Традиции благотворительности в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:03, реферат

Описание работы

Благотворительность – явление древнее, как само общество. Ее объектом традиционно принято считать страдающих от тяжелых недугов, больных, увечных, инвалид, сирот, престарелых, нищих…
В благотворительной деятельности дореволюционной России можно выделить три ее составляющие: частную, общественную и государственную. При этом очевидно, что первые две возникли раньше государственной, еще в догосударственный период.

Содержание

Введение
1. Благотворительность в период Древней Руси…………………….…...3
2. Функции церкви в период монгольского нашествия…………….…...5
3. Зарождение благотворительности при Петре I…..……………….……7
Заключение
Список литературы………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Кубанский государственный технологический  университет 
 

Реферат

на тему: «Традиции благотворительности в дореволюционной России». 
 
 
 

 Студентки:

Тлишевой  Фатимы Рашидовны

группа 11-ЭБ-МН1

     Научный руководитель:

Пшениснова  Седа Рафаэлевна,

                                                                        доцент 
 
 
 
 

Краснодар, 2011

 

Содержание

Введение 

  1. Благотворительность в период Древней Руси…………………….…...3
  2. Функции церкви в период монгольского нашествия…………….…...5
  3. Зарождение благотворительности при Петре I…..……………….……7

Заключение 

Список литературы………………………………………………………….22 
 

 

  1. Благотворительность в период Древней  Руси

Благотворительность – явление древнее, как само общество. Ее объектом традиционно принято считать страдающих от тяжелых недугов, больных, увечных, инвалид, сирот, престарелых, нищих…

В благотворительной  деятельности дореволюционной России можно выделить три ее составляющие: частную, общественную и государственную. При этом очевидно, что первые две  возникли раньше государственной, еще  в догосударственный период.

Основоположники христианского (да и не только христианского) учения неоднократно призывали к  любви к ближнему, к благотворительности  как одному из способов достичь вечного  блаженства, просветления, трактуя  благотворительность как одну из важнейших добродетелей. «В рай входят святой милостыней», «Нищий богатым  питается, а богатый нищего молитвою спасается» – эти пословицы говорят  сами за себя…

Интересно, что? по мнению некоторых исследователей, в частности историка С.М. Соловьева, в отличие от воинственных германцев  или литовцев, которые избавлялись  от слабых или увечных, наши далекие  предки милостиво относились к больным  и убогим, а также пленным, о  чем свидетельствуют в своих  записках даже путешественники, посещавшие в те незапамятные времена земли  восточных славян.

Однако  это лишь намечает общие тенденции  национального характера, но не дает достоверных сведений о существовании  благотворительности как таковой  на Руси до принятия христианства.

С принятием  христианства в Древней Руси появляется особое понятие – «нищелюбие». Раскрывая  сущность этого явления, В.О. Ключевский пишет, вовсе этим не умаляя добрые чувства других народов, о такой  особенности: «Человеколюбие у наших  предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице… Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки, притом «оттай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы» (левой руки)».

При этом значимость князей определялась не только их властью и богатством, не только их государственными заслугами, но и  тем, как они относятся к бедным, обездоленным, слабым…

С принятием  христианства в 988 году призрение сирых  и убогих воодушевляется религиозным  чувством и сосредотачивается в  церквах и монастырях. Подача милостыни  становится неотъемлемым ритуалом для  спасения души.

Как пишут  летописи о Владимире Святославиче, Крестителе, князь велел всякому  нищему и убогому приходить на княжий двор, «брать кушанье, и питье, и деньги из казны», а больным  и дряхлым посылал телеги, груженные  мясом, рыбой, хлебом, «овощем разным», медом и квасом…

Именно  при нем были построены первые богадельни, больницы и странноприимные  дома. В 996 году он издал указ, согласно которому поручил призрение надзору  патриарха и подчиненных ему  структур. От содержания монастырей и  церквей определяется «десятина» для  благотворительных нужд, то есть десятая  часть денег.

Кстати, при Владимире призрение глухих и слепых детей было составной  частью системы общественного призрения. Все дети, имеющие органические недостатки, значились «убогими» или «увечными». Князь Владимир передал общественное призрение убогих Церкви: «Убогие… даны митрополиту или епископу…  да ведает их той и рассуждает».  

  1. Функции церкви в период монгольского нашествия

В годы монгольского нашествия, пользуясь  в первое время относительным  уважением татарских ханов, церковь  полностью берет на себя благотворительные  функции.

Внушая  людям, что помогать обездоленным и  нуждающимся – благое дело, церковь  во многом подавала в этом пример. В  неурожайные годы давала зерна для  посева, во время войн, стихийных  бед предоставляла кров и пищу. При многих крупных монастырях возникают  богадельни, бесплатные больницы и  школы.

Сохранились изображения Больничных палат Троице-Сергиева монастыря, миниатюра из рукописи «Житие Сергия Радонежского» с изображением благотворительной процессии, изображение  училища при Троице-Сергиевом  монастыре из того же «Жития…».

В организации  и развитии воспитания глухонемых детей  большое значение имел Киево-Печерский  монастырь. При Феодосии Печерском  на пожертвования неподалеку от монастыря  был организован дом для слепых, глухих, немых и хромых с церковью святого архидиакона Стефана. На содержание этого преподобный Феодосий выделял десятую часть монастырских доходов.

В исторических памятниках XIV–XV веков мы находим  отдельные указания об организации  общественного призрения. Есть свидетельство, например, что псковский князь  Всеволод организовал дом, в котором  воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные». Епископы Новгородский, Тверской и Ростовский обращали особое внимание на воспитание «убогих». В  Смоленской области имелся странноприимный  дом для слепых, глухонемых и хромых.

В первой половине XVI века значительно увеличилось  число глухонемых, воспитывавшихся  в приютах, увеличилось число  богаделен для сирот, нищих странников.

  1. Зарождение благотворительности при Петре I

С развитием  и укреплением государства его  благотворительную деятельность можно  рассматривать как один из элементов  формирующейся социальной функции  государства.

В то же время обычай поощрять подаяния нередко  оборачивался развитием нищенского промысла, бродяжничества.

Вокруг  городов вырастали целые слободы, населенные «профессиональными» «церковными  и богадельни люди». Как пишет  историк Ю. Годунский, «лженищие, всячески избегавшие труда, ходили по миру, увеличивая число праздношатающихся. Выдавая  себя за больных и убогих, они  «отбирали» тем самым милостыню  у истинно нуждающихся. Армия  домогающихся подаяния год от года росла».

Государство было вынуждено вмешаться в ситуацию. На Стоглавом соборе в 1551 году царем  было велено создать в каждом городе богадельни для мужчин и женщин и  больницы. Средства на них должны были поступать от частных лиц, а контроль за их расходованием отдавался в  руки духовенства и целовальников. Таким образом, постановлениями  Собора руководящая роль в общественном призрении, по существу, была передана государственной власти.

Однако  нищенство оставалось значительной проблемой. Недаром в знаменитое «Соборное уложение» 1649 года вошли  и статьи об общественном призрении. Возникают специальные приказы, в частности приказ, ответственный  за постройку богаделен. В 1682 году по словам того же Ю. Годунского, «молодой царь Федор Алексеевич строго предписывает собрать в Москве всех нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в богадельни и госпитали или «раздать» по монастырям, а «здоровым лентяям дать работу».

В XVII веке был создан специальный Патриарший, а позднее Аптекарский приказ, которым поручались дела общественного  призрения.

По мнению Петра I, нищенство приносило моральный  и экономический вред государству, и он повел на него суровое наступление.

Первый  указ последовал в 1691 году – «О забирании  нищих, притворяющихся увечными, и о  наказании их», предписывающий насильственно  определять здоровых мужчин на работы в «смирительные дома» или  на каторжные работы, а женщин –  в прядильные дома.

Указ 1712 года запрещал нищенство под страхом  жестокого наказания. В общей  сложности в это время вышло  около 20 указов против нищенства.

В то же время Петр впервые попытался  сформировать систему светских благотворительных  заведений – гошпиталей, содержащихся на частные пожертвования и сочетавших в себе черты больницы, богадельни и сиротского дома. Он велел помещать неспособных к труду в сиротские  дома, больницы, дома призрения, выдавать инвалидам из казны «кормовые  деньги», а состоятельных жителей  призывал вкладывать средства и продукты в богадельни и госпитали. Святейшему Синоду указано было выделить несколько  монастырей, где «всех сирот обоего пола принимать… и убогих».

Особенное внимание царь уделял изувеченным в  войнах, столь частых в его царствование.

Первые  гошпитали появились в 1715 году, но еще долгое время большинство  требующих попечения инвалидов, стариков, детей по-прежнему жили при  монастырях.

Началом систематического воспитания и обучения глухих детей в России можно считать  открытие в Москве Воспитательного  дома в 1763 году, приютившего немало глухих детей. Впоследствии он был передан  в Ведомство Великой княгини  Марии Федоровны.

Петр  попытался передать попечение об убогих в ведение светских государственных  учреждений: в городах он возложил его на губернские и городские  магистраты, в деревнях – на помощников, в свободных землях – на старост  или сотских.

Центральное управление богоугодными заведениями  сохраняется сначала за Патриаршим и Монастырским приказами, затем  – в 1721 году – передается Св. Синоду, а затем – Камер-конторе, финансовому  ведомству.

Борьба  Петра с нищенством велась в основном насильственными методами, а потому и оказалась неэффективна, особенно если учитывать общее разорение  хозяйства и постоянные реорганизации  государственного аппарата того времени.

Именно  в период развития и утверждения  абсолютизма правительство возлагает  большие надежды на полицию, которая  играла особую роль в организации  благотворительной деятельности, координируя  взаимодействие общества и государства.

С самого момента своего создания в 1718 году она  должна была призревать нищих, распределять их по благотворительным заведениям, участвовать в строительстве  этих заведений, а порою и оказывать  непосредственно материальную помощь.

Применительно к каждой категории бедствующего населения: будь то инвалиды, нищие  старики, дети-сироты, подкидыши, отставные  военные, и даже животные, полицейскими применялись определенные меры поддержки  или воздействия.

В послепетровский  период количество благотворительных  учреждений постепенно увеличивалось.

В эпоху  Екатерины II, когда в Россию стали  проникать новые веяния – идеалы европейского гуманизма, – фактически начинается история российской благотворительности. Согласно екатерининскому «Учреждению  для управления губерний Российской империи» 1775 года в каждой губернии были созданы приказы общественного  призрения – система государственной  помощи, осуществлявшая всю социальную политику в стране. Приказы открывали  и брали под свой контроль народные школы, заведения для умалишенных  и неизлечимо больных, богадельни, сиротские  дома…

Приказы подчинялись непосредственно верховной  власти и Сенату, деньги они получали как от государства, так и от частных  лиц. Создание приказов утвердило призрение  как область государственного управления.

Однако  приказы общественного призрения  были далеки от идеала. Их ежегодные  отчеты сильно расходились с действительным положением вещей, а большинство  их мероприятий по пресечению и предупреждению нищенства оказывались неэффективными. На протяжении XVIII века полиция из общеадминистративного  органа превратилась в карательный, и, соответственно, во многом изменились ее функции в отношении благотворительной, социальной деятельности.

Информация о работе Традиции благотворительности в дореволюционной России