Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции.
Для реализации цели поставлены и решены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы сущности и содержания конкурентоспособности продукции и факторов ее определяющих;
2) рассмотреть анализ и систему показателей оценки конкурентоспособности продукции;
3) рассчитать показатели для определения конкурентоспособности продукции предприятия;
4) проанализировать показатели конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение 5
1.2 Анализ конкурентоспособности продукции 11
1.3 Пути повышения конкурентоспособности продукции 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 20
Определение величины выручки и прибыли,
эластичности спроса на предложения 20
Расчет процента выполнения договорных обязательств 22
Анализ динамики остатков готовой продукции 25
Определение конкурентоспособности холодильных камер 28
Анализ ассортимента продукции 30
Определение выполнения плана по ритмичности выпуска
холодильных камер 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Мой фхд.docx

— 78.21 Кб (Скачать)

Сравнение с базой –  необходимый элемент оценки, как  уровня качества, так и технического уровня. Выбор продукции, принимаемой  за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом". Что  касается конкурентоспособности, то для  ее оценки необходимо сравнить параметры  анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями  покупателя, а затем сопоставить  полученные результаты. 

Качество выступает как  главный фактор конкурентоспособности  товара, составляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар  обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, — это конкурентный или  высоко конкурентный товар. Имеющиеся  на практике исключения в этом отношении  лишь подтверждают общие положения.

 

 

1.2 Анализ конкурентоспособности  продукции

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

  • техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
  • эстетическим (внешний вид товара);
  • эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
  • нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
  • экономическим (уровень цен на товар, сервисное и его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Существует несколько  показателей для определения конкурентоспособности.

Единичные показатели (g) отражают процентное соотношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

g = (Р/ Р100) * 100. (1)

Описанный показатель позволяет  лишь констатировать факт необходимости  повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра  при выборе товара потребителем.

Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = ∑ аi * gi. (2)

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

I = Gт / Gэ.(3)

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров  для определения фактического положения  изделия на определенном рынке можно  определить долю рынка, контролируемую данным предприятием. Чем больше эта  доля, тем выше фактическая конкурентоспособность  товаров фирмы на данном рынке, и  наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение  доли, занимаемой фирмой на рынке, к  доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение меньше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.

 

 

1.3 Пути повышения  конкурентоспособности продукции.

Конкурентоспособность товара характеризуется экономической  составляющей, включающей выгодность или невыгодность данного товара с точки зрения расходов на его  использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья  и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления  ремонтных работ и снабжения  запчастями, количество рабочих, требуемых  для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др /9/.

В международной практике считается целесообразным выпускать  не одно изделие, а их достаточно широкий  параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем  выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант  закупки.

Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех  рынках, где уже реализуется или  предлагается сбывать товар, о его  конкурентах. Анализу рынков уделяется  основное внимание. Особенно это относится  к оценке тех потребностей, которые  предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и  положительных свойств этого  товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует  ли в данный момент производимая продукция  по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность  его в результате комплексного исследования рынка.

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности  товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

- Продолжать ли производство  данного товара и его сбыт;

- Провести ли модернизацию  производства;

- Снять ли его с производства  и приступить к выпуску нового  товара;

- Провести ли модернизацию  для превращения товара в товар  рыночной новизны;

- Приступить ли к поиску  нового рынка сбыта, с учётом  достаточности финансовых ресурсов, наличия в товаре проводящей  и сбытовой сети,  возможностей  обеспечения сервиса проданного  товара.

Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры. Конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции.

В современном мире создание и производство новых товаров  имеют решающее значение для процветания  предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость  от одного товара, который может  в любое время с учетом непредсказуемых  изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся  на них надежд изготовителей. Основными  причинами являются: недостаточное  владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности  решения:

- изменение состава, структуры  применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции  продукции;

- изменение порядка проектирования  продукции;

- изменение технологии  изготовления продукции, методов  испытаний, системы контроля качества  изготовления, хранения, упаковки, транспортировки,  монтажа;

- изменение цен на продукцию,  цен на услуги, по обслуживанию  и ремонту, цен на запасные  части;

- изменение порядка реализации  продукции на рынке;

- изменение структуры  и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;

- изменение структуры  и объемов кооперационных поставок  при производстве продукции и  цен на комплектующие изделия  и состава выбранных поставщиков;

- изменение системы стимулирования  поставщиков;

- изменение структуры  импорта и видов импортируемой  продукции. 

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной  частью стратегии фирмы. Объектами  прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным  показателям товаров конкурентов.

Важное направление повышения  конкурентоспособности продукции  — совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые  являются мощными инструментами  стимулирования спроса.

При анализе организации  торговли выясняют, имеются ли у  предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес  они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности.

Сервисные услуги и реклама  являются мощными факторами в  конкурентной борьбе за покупателя. Они  требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж?

Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму  прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов  чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.

Подводя итог можно суммируя выделить 3 главных пути повышения конкурентоспособности:

1. Повышения качества  товара;

2. Снижение цены на  товар;

3. Улучшение сбыта товара.

В результате проведенного анализа конкурентоспособности  товара можно сделать вывод о  том, что его цена находится на достаточно низком уровне, а сбыт товара происходит по достаточно организованной системе. Поэтому наиболее целесообразно  для повышения конкурентоспособности  товара начать разработку мероприятий  для повышения качества товара.

Повышение конкурентоспособности  предприятия имеет два направления:

первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе – адаптация  и прямая защита отдельных элементов  деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Анализ конкурентным позиций  предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию  и, как результат, на изменение его  доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики  страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных  институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия  по обеспечению своей конкурентоспособности.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и сторону ее снижения. Как правило, предприятия  осуществляют свою деятельность в различных  социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования  факторов неодинаков. Неполное использование  факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности  предприятия.

Под резервами предприятия  понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные  с сокращением затрат в самом  производстве и по обеспечению деятельности на конкурентном рынке с целью  повышения конкурентоспособности. Специфика таких резервов и их образования заключается в том, что они выступают как результат  взаимодействия внутренней и внешней  среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации в производстве и управлении предприятием обусловливают  возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления  и изучения. Ни одно предприятие  не может достичь превосходства  над конкурентами во всех областях деятельности, но оно может направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. В этих целях необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и позволяющей наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия