Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение анализа использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы конкретного предприятия. Исходя из целей, основными задачами данной курсовой работы являются:
– анализ основных понятий использования трудовых ресурсов предприятия;
– изучение обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;
– исследование фонда рабочего времени, динамики численности персонала;
– проведение анализа фонда заработной платы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.................................................................................3
1.1 Трудовые ресурсы и организация труда на предприятии..............................5
1.2 Анализ использования трудовых ресурсов...................................................11
1.3 Анализ использования фонда рабочего времени..........................................15
1.4 Анализ фонда заработной платы...................................................................17
1.5 Технико-экономическая характеристика цеха 03-34 корпуса «Шасси» механосборочного производства и ОАО «АВТОВАЗ» в целом.......................20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЦЕХА 03-34 КОРПУСА «ШАССИ»..............................................................................................................26
2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.................... 26
2.2 Анализ использования рабочего времени.....................................................33
2.3 Анализ фонда заработной платы....................................................................37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…................................................43
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

Курсовая по анализу.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

      законодательством;

      • редакционно-издательская и полиграфическая, организация выпуска

      литературы  массового спроса;

      • изготовление документов строгой отчетности - талонов на спецпитание, билетов на спортивные и зрелищные мероприятия, путевок на собственные базы отдыха и других бланков для оформления расчетов с населением и другие;

      • изготовление штампов и печатей;

      • теле- и радиовещание, выпуск и прокат аудио- и видеоматериалов;

      • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, деловых встреч, как в Российской Федерации, так и за рубежом;

      • реклама на всех видах рекламоносителей как в Российской Федерации, так и за рубежом;

     • организация работы столовых, баров, кафе, ресторанов;

     • экспортно-импортные операции и иную внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством;

     • педагогическая деятельность, организация работы курсов, семинаров,

     кружков, обучение на территории Российской Федерации и за рубежом;

     • ипотека, приобретение и продажа в собственность жилых и нежилых зданий, помещений, сооружений и земельных участков;

     • организация работы платных автостоянок, гаражей, станций технического обслуживания, бензо- и газозаправочных станций;

     • самостоятельно определяет свою организационную структуру, создает

     дочерние и зависимые общества.[17]

       Во  многом успешное продвижение на рынках зависит от эффективного функционирования сервисно-сбытовой сети, которая является одним из главных конкурентных преимуществ  ОАО "АВТОВАЗ" и в настоящее  время также реформируется.

     Органами управления являются: общее собрание акционеров, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган (правление), единоличный исполнительный орган (президент).

     В мировой практике формирования организационных  структур управления на промышленных предприятиях существует достаточное количество различных организационных структур и их гибридов, но дальше функциональной департаментализации – первоначального и простейшего варианта бюрократической модели – большинство отечественных предприятий не идут. Не избежало такой тенденции и ОАО "АВТОВАЗ". Функциональная департаментализация, существовавшая здесь на протяжении многих лет, начала претерпевать изменения в ходе создания адаптивных структур на проектно-матричной основе. Создание таких структур в экономико-финансовых службах, службах безопасности предприятия способствовало росту эластичности иерархической структуры управления и в целом дало существенную экономию трансакционных издержек, привело интеграции производственного сектора предприятия, исправлению основных недостатков функциональной департаментализации, развитию новых перспективных направлении на предприятии в целом. Последние реализованные проекты автомобилей ("Lada Kalina" и "Lada Priora") формировались как раз с учетом влияния сформированных адаптивных на проектно-матричных структур, с целью эффективного использования оборотных средств предприятия и современной постановки на производство модельного ряда автомобилей этого класса.

       Механосборочное производство (сокращенное название МСП)  — это многогранное и многопрофильное подразделение на АВТОВАЗе. Организационная структура механосборочного производства представлена в приложении 1.

       В МСП, уникальному по энерговооруженности  и техническому оснащению, изготавливаются  все механические узлы - двигатели, коробки передач, рулевые механизмы, цилиндры систем тормозов и сцепления, передний привод, редукторы заднего моста , - которые поставляются на сборочные конвейеры в комплекте.

         Годовой объем выпуска составляет более миллиона комплектов с учетом запчастей. Потребителем продукции механосборщиков выступает не только АВТОВАЗ, но и другие автозаводы России. Численность персонала составляет порядка  13 000 человек. В производстве общей площадью свыше 520 тысяч кв.м. размещены 11 102 единицы оборудования, в том числе металлорежущего – более 5,5 тысяч единиц (из них 329 автоматических линий, 580 станков с числовым программным управлением), 386 единиц кузнечно-прессового оборудования, 350 единиц сварочного, а также другое оборудование. Для сборки автомобилей на главном конвейере МСП поставляет более 300 наименований деталей и узлов.

     В 2009 году были изготовлены механические узлы и агрегаты на сумму свыше 12 миллиардов рублей для производства автомобилей в ОАО «АВТОВАЗ», поставки автокомплектов на предприятия  внешней сборки. Были изготовлены запчасти на сумму около 1,5 миллиарда рублей. Также в МСП АВТОВАЗа в 2009 году было произведено специальное технологическое оборудование на сумму почти 60 миллионов рублей.

     В механосборочном производстве ВАЗа корпус «Шасси» был создан одним из первых — в январе 1967 года, когда в штатном расписании Волжского автозавода появились цеха шасси-1, шасси-2, шасси-3 и шасси-4. Для них была определена главная задача – выпуск заднего моста, передней подвески, узлов тормозной системы и коробки перемены передач для автомобиля ВАЗ — 2101. Численность рабочих корпуса «Шасси» составляет 1 494 человека. В Шасси-4 идет сборка заднего моста  на  «классику», «Ниву», и «Шевроле Ниву». В 1970 году цех 03-34 – дифференциация балки заднего моста, выпустил свою первую продукцию. Сегодня корпус «Шасси»  - одна из «горячих точек» механосборочного производства, где работа идет непрерывно и энергично.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ЦЕХА 03-34 КОРПУСА  «ШАССИ».

2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

     

      Достаточная обеспеченность предприятия нужными  трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень  производительности труда имеют  большое значение для  увеличения объемов продукции и повышения  эффективности производства.

    Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью предприятия. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий.

    Проанализируем  обеспеченность цеха 03-34 персоналом по отдельным категориям в 2008 – 2009 годах, результаты анализа обобщим в  таблицу 2.1.  

Таблица 2.1

      Анализ  обеспеченности предприятия персоналом

№ п/п Наименование  категорий персонала Факт  за  2008 год 2009 год Отклонение, (+/-) Процент обеспечен - ности
план факт от плана от 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Среднесписочная численность 652 443 449 6 -203 101,3
2. в т. ч. рабочих: 617 418 424 6 -193 101,4
3. из них основных 515 364 354 -10 -161 97,2
4. вспомогательных 102 54 70 16 -32 129,6
5. РСиС 35 25 25 0 -10 100
 

      Результаты  анализа показывают, что состав работающих по категориям персонала в цехе 03-34 значительно изменился,  численность  работников в  2009 году персонала  имеет тенденцию к снижению.  Это связано с тем, что «АВТОВАЗ» переживает тяжелейший кризис за всю свою историю. В 2009 году завод работал в одну смену вместо трех, как было год назад, и часть людей временно оказалась не у дел. Был разработан и принят антикризисный план, предусматривающий вывод ОАО «АВТОВАЗ» на уровень безубыточности, модернизацию существующего и создание новых производств.   При этом АВТОВАЗ не планировал массовых сокращений работников трудоспособного возраста. С 1 июля по 15 октября фактическая численность персонала уже сократилась на 6 тыс. человек за счет сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста. Однако  были еще и работники трудоспособного возраста, которые были  уволенных в порядке перевода из ОАО «АВТОВАЗ» в дочерние общества - ООО "АВТОВАЗ-Перспектива" и ООО "Реформинг-Центр", которые созданы в рамках реализации антикризисной программы. Финансирование дочерних обществ взял на себя федеральный бюджет. Через два года, когда запустят новую сборочную линию,  работники получат свои рабочие места. Поэтому среднесписочная численность персонала цеха 03-34 в 2009 году по сравнению с 2008 году уменьшилась и составила 203 человека.

     Рядом с анализом  обеспеченности  и  наличия  трудовых  ресурсов  исследуется  структура  персонала предприятия.

     Удельный  вес каждой категории работающих меняется с развитием техники, технологии, организации производства. Повышение организационно-технического уровня производства приводит к относительному сокращению численности служащих и росту удельного веса рабочих в общей численности работающих.

      Совершенствование техники, технологии, организации производства, особенно обслуживающих производств (механизация погрузочно-разгрузочных и транспортных работ и т.д.), приводит к изменению соотношения основных и вспомогательных рабочих. Удельный вес основных рабочих возрастает, а вспомогательных сокращается.

      Рассмотрим  структуру и динамику персонала  цеха 03-34 за период 2008 – 2009 годы в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 

Структура и динамика персонала  

№ п/п  
Наименование  категорий персонала
2008 год 2009 год
количество,чел. удельный вес, % количество,чел. удельный вес, %
1 2 3 4 5 6
1. Среднесписочная численность 652 100 449 100
2. в т. ч. рабочих: 617 94,63 424 94,43
3. из них основных 515 78,91 354 78,84
4. вспомогательных 102 15,64 70 15,59
5. РСиС 35 5,36 25 5,56
 
 

     Данные  этой аналитической таблицы показывают, что в анализируемом  цехе  удельный    вес    рабочих  в 2008 – 2009 годах изменился незначительно  и составил 94,63% и 94,43 соответственно. Происходит  снижение численности  и увеличение удельного веса руководителей, служащих и специалистов. Так, в 2008 году удельный вес РСиС в общей численности работников составлял 5,35%, а в 2009 году – 5,56%.

     Немаловажное  значение при анализе состава  персонала предприятия имеет  анализ качественного состава основных рабочих по уровню квалификации (таблица 2.3).

     Анализ  уровня квалификации рабочих по среднему тарифному разряду и среднему тарифному коэффициенту, рассчитанных по средневзвешенной арифметической показал, что их квалификационный уровень практически не меняется. В 2008 году средний тарифный разряд составил 4,09, в 2009 году – 4,12, а средний тарифный коэффициент  в 2008 – 2009 годах составил 1,20 и 1,17 соответственно. В структуре рабочих основную долю занимают рабочие 4 разряда. Однако доля неквалифицированных работников достаточно большая. Необходимо, планируя кадровое обеспечение, планировать и повышение квалификации работников.

Таблица 2.3

Состав  рабочих по уровню квалификации

№ п/п Разряд  рабочих Тарифные  коэффициенты Численность рабочих по «1» тарифной сетке
2008 год 2009 год
1 2 3 4 5
1. 1 1,00 0 0
2. 2 1,04 10 6
3. 3 1,09 122 63
4. 4 1,15 356 242
5. 5 1,29 81 65
6. 6 1,49 66 59
7. 7 1,55 17 14
8. Итого   652 449
9. Средний тарифный разряд   4,09 4,12
10. Средний тарифный коэффициент   1,20 1,17

Информация о работе Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы