Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение процесса управления затратами и путей их оптимизации на базе данных ОАО «Южно-Уральский криолитовый завод» (ОАО «Криолит»).
Задачей работы является рассмотрение основных составляющих себестоимости, их характеристика, а также факторов, ее определяющих;
рассмотрение основных элементов процесса управления и его функций.
Введение… ………………………………………………………………………...4
Экономическое содержание понятия себестоимости продукции………..5
Себестоимость продукции и факторы ее определяющие………………..5
Понятие себестоимости в экономике и нормативной базе
Классификация текущих затрат предприятия
Факторы, оказывающие влияние на величину затрат предприятия
Система управления затратами предприятия ……………………………...8
1.2.1 Резервы снижения величины текущих затрат на предприятии
1.2.2 Функции и принципы управления затратами
2 Анализ текущих затрат предприятия на базе данных ОАО «Криолит»
за 2001-2003 ………………………………..………………………………….13
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия
ОАО «Криолит» ………………………………………………………………13
2.2 Анализ структуры себестоимости продукции…………………………….14
2.2.1 Анализ структуры себестоимости продукции по элементам расходов
2.2.2 Анализ структуры себестоимости продукции по калькуляционным статьям затрат
2.2.3 Анализ прямых материальных затрат ОАО «Криолит»
2.3 Факторный анализ затрат методом цепных подстановок………………19
2.3.1 Расчёт влияния факторов на изменение прямых материальных затрат
2.3.2 Анализ уровня затрат на один рубль товарной продукции
2.3.3 Расчёт влияния факторов на уровень затрат на один рубль товарной продукции
2.4 Анализ влияния затрат на операционный риск……………..........................21
2.4.1 Операционный анализ текущих затрат ОАО «Криолит»
2.4.2 Оценка влияния текущих затрат на операционный риск
3 Организация и осуществление учёта затрат на ОАО «Криолит»…..… …..23
4 Пути и способы оптимизации текущих затрат на ОАО «Криолит»
4.1 Разработка программы оптимизации текущих затрат ОАО «Криолит»
4.1.1 Реорганизация ОАО «Криолит» в качестве выделения подразделения по производству сернокислого алюминия
4.1.2 Выпуск нового вида сернокислого алюминия - гранулированной фракции
Заключение………………………………………………………………..……..27
Список использованных источников……………………...………………….28
Приложение А-Таблицы №1-14…………………………………………………29
Приложение Б(справочное)– Форма 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции» за 2001год………………………..30
Приложение В(справочное)– Форма 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции» за 2002год ………………………31
Приложение Г(справочное)– Форма 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции» за 2003год…. ……………………32.
Приложение Д(справочное) – Перечень калькуляций за 2001 год ………..33
Приложение Е(справочное)– Перечень калькуляций за 2002 год …………34
Приложение Ж (справочное)– Перечень калькуляций за 2003 год ………..35
В 2002 году увеличение материальных затрат составило 49454 тыс.руб., в том числе за счет увеличения объема продукции - на 15587 тыс.руб., за счет структурных сдвигов – на 7553 тыс.руб. (выпуск фторсолей , алюминия сернокислого остался на уровне 2003 года, а выпуск борной кислоты на 1597 тонн больше уровня 2003 года), за счет увеличения уровня затрат на остальные изделия - на 26314 тыс.руб.
В 2001 году затраты увеличились в сравнении с планом на 51838 тыс.руб. ( и остались на уровне 2002 года), в том числе за счет увеличения объема продукции на 24532 тыс.руб., за счет изменения структуры материальные затраты снизились на 7762 тыс.руб.(за весь анализируемый период очень низкий выпуск фторсолей -58624 тонны и очень высокий алюминия сернокислого -58624 тонны, стоимость 1 тонны фторсолей 15 тыс.руб., а 1 тонны алюминия сернокислого 2,3 тыс.руб.), за счет увеличения уровня затрат на остальные изделия - на 35068 тыс.руб.
Таким образом, в результате анализа материальных затрат выявлено, что основными факторами, влияющими на увеличение материальных затрат, являются изменение (увеличение) объема продукции, изменение уровня затрат на остальные изделия, а фактором, снижающим эти затраты, является изменение структуры выпускаемой продукции. На основании этого можно сделать вывод, что увеличение выпуска фтористых солей в общем объеме выпускаемой продукции благоприятно сказалось на экономических показателях предприятия, но самым важным условием для этого является постоянный спрос на рынке фтористых солей.
2.3 Факторный анализ затрат на производство методом цепных
подстановок
Обобщающим показателем себестоимости в промышленности является себестоимость 1 рубля товарной продукции./16/
Как было отмечено ранее, непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции оказывают четыре фактора первого порядка, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
а)структура выпущенной продукции;
б) уровень затрат на производство отдельных изделий;
в)цены и тарифы на потребленные материальные ресурсы;
г) цены на продукцию./2/
Данные для анализа себестоимости таблицы 6(Приложение А) позволяют рассчитать уровень затрат на 1 рубль товарной продукции, следуя логике цепной подстановки:
По данным таблицы 6 рассчитаем уровень затрат на 1 рубль товарной продукции, следуя логике способа цепной подстановки.
Расчеты сведены в таблицу 7(Приложение А).
Таким образом, в 2001 году себестоимость товарной продукции снизилась на 4 коп. Это снижение себестоимости вызвано снижением ресурсоемкости продукции (5,8 коп), ростом цен на продукцию (4 коп.), положительным влиянием структурных сдвигов в ассортименте (0,2 коп.). Рост себестоимости 1 рубля товарной продукции на 6 коп. обусловлен повышением цен на материальные, трудовые ресурсы и услуги. Количественная оценка влияния факторов на уровень затрат позволяет провести сравнительный анализ влияния цен на продукцию и ресурсы. В данном случае отрицательное влияние цен на ресурсы не возмещается ростом цен на продукцию и единственным резервом роста прибыли является снижение ресурсоемкости единицы продукции.
В 2002 году себестоимость 1 рубля товарной продукции снизилась на 7 коп., это обусловлено снижением ресурсоемкости продукции (7 коп.), увеличением цен на продукцию (13,3 коп.), снижением цен на ресурсы (1 коп.). Отрицательным на себестоимость в этом периоде, оказалось влияние структуры выпущенной продукции 14,3 коп. (Если в 2001 году в общем объеме выпуска криолита 19433 тонны, криолита по «толлингу» было произведено 16722 тонны (86 процентов), а собственного криолита – 2711 тонн (14 процентов), то в 2002 году из общего выпуска криолита 27765 тонн, выпуск по «толлингу» составлял 25020 тонн (90 процентов), а собственного - 2745 тонны (10 процентов), что в общем итоге говорит об увеличение удельного веса криолита по «толлингу» на 8298 тонн, а это напрямую связано с изменением в сторону уменьшения расходов по сырью).
В 2003году себестоимость 1 рубля товарной продукции снизилась на 12,2 коп. В этом периоде отрицательное влияние ресурсоемкости продукции (4 коп.) и структуры продукции (8 коп.) возмещается ростом цен на продукцию (18,2 коп.) и снижением цен на ресурсы (6 коп.).
Динамика сопоставления влияния факторов приведена в таблице 8.(Приложение А)
Таким образом, в результате рассмотренного влияния факторов на уровень затрат на 1 рубль товарной продукции за период 2001-2003 годы, мы наблюдали снижение себестоимости 1 рубля товарной продукции уровня 2003 года к уровню 2002 года на 5,2 коп, к уровню 2001 года на 8,2 коп., а уровня 2002года к уровню 2001года на 3 коп.
Такое снижение вызвано: положительным влиянием цен на продукцию (уровня 2003 года к уровню 2002 года на 4,9 коп., 2003 года к 2001 году на 14,2 коп., уровня 2002 года к уровню 2001 года на 9,3 коп.), а также снижением цен на ресурсы ( уровня 2003 года к уровню 2002 года на 5 коп., 2003 год к 2001 году на 12 коп., 2002 года к 2001 году на 7 коп.).
Увеличение себестоимости на 1 рубль товарной продукции обусловлено: повышением ресурсоемкости продукции (2003 год к 2002 году на 11 коп., 2003 год к 2001году на 9,8 коп., а в 2002 году к 2001 году наблюдалось снижение ресурсоемкости на 1,2 коп.); отрицательным влиянием структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, что в сравнении уровня 2003 года с уровнем 2001 года способствовало увеличению затрат на 1 рубль товарной продукции на 8,2 коп., уровня 2002 года с уровнем 2001 года на 14,5 коп. (в 2003 году к 2002 году наблюдалось снижение на 6,3 коп.).
Следовательно, основным фактором, влияющим на снижение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции является увеличение цен на продукцию. Постоянный спрос на рынке фторсолей позволил предприятию сохранить их производство в 2003 году на уровне 2002года. Цены на собственный криолит и алюминий фтористый в течении 2002 и 2003 годов изменялись в сторону увеличения в соответствии с коньюктурой рынка, ценовая политика предприятия была направлена на формирование оптимального уровня цен, обеспечивающих покрытие затрат на производство продукции и получение дополнительной прибыли.
Другим тоже важным фактором снижения затрат на рубль товарной продукции является снижение цен на материальные ресурсы, снижение ресурсоемкости продукции и ярким примером этого является то, что в начале 2002 года резкое увеличение цены на гидрат окиси алюминия обусловило увеличение себестоимости алюминия сернокислого и соответственно повышения оптовых цен реализации данной продукции. В результате увеличение себестоимости, цены годовое производство сократилось и составило в 2002 году 39 тысяч тонн, в 2003 году – 38 тысяч тонн (в 2001году -58 тысяч тонн).Такое существенное снижение отразилось на финансово-экономических результатах, бюджет предприятия потерял порядка 61 миллиона рублей.
На предприятии совершенствуется и внедряется новая технология по выпуску фторсолей, алюминия сернокислого, борной кислоты, которая способствует наименьшим потерям сырья, энергозатрат (в 2003 году предприятие полностью перешло на фактический учет электроэнергии, природного газа, все цеха обеспечены счетчиками учета энергозатрат).
2.4 Анализ влияния затрат па операционный риск
Пожалуй, самым эффективным методом решения задач финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.
Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Рассчитаем данные показатели на базе данных ОАО «Криолит», приняв допущение, что цены и объём продаж изменяются пропорционально. (Приложение А- таблица 9).
Определим изменение выручки:
в 2001 г. – 366714 тыс.руб.
в 2002 г. – 441124 тыс.руб.
в 2003 г. – 503483 тыс.руб.
В 2002 году изменение составило
∆ В = 441124 -1 *100% =20,29 %
02 с 01 366714
∆ В = 5032483 -1 *100% =14,14 %
03 с 02 441124
∆ В = 5032483 -1 *100% =37,30 %
03 с 01 366714
Определим влияние изменения выручки на прибыль:
%∆ В *ОР= %∆ ОП
Пр 02с01=20,29*6,97=141,42 %
Пр 03с02=14,14*6,05= 85,54 %
Пр 03с01=37,30*6,97=259,981%
Таким образом, изменение выручки в сторону увеличения ведет к росту прибыли.
Операционный рычаг = (ОП1 – ОП0): ОП0
02с01= (31996-19982):19982 = 0,6012 =2,96=3
(441124-366714):366714 0,2029
03с02= (36156-31996):31996 = 0,1300 =0,92=1
(503483-441124):441124 0,1414
03с01= (36156-19982):19982 = 0,8094 =2,17=2
(503483-366714):366714 0,3730
Таким образом увеличение выручки в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 1 процент увеличило объём прибыли на 3 процента, в 2003 году по сравнению с 2002 - на 1 процент, в 2003 году по сравнению с 2001 годом - на 2 процента.
Самый высокий операционный риск наблюдался в 2001 г.
Таким образом, анализируя динамику изменения затрат можно сделать вывод, что их величина ежегодно увеличивается: постоянные затраты: в 2002 г. выросли на 35процентов по сравнению с 2001 годом, в 2003 году на 9 процентов к 2002 году, в 2003 по сравнению с 2001 годом на 47 процентов; переменные: в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличились на 9 процентов, в 2003 году на 18 процентов к уровню 2002 года, в 2003 году в сравнении с 2001 годом на 28 процентов.
Вместе с тем, увеличивается размер ежегодно получаемой выручки (в 2002 году ее размер вырос на 20,29 процентов по сравнению с 2001 годом, в 2003 году на 14,14 процентов и на 37,30процентов к уровню 2002 года и 2001 года), которое сопровождается сильным изменением прибыли также в стороны увеличения: в 2002 году на 141,42 процент (по плану), в 2003 году - на 85,54 процентов к уровню 2002 года и 259,98 процентов к уровню 2001года. В данной ситуации проявляется действие операционного рычага, который представляет собой потенциальную возможность влиять на доход путем изменения структуры себестоимости и объема продаж. С данным показателем взаимосвязан ряд коэффициентов.
Проанализируем изменения основных из них:
1.Порог рентабельности: выручка, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли составила:
в 2001 году-314127,8 тыс.руб., в 2002 году-368179,64 тыс.руб., в 2003 году-417688,93 тыс.руб. Таким образом, наблюдается изменение данной величины в стороны увеличения, это говорит о том, что необходим рост выручки для получения прибыли.
2.Величина ЗФП взаимосвязана с размером операционного рычага. Чем ниже его сила, тем выше ЗФП, так самое высокое значение операционного рычага наблюдалось в 2001 году-6,97, тогда как ЗФП лишь 14,34 процентов, в 2002 году ОР=6,05 (то есть снижение), ЗФП увеличился до 16,54 процентов, в 2003 году ОР составлял 5,87, а ЗФП - 17 процентов, то есть наибольшее превышение объема производства над величиной выручки, достиг путей для покрытия убытков наблюдалось в 2003 году.
Кроме того, операционный рычаг характеризует деловой (операционный риск): чем больше сила воздействия рычага, тем больше предпринимательский риск : так в 2002 году по сравнению с 2001 годом изменение выручки на 1 процент повлекло изменение прибыли на 3 процента; в 2003 году по сравнению с 2001 годом – на 1 процент; в 2003 году по сравнению с 2001 годом - на 2 процента. Таким образом, наибольший риск наблюдался в 2001 и 2002 годах.
Итак, в данной ситуации величина переменных затрат значительно превышает величину постоянных затрат, следовательно колебание операционной прибыли совпадает с изменениями объема продаж. Так как значение операционного рычага ежегодно снижается, значит, что предприятие обладает гибкостью в управлении своими затратами. Доля постоянных затрат в общих затратах в 2001 году составляла 34 процента, в 2002 году увеличилась до 39 , в 2003 году составила 38процентов. То есть последние годы наблюдалось незначительное их снижение, что также связано с уменьшением влияния операционного рычага (это также связано с большой долей переменных затрат).