Заключение
Список литературы………………………………………………………….22
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО
Кубанский
государственный
Реферат
на тему:
«Традиции благотворительности
в дореволюционной России».
Студентки:
Тлишевой Фатимы Рашидовны
группа 11-ЭБ-МН1
Научный руководитель:
Пшениснова Седа Рафаэлевна,
Краснодар, 2011
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы…………………………………
Благотворительность – явление древнее, как само общество. Ее объектом традиционно принято считать страдающих от тяжелых недугов, больных, увечных, инвалид, сирот, престарелых, нищих…
В благотворительной деятельности дореволюционной России можно выделить три ее составляющие: частную, общественную и государственную. При этом очевидно, что первые две возникли раньше государственной, еще в догосударственный период.
Основоположники христианского (да и не только христианского) учения неоднократно призывали к любви к ближнему, к благотворительности как одному из способов достичь вечного блаженства, просветления, трактуя благотворительность как одну из важнейших добродетелей. «В рай входят святой милостыней», «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается» – эти пословицы говорят сами за себя…
Интересно, что? по мнению некоторых исследователей, в частности историка С.М. Соловьева, в отличие от воинственных германцев или литовцев, которые избавлялись от слабых или увечных, наши далекие предки милостиво относились к больным и убогим, а также пленным, о чем свидетельствуют в своих записках даже путешественники, посещавшие в те незапамятные времена земли восточных славян.
Однако
это лишь намечает общие тенденции
национального характера, но не дает
достоверных сведений о существовании
благотворительности как
С принятием христианства в Древней Руси появляется особое понятие – «нищелюбие». Раскрывая сущность этого явления, В.О. Ключевский пишет, вовсе этим не умаляя добрые чувства других народов, о такой особенности: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице… Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки, притом «оттай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы» (левой руки)».
При этом значимость князей определялась не только их властью и богатством, не только их государственными заслугами, но и тем, как они относятся к бедным, обездоленным, слабым…
С принятием христианства в 988 году призрение сирых и убогих воодушевляется религиозным чувством и сосредотачивается в церквах и монастырях. Подача милостыни становится неотъемлемым ритуалом для спасения души.
Как пишут летописи о Владимире Святославиче, Крестителе, князь велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, «брать кушанье, и питье, и деньги из казны», а больным и дряхлым посылал телеги, груженные мясом, рыбой, хлебом, «овощем разным», медом и квасом…
Именно при нем были построены первые богадельни, больницы и странноприимные дома. В 996 году он издал указ, согласно которому поручил призрение надзору патриарха и подчиненных ему структур. От содержания монастырей и церквей определяется «десятина» для благотворительных нужд, то есть десятая часть денег.
Кстати,
при Владимире призрение глухих
и слепых детей было составной
частью системы общественного
В годы монгольского нашествия, пользуясь в первое время относительным уважением татарских ханов, церковь полностью берет на себя благотворительные функции.
Внушая людям, что помогать обездоленным и нуждающимся – благое дело, церковь во многом подавала в этом пример. В неурожайные годы давала зерна для посева, во время войн, стихийных бед предоставляла кров и пищу. При многих крупных монастырях возникают богадельни, бесплатные больницы и школы.
Сохранились изображения Больничных палат Троице-Сергиева монастыря, миниатюра из рукописи «Житие Сергия Радонежского» с изображением благотворительной процессии, изображение училища при Троице-Сергиевом монастыре из того же «Жития…».
В организации
и развитии воспитания глухонемых детей
большое значение имел Киево-Печерский
монастырь. При Феодосии Печерском
на пожертвования неподалеку от монастыря
был организован дом для
В исторических памятниках XIV–XV веков мы находим отдельные указания об организации общественного призрения. Есть свидетельство, например, что псковский князь Всеволод организовал дом, в котором воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные». Епископы Новгородский, Тверской и Ростовский обращали особое внимание на воспитание «убогих». В Смоленской области имелся странноприимный дом для слепых, глухонемых и хромых.
В первой половине XVI века значительно увеличилось число глухонемых, воспитывавшихся в приютах, увеличилось число богаделен для сирот, нищих странников.
С развитием и укреплением государства его благотворительную деятельность можно рассматривать как один из элементов формирующейся социальной функции государства.
В то же время обычай поощрять подаяния нередко оборачивался развитием нищенского промысла, бродяжничества.
Вокруг
городов вырастали целые
Государство
было вынуждено вмешаться в
Однако нищенство оставалось значительной проблемой. Недаром в знаменитое «Соборное уложение» 1649 года вошли и статьи об общественном призрении. Возникают специальные приказы, в частности приказ, ответственный за постройку богаделен. В 1682 году по словам того же Ю. Годунского, «молодой царь Федор Алексеевич строго предписывает собрать в Москве всех нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и госпитали или «раздать» по монастырям, а «здоровым лентяям дать работу».
В XVII веке был создан специальный Патриарший, а позднее Аптекарский приказ, которым поручались дела общественного призрения.
По мнению Петра I, нищенство приносило моральный и экономический вред государству, и он повел на него суровое наступление.
Первый указ последовал в 1691 году – «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их», предписывающий насильственно определять здоровых мужчин на работы в «смирительные дома» или на каторжные работы, а женщин – в прядильные дома.
Указ 1712 года запрещал нищенство под страхом жестокого наказания. В общей сложности в это время вышло около 20 указов против нищенства.
В то же
время Петр впервые попытался
сформировать систему светских благотворительных
заведений – гошпиталей, содержащихся
на частные пожертвования и
Особенное внимание царь уделял изувеченным в войнах, столь частых в его царствование.
Первые гошпитали появились в 1715 году, но еще долгое время большинство требующих попечения инвалидов, стариков, детей по-прежнему жили при монастырях.
Началом систематического воспитания и обучения глухих детей в России можно считать открытие в Москве Воспитательного дома в 1763 году, приютившего немало глухих детей. Впоследствии он был передан в Ведомство Великой княгини Марии Федоровны.
Петр попытался передать попечение об убогих в ведение светских государственных учреждений: в городах он возложил его на губернские и городские магистраты, в деревнях – на помощников, в свободных землях – на старост или сотских.
Центральное управление богоугодными заведениями сохраняется сначала за Патриаршим и Монастырским приказами, затем – в 1721 году – передается Св. Синоду, а затем – Камер-конторе, финансовому ведомству.
Борьба Петра с нищенством велась в основном насильственными методами, а потому и оказалась неэффективна, особенно если учитывать общее разорение хозяйства и постоянные реорганизации государственного аппарата того времени.
Именно
в период развития и утверждения
абсолютизма правительство
С самого момента своего создания в 1718 году она должна была призревать нищих, распределять их по благотворительным заведениям, участвовать в строительстве этих заведений, а порою и оказывать непосредственно материальную помощь.
Применительно к каждой категории бедствующего населения: будь то инвалиды, нищие старики, дети-сироты, подкидыши, отставные военные, и даже животные, полицейскими применялись определенные меры поддержки или воздействия.
В послепетровский период количество благотворительных учреждений постепенно увеличивалось.
В эпоху
Екатерины II, когда в Россию стали
проникать новые веяния – идеалы
европейского гуманизма, – фактически
начинается история российской благотворительности.
Согласно екатерининскому «Учреждению
для управления губерний Российской
империи» 1775 года в каждой губернии
были созданы приказы общественного
призрения – система
Приказы
подчинялись непосредственно
Однако
приказы общественного
Информация о работе Традиции благотворительности в дореволюционной России