Анализ ассортимента и структуры продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшние рыночные условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….…….3
1. Теоретические основы ассортимента и его роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………….5
1.1. Ассортиментная политика предприятия. Основные виды стратегий…….5
1.2. Формирование и управление ассортиментом…………………..…………..8
1.3. Основные показатели анализа ассортимента и структуры продукции….12
2. Анализ деятельности ООО «Арарат»…………………………………..……17
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………17
2.2.Анализ финансового состояния ООО «Арарат»…………………………..22
2.3. Анализ структуры и ассортимента продукции на данном предприятии..26
3. Рекомендации по улучшению ассортимента и структуры продукции на предприятии……………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников………………………………………..….32
Приложения………………………………………...……………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 345.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….….…….3

1. Теоретические основы ассортимента и его роль в деятельности предприятия……………………………………………………………………….5

1.1. Ассортиментная политика предприятия. Основные виды стратегий…….5

1.2. Формирование и управление ассортиментом…………………..…………..8

1.3. Основные показатели анализа ассортимента и структуры продукции….12

2. Анализ деятельности ООО «Арарат»…………………………………..……17

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия…………17

2.2.Анализ финансового  состояния ООО «Арарат»…………………………..22

2.3. Анализ структуры  и ассортимента продукции на  данном предприятии..26

3. Рекомендации по улучшению ассортимента и структуры продукции на предприятии……………………………………………………………………...28

Заключение…………………………………………………………………….…31

Список использованных источников………………………………………..….32

Приложения………………………………………...……………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодняшние рыночные условия требуют от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования, а также анализу ассортимента и структуры продукции на предприятии. С их помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист и менеджер должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях основным фактором повышения эффективности деятельности предприятия является один из разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализ ассортимента и структуры продукции.

Объектом   исследования    данной     курсовой работы     является ООО «Арарат». Предметом выступает ассортимент и структура себестоимости.

Исходя из выше изложенного, необходимо определить цель данной работы – проанализировать ассортимент и структуру продукции. Основные задачи:

  • рассмотреть   теоретические   основы   ассортиментной     политики

предприятия;

    • определить     основные    процессы     формирования   и управления

ассортиментом;

  • произвести   организационно-экономическую   характеристику ООО «Арарат»;
  • оценить финансово-хозяйственную деятельность данного предприятия;
  • произвести   анализ и оценку   ассортимента  и   структуры продукции ООО «Арарат»;
    • определить основные мероприятия по улучшению ассортимента и

структуры продукции  данного предприятия.

Информационной базой  исследования выступают действующие  законодательные акты и нормативные документы, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, используемый при анализе финансовых результатов ООО «Арарат», научные публикации отечественных  и зарубежных специалистов по теме исследования.

Структура курсовой работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников. В процессе написания курсовой работы использовались общенаучные методы такие, как анализ, наблюдение, описание, дедукция и индукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ассортимент  и его роль в деятельности предприятия

1.1. Ассортиментная политика  предприятия. Основные виды стратегий

 

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для  определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом  прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса [9].

Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы  выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами.

Одним из инструментов, которым можно  воспользоваться для решения данной проблемы, является операционный анализ, представляющий собой анализ безубыточности. В его основе лежат действия по определению промежуточных показателей (промежуточных сальдо), позволяющих поэтапно отделить выручку реализации от затрат предприятия [9].

C начала рассчитывается валовая  маржа, как сумма выручки от  реализации за вычетом переменных  затрат. Остаются условно-постоянные  затраты и прибыль, т. е. те  величины, которыми можно управлять.

Следующим шагом является удаление еще и условно-постоянных затрат. Равенство прибыли нулю соответствует безубыточности предприятия. Данный показатель носит название порог рентабельности - это такая выручка (или объем реализации продукции в натуральном выражении), которая обеспечивает полное покрытие всех затрат (переменных и условно-постоянных) и имеет место нулевая прибыль [7]. Порог рентабельности (точку безубыточности) можно определить графическим способом (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Графическое определение порога рентабельности предприятия

 

Если предприятие имеет  дело только с одним наименованием  продукции, то порог рентабельности можно определить по формулам:

      

                 Пр = С / Р – V,                                                     (1)

 

где С – постоянные расходы;

       P – цена изделия;

       V – переменные расходы.

При выпуске нескольких изделий:  

 

                                    Пр = ∑ Qi (Pi – Vi) – Ci,                                           (2)

 

где Q – количество изделий;

       i – i-е изделие (i=1,…, n).

Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка  превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас  финансовой прочности предприятия  и больше сумма прибыли. Запас финансовой прочности – это разность между фактической (или планируемой) выручкой от реализации и порогом рентабельности [7].

При проведении операционного  анализа часто используют такой  показатель, как сила воздействия  операционного рычага (СВОР). Он показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли.

Проведение операционного анализа  требует от финансовых менеджеров не только широкого использования всех необходимых формул, но и умения на основе расчетов делать правильные выводы, а также разрабатывать возможные сценарии развития производства и просчитывать результаты, к которым они могут привести.

Имея в своем потенциале такое мощное оружие, как операционный анализ, можно управлять объемом продаж, зная, сколько необходимо продать продукции, чтобы покрыть затраты. В то же время необходимо помнить, что чем выше порог рентабельности, тем труднее его перейти. Добиться его снижения можно различными путями – повышая цену или объем реализации, снижая переменные и условно-постоянные затраты [13]. С помощью операционного анализа финансовый менеджер ведет поиск наиболее выгодных сочетаний переменных и условно-постоянных затрат, цены и объема реализуемой продукции. Например, иногда лучше снизить цену и за счет этого увеличить объемы продаж. В других случаях целесообразно увеличить некоторые условно-постоянные затраты (например, расходы на рекламу), в результате чего возрастет реализация [13].

Таким образом, ассортиментная политика – это формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и ограничений на различные виды используемых в производстве ресурсов.  Поэтому при ее формировании неотъемлемой частью является анализ финансовой деятельности предприятия и планирование ассортимента и структуры продукции. Особое внимание при разработки ассортиментной политики уделяется снижению затрат на производство и реализацию продукции, используя различные методы финансового менеджмента.

 

 

1.2. Формирование и управление ассортиментом

 

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом  заключается в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Товарный ассортимент — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Он включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой [14]. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными. 

Товарный ассортимент  характеризуется широтой (количеством  ассортиментных групп), глубиной (количеством  позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен) [15].

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Ассортиментная концепция  выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся:

    • разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии

потребителей);

    • уровень и частота обновления ассортимента;
    • уровень и соотношения цен на товары данного вида и др.

Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

Подкрепленная мерами организационного и иного характера по обеспечению выпуска продукции в предусмотренной структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.

Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, например, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения) [12]. Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях с набором конкретных свойств на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи.

Информация о работе Анализ ассортимента и структуры продукции