Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:03, реферат
Благотворительность – явление древнее, как само общество. Ее объектом традиционно принято считать страдающих от тяжелых недугов, больных, увечных, инвалид, сирот, престарелых, нищих…
В благотворительной деятельности дореволюционной России можно выделить три ее составляющие: частную, общественную и государственную. При этом очевидно, что первые две возникли раньше государственной, еще в догосударственный период.
Введение
1. Благотворительность в период Древней Руси…………………….…...3
2. Функции церкви в период монгольского нашествия…………….…...5
3. Зарождение благотворительности при Петре I…..……………….……7
Заключение
Список литературы………………………………………………………….22
Особый вклад в дело благотворительности внесла семья Ольденбургских во главе с принцем П.Г. Ольденгбургским.
Мужчины
этой семьи основывали больницы, институты,
училища, приюты для малолетних, детские
больницы; женщины опекали учреждения
искусства, общины сестер милосердия….
Их безупречная репутация
Впрочем,
существовавшие в начале XX века благотворительные
учреждения не могли помочь всем нуждающимся
и обездоленным. Города кишели нищими,
инвалидами, сиротами и безработными,
среда которых нередко
«В
двух- и трехэтажных домах вокруг
площади – ночлежках ночевало
и ютилось до десяти тысяч
человек. Эти дома приносили
огромный доход домовладельцам.
Каждый ночлежник платил пятак
за ночь, а «номера» ходили
по двугривенному. Под нижними
нарами, поднятыми на аршин от
пола, располагались логовища на
двоих; они разделялись
По рассказам Гиляровского, населяли «Каторгу» в основном воры, нищие и спившиеся интеллигенты, подрабатывающие переписчиками ролей. В день переписчик мог получить до 40–50 копеек, которые, впрочем, на пользу не шли, а тут же пропивались. Никто из переписчиков не мог собрать денег даже на приличную одежду, и потому, отправляя одного за получением заказа или с переписанными ролями, его наряжали во все лучшее, что имелось у всех.
В 1902 году Гиляровский приводил сюда К. С.Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, художника В.А.Симова, ставивших во МХАТе «На дне» М. Горького. Сюда же приходили и актеры МХАТа, чтобы сыграть обитателей ночлежки со всею достоверностью.
Однако были и примеры подвижничества, своеобразного волонтерства, искренней помощи и поддержки нуждающимся. Речь идет о деятельности Иоанна Кронштадтского, во многом шедшего в деле благотворительности по стопам своим предшественников – например, Сергия Радонежского и других подвижников русской Церкви. Кронштадт был местом административной ссылки из столицы разных неугодных правительству, провинившихся людей. В порту работало немало чернорабочих. Все они ютились по большей части в жалких лачугах и землянках, попрошайничали, пьянствовали, голодали и болели. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью велик был риск подвергнуться нападению грабителей. В городе царили безверие и сектантство.
Св. Иоанн
стал ежедневно бывать в их убогих
жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за
больными, помогал материально и
часто возвращался домой
В 1872 году отец Иоанн устроил в Кронштадте Дом Трудолюбия, в котором безработные и праздные люди могли бы заработать себе пропитание, ночлег и немного денег. Всякий желающий мог получить в Доме Трудолюбия простую работу, например, клейку картузов, трепанье пеньки и т. п., и получал за это здоровую, сытную пищу, небольшую плату и ночлег простой, но чистый. В состав Дома Трудолюбия входили мастерские, народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек; ночлежный приют, взимавший за ночлег по 3 копейки; бесплатное призрение бедных женщин, бесплатная амбулаторная лечебница, воскресная школа, классы ручного труда и рукоделия и многое другое. В Доме Трудолюбия имелась домовая церковь во имя св. Александра Невского. В 1888 году о. Иоанну удалось заложить и отстроить каменный трехэтажный дом для ночлежного приюта. 19 мая 1891 года была сделана закладка третьего здания – «Странноприимного дома». По мысли о. Иоанна цель этого учреждения – дать бедному люду пристанище во время приезда в Кронштадт к о. Иоанну за молитвой и советом. Странноприимный дом, здание громадное – в четыре этажа, построили во дворе Дома Трудолюбия. Дом Трудолюбия – это целый город, полный самой кипучей, разносторонней и осмысленной деятельности. Паства Дома Трудолюбия состояла из лиц, принадлежавших ко всем слоям общества, начиная от самого высшего и кончая самым низшим. Между ними не было никакого разделения. Здесь все люди сливались в одну семью и дружно работали вместе. Нужда и горе у всех людей одинаковы. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем...»
В России
XVIII – XIX веков церковной
В рамках
благотворительной деятельности организовывались
лазареты, больницы, Божии дома (приюты),
где тяжелобольных, инвалидов, сирот
и бездомных обслуживали сестры
и братья милосердия из числа мирян-доброхотов
или послушники монастырей. Открывались
столовые, чайные, в которых все
нуждающиеся могли получить питание
по существенно сниженным ценам
либо бесплатно. Создавались также
производственные мастерские и церковноприходские
школы, в которых бесплатно обучали
грамоте всех, кому это было нужно.
Ярким примером, а может быть,
и высшей точкой развития церковной
благотворительности в России была
созданная в Москве в 1905–1910 годах
великой княгиней Елизаветой Федоровной,
принявшей впоследствии мученическую
кончину близ Алапаевска, Марфо-Мариинская
обитель. По замыслу основательницы,
ныне причисленной к лику святых, здесь
должны были соединиться воедино
две добродетели: служение Господу
через помощь ближнему и непосредственное
служение Богу через молитву и
работу над собой. Это был монастырь,
сочетавший в себе благотворительную
и медицинскую работу, монастырь,
обращенный к нуждам мира. Сестры шли
в дома заболевших бедняков, трудились
в монастырской больнице и аптеке,
в бесплатной столовой и библиотеке,
трудились в госпиталях и лазаретах.
С началом Первой мировой войны
многие из них в качестве сестер
милосердия находились на фронтах. В
монастырском приюте для девочек-сирот
обучали медицине, уходу за больными,
рукоделию. Был обустроен специальный
дом для девушек, работавших на фабриках,
и бедных студенток. К 1917 году обитель
насчитывала 150 сестер, ее деятельность
приобретала все больший
Таким
образом, к началу XX века в России
действовала разветвленная
Положение
радикально изменил переворот 1917 года,
когда сами понятия «милосердие»,
«сострадание» стали как бы составным
компонентом «опиума для
Список литературы
Информация о работе Традиции благотворительности в дореволюционной России