Традиции благотворительности в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:03, реферат

Описание работы

Благотворительность – явление древнее, как само общество. Ее объектом традиционно принято считать страдающих от тяжелых недугов, больных, увечных, инвалид, сирот, престарелых, нищих…
В благотворительной деятельности дореволюционной России можно выделить три ее составляющие: частную, общественную и государственную. При этом очевидно, что первые две возникли раньше государственной, еще в догосударственный период.

Содержание

Введение
1. Благотворительность в период Древней Руси…………………….…...3
2. Функции церкви в период монгольского нашествия…………….…...5
3. Зарождение благотворительности при Петре I…..……………….……7
Заключение
Список литературы………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 39.22 Кб (Скачать)

Особый  вклад в дело благотворительности  внесла семья Ольденбургских во главе  с принцем П.Г. Ольденгбургским.

Мужчины этой семьи основывали больницы, институты, училища, приюты для малолетних, детские  больницы; женщины опекали учреждения искусства, общины сестер милосердия…. Их безупречная репутация становилась  стимулом для других аристократических  семей, купеческих, предпринимательских  династий.

Впрочем, существовавшие в начале XX века благотворительные  учреждения не могли помочь всем нуждающимся  и обездоленным. Города кишели нищими, инвалидами, сиротами и безработными, среда которых нередко порождала  преступный элемент. Ночлежки не вмещали  всех желающих, а условия жизни  в них оставляли желать лучшего. Известна своей «худой» славой «Хитровка» в Москве.

 «В  двух- и трехэтажных домах вокруг  площади – ночлежках ночевало  и ютилось до десяти тысяч  человек. Эти дома приносили  огромный доход домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак  за ночь, а «номера» ходили  по двугривенному. Под нижними  нарами, поднятыми на аршин от  пола, располагались логовища на  двоих; они разделялись повешенной  рогожей. Пространство в аршин  высоты и полтора аршина ширины  между двумя рогожами и считался  «нумером», где люди ночевали  без всякой подстилки, кроме  собственных отрепьев», – так  описывал Гиляровский ночлежку  в доме Ярошенко.

По рассказам  Гиляровского, населяли «Каторгу» в  основном воры, нищие и спившиеся  интеллигенты, подрабатывающие переписчиками  ролей. В день переписчик мог получить до 40–50 копеек, которые, впрочем, на пользу не шли, а тут же пропивались. Никто  из переписчиков не мог собрать денег  даже на приличную одежду, и потому, отправляя одного за получением заказа или с переписанными ролями, его наряжали во все лучшее, что имелось у всех.

В 1902 году Гиляровский приводил сюда К. С.Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, художника  В.А.Симова, ставивших во МХАТе «На  дне» М. Горького. Сюда же приходили  и актеры МХАТа, чтобы сыграть  обитателей ночлежки со всею достоверностью.

Однако  были и примеры подвижничества, своеобразного  волонтерства, искренней помощи и  поддержки нуждающимся. Речь идет о  деятельности Иоанна Кронштадтского, во многом шедшего в деле благотворительности  по стопам своим предшественников –  например, Сергия Радонежского и других подвижников русской Церкви. Кронштадт  был местом административной ссылки из столицы разных неугодных правительству, провинившихся людей. В порту  работало немало чернорабочих. Все  они ютились по большей части  в жалких лачугах и землянках, попрошайничали, пьянствовали, голодали и болели. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью велик был риск подвергнуться  нападению грабителей. В городе царили безверие и сектантство.

Св. Иоанн  стал ежедневно бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными, помогал материально и  часто возвращался домой раздетым и даже без сапог.

В 1872 году отец Иоанн устроил в Кронштадте Дом Трудолюбия, в котором безработные  и праздные люди могли бы заработать себе пропитание, ночлег и немного  денег. Всякий желающий мог получить в Доме Трудолюбия простую работу, например, клейку картузов, трепанье пеньки и т. п., и получал за это здоровую, сытную пищу, небольшую плату и  ночлег простой, но чистый. В состав Дома Трудолюбия входили мастерские, народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек; ночлежный приют, взимавший за ночлег по 3 копейки; бесплатное призрение бедных женщин, бесплатная амбулаторная лечебница, воскресная школа, классы ручного труда и рукоделия и многое другое. В Доме Трудолюбия имелась домовая церковь во имя св. Александра Невского. В 1888 году о. Иоанну удалось заложить и отстроить каменный трехэтажный дом для ночлежного приюта. 19 мая 1891 года была сделана закладка третьего здания – «Странноприимного дома». По мысли о. Иоанна цель этого учреждения – дать бедному люду пристанище во время приезда в Кронштадт к о. Иоанну за молитвой и советом. Странноприимный дом, здание громадное – в четыре этажа, построили во дворе Дома Трудолюбия. Дом Трудолюбия – это целый город, полный самой кипучей, разносторонней и осмысленной деятельности. Паства Дома Трудолюбия состояла из лиц, принадлежавших ко всем слоям общества, начиная от самого высшего и кончая самым низшим. Между ними не было никакого разделения. Здесь все люди сливались в одну семью и дружно работали вместе. Нужда и горе у всех людей одинаковы. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, – говорил о. Иоанн. – Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем...»

В России XVIII – XIX веков церковной благотворительностью были охвачены практически все нуждающиеся  в ней. Помощь оказывалась и жертвам  войн – солдатам, раненым, «военно-увечным» (так ранее назывались инвалиды войны), семьям военнослужащих, недужным, престарелым. Получали ее и нищие, безграмотные, сироты, безработные, погорельцы. Значительная помощь оказывалась и морально оступившимся людям – алкоголикам, осужденным. Как правило, эта деятельность осуществлялась либо самими приходами и монастырями, либо обществами благотворительности, учрежденными при них. Если же таковые  функционировали при муниципальных органах управления, Церковь принимала самое активное участие в их работе.

В рамках благотворительной деятельности организовывались лазареты, больницы, Божии дома (приюты), где тяжелобольных, инвалидов, сирот  и бездомных обслуживали сестры и братья милосердия из числа мирян-доброхотов или послушники монастырей. Открывались  столовые, чайные, в которых все  нуждающиеся могли получить питание  по существенно сниженным ценам  либо бесплатно. Создавались также  производственные мастерские и церковноприходские школы, в которых бесплатно обучали  грамоте всех, кому это было нужно. Ярким примером, а может быть, и высшей точкой развития церковной  благотворительности в России была созданная в Москве в 1905–1910 годах  великой княгиней Елизаветой Федоровной, принявшей впоследствии мученическую кончину близ Алапаевска, Марфо-Мариинская обитель. По замыслу основательницы, ныне причисленной к лику святых, здесь  должны были соединиться воедино  две добродетели: служение Господу  через помощь ближнему и непосредственное служение Богу через молитву и  работу над собой. Это был монастырь, сочетавший в себе благотворительную  и медицинскую работу, монастырь, обращенный к нуждам мира. Сестры шли  в дома заболевших бедняков, трудились  в монастырской больнице и аптеке, в бесплатной столовой и библиотеке, трудились в госпиталях и лазаретах. С началом Первой мировой войны  многие из них в качестве сестер милосердия находились на фронтах. В  монастырском приюте для девочек-сирот  обучали медицине, уходу за больными, рукоделию. Был обустроен специальный  дом для девушек, работавших на фабриках, и бедных студенток. К 1917 году обитель  насчитывала 150 сестер, ее деятельность приобретала все больший размах, она становилась подлинно всероссийским  центром милосердия. Может быть, главным достижением Елизаветы  Федоровны являлось объединение  вокруг цели бескорыстного служения обездоленным самых разных слоев  русского общества. Это была программа служения всех всем. Без различия национальности, сословия, вероисповедания. Обществу помогали аристократы и купцы, художники и писатели, врачи и духовенство, простые люди и даже те, кто «не интересовался» религией. Просуществовала Марфо-Мариинская обитель до 1926 года.

Таким образом, к началу XX века в России действовала разветвленная система  частных и сословных благотворительных  обществ. Иные из этих обществ помогали только выходцам из своей среды, другие, напротив, лицам совершенно посторонним.

Положение радикально изменил переворот 1917 года, когда сами понятия «милосердие», «сострадание» стали как бы составным  компонентом «опиума для народа», и уж тем более неприемлемыми  оказались все формы частной  благотворительности, не говоря уже  о государственных структурах, в  той или иной мере успешно, но осуществлявших социальные функции благотворительности  и поддержки нуждающихся.

 

Список  литературы

  1. Казаковец, С.В. Благотворительность в Вятской губернии в годы Первой мировой войны. ВИ. - 2008. - №7.
  2. Прохоров, В.Л. Этапы развития благотворительности в России. ВИ - 2005. - №3. - С. 158 - 164.
  3. Ульянова Г.Н. Законодательство о благотворительности в России (конец 18 - начало 20 вв. ) ОИ. - 2005. - №6 . - С. 17 - 32.
  4. Ульянова Г.Н. Российская благотворительность в освещении Историографии 19 - начала 20 века. ВИ. - 2006. - №1. - С. 160 - 166.

Информация о работе Традиции благотворительности в дореволюционной России